Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.
статья
Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним»
Л.Н.Толстой.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование представляет собой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Создание инклюзивной культуры школы, преодоление эксклюзии тесным образом связано с формированием школьного сообщества и принятием инклюзивных ценностей не только учителями, родителями и помогающими специалистами, но, что не менее важно, всеми учениками, в том числе и учениками с особенностями развития.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками подразумевает обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.
Специальное корригирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его научное обоснование неизбежностью опирается на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
Решение задачи всестороннего развития детей с тем или иным дефектом в наибольшей степени зависит от правильного понимания сущности дефекта и особенностей их развития. Изучение указанных особенностей позволяет обосновать содержание и методику обучения в школе.
Современная школа должна быть доступной для детей разных возможностей и особенностей здоровья, а педагог должен быть готов к обучению разных детей.
Организация образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования имеет социальную направленность, определенные экономические, организационные и политические стороны. По сроку действия и степени воздействия на будущие решения являются стратегическими; имеют свою специфику (уникальность). Проблема затрагивает большинство ОУ. Решение проблемы требует однозначной и четкой определенности по всем связанным с ней вопросам.
В соответствии с принятой в 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов, государства-участницы обязаны обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни. При этом необходимо соблюдать следующие организационные принципы:
инвалиды должны присутствовать в системе общего образования, а дети-инвалиды в системе бесплатного и обязательного начального и среднего образования;
инвалиды наравне с другими должны иметь доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания;
обществу необходимо обеспечивать разумное приспособление среды, учитывающее индивидуальные потребности инвалидов;
инвалиды должны внутри системы общего образования в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию получать требуемую индивидуализированную поддержку для облегчения их эффективного обучения.
3 мая 2012 года Конвенция ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») и стартовал процесс приведения всего российского законодательства (федерального и регионального) в соответствии с международным документом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобраз...
Законодательные основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации
Презентация...
I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»
I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»...
Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
Для учителей-дефектологов корекционных школ...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...