Конспект урока литература Платонов "Никита"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Конспект урока литература Платонов "Никита"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_platonov_nikita.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема урока: А.П. Платонов «Никита»
Цели урока:
Познавательные: познакомить учащихся с творчеством А.П. Платонова, проанализировать рассказ «Никита», совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивающие: развить устную речь учащихся, развить воображение и творческое мышление, развить умение пересказывать текст.
Воспитывающие: воспитать читательский вкус учащихся, Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: в центре нашего внимания герой рассказа- мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Вы прочитали рассказ дома, поделитесь вашими впечатлениями.
Проверка домашнего задания: ребята, у вас было задание – прочитать рассказ А.П. Платонова «Никита». Какие чувства вызвало у вас данное произведение? Понравилось ли вам оно? Что осталось непонятным?
Объяснение нового материала:
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
Ребята, приступим к анализу рассказа:
Какие чувства у вас вызвал рассказ?
Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
После первого прочтения как бы вы определили:
Тему рассказа?
Основную мысль?
Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
Давайте разделим рассказ Никита на 3 основные части и озаглавим их:
Первая часть: мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
Вторая часть: Никита «живёт один».
Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок. Зачитать).
Почему мир стал агрессивным? (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
Третья часть: возвращение отца:
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
Итоги урока:
Слово учителя: Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
1.Подобрать пословицы о труде;
2.Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
3.Составить рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....