Урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы в 7 класс. "Тарас Бульба - народный герой" в повести Н.В.Гоголя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба –народный герой. 7 класс
Цели:
- Дать понятие о народном герое и героической повести.
- Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ.
- Развивать патриотические чувства.
Оформление:
определение «повесть» и «героическая повесть» на доске.
Ход урока
- Оргмомент.
- Слово учителя:
Беседа.
Наша работа с повестью «Тарас Бульба» подходит к концу, и сегодня мы с вами рассмотрим образ главного героя, именем которого Н.В. Гоголь назвал свое произведение. Тема нашего урока «Тарас Бульба - народный герой».
- Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?
- Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?
(Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней -умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках - трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)
- Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь?
(Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Решение Тараса вести сыновей в Запорожскую Сечь продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье - настоящая воинская школа и наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином.
Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)
- Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью Запорожской Сечи? О чем он мечтал?
(Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их выступить против турок.)
Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе.
(Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе в сокращении)
- В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)
- А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)
Именно чувство коллективизма делало казаков сильными. Каждый из героев повести чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельном слиянии личных интересов человека с интересами общенародными - идейный пафос этого произведения.
- Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?
(Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)
- В чем особенность текста?
(Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.)
Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.
- В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?
(Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.)
- Как вел себя Тарас – полковник во время боя?
(Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»)
Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.
-Чем отличаются эти эпизоды?
а) казнь Андрия;
(Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.
В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.)
б) присутствие на казни Остапа?
(С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)
Найдите в 10 главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?
(В последних главах повести описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г. Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Изменилось и выражение его лица:
«...три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».
Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».
И дальше читаем: «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным, и, положив ружье, полный тоски, садился на морской берег».
Всё пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и всё грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.
Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.)
Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».
- Повлияли ли изменения в характере Тараса на его дальнейшую судьбу? (Жестокость Тараса и его казаков вынудила польское правительство)
- Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? - - - Почему Тарас не оставил люльку?
(Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.)
- Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?
(Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.)
Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
(Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.)
2. Задание классу: «Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы».
Примерная запись:
- Любовь к родине и ненависть к врагам;
- Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
- Прямота и суровость нрава;
- Замечательные черты его как полководца;
- Высоко развитое чувство товарищества.
- Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть.
Литературоведы пишут «Тарас Бульба» - героическая повесть. С определением повести вы уже знакомы.
Прочитайте записанное на доске определение повести и подумайте, какой смысл в определении повести как жанра добавляет слово «героическая»?
Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.
(После прослушивания ответов учеников читается и записывается в тетрадь определение героической повести)
Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.
Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
- Почему Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической?
(Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.)
3. Заключительное слово учителя.
Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости-восстании, приводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в героической, самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей».
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
- Итог урока (вывод)
Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
- Домашнее задание
Подготовить связный рассказ о Тарасе Бульбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...