разработка урока "Образ Катерины Измайловой в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

Разработка урока с презентацией к фрагменту урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность данного урока заключается в том, что, во-первых, поднимает важные нравственные вопросы: на примере судьбы героини очерка обучающиеся смогут самостоятельно делать правильный собственный выбор в мире мыслей, чувств и нравственных ценностей и уметь отвечать за этот выбор, во-вторых, формирует познавательные учебные действия: анализируя образ героини очерка Н.С.Лескова, развиваются способности обучающихся ориентироваться в знании содержания произведения, анализировать поступки героини, уметь  видеть их причины и следствия. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия:  в ходе проблемного анализа художественного текста развиваются способности обучающихся  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; донося свою позицию, уметь понимать и принимать  взгляды собеседников, делать определённые выводы.

Тема. Образ Катерины Измайловой в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Тип урока: личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.

ЦЕЛЬ:  Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа как составляющей интерпретации:

Образовательные цели и задачи:

1.способствовать становлению умения оценивать поступки героев;

2.развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа,

3.вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.

Развивающие цели и задачи:

1.развивать критическое мышление при анализе и оценке образов очерка;

2.развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

3.развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением;

4.совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.

Воспитательные цели и задачи:

1.воспитывать у учащихся нравственное чутьё,

2.воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет Н.С. Лескова, репродукция картины Кустодиева «Купчиха», репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал

Слайд-проектор, демонстрационный экран.

Приемы:

- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,

- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),

- использование ТСО и средств наглядности

Методы:

- метод эвристической беседы,

- исследовательский метод,

- проблемные методы,

- объяснительно-иллюстративные,

- сравнение и сопоставление образов героев.

                                              Ход урока:

1.Организационный момент

Прослушивание музыкального произведения Сэмюэля  Барбер: Адажио

-Какие чувства вызвало у вас музыкальное произведение?

-Как вы думаете, как оно может быть связано с нашим уроком?

(Муз.произведение отражает состояние тревоги, которая нарастает. Такими же чувствами проникнуто то пр-ие, которое мы  изучаем.)

-Произведение прочитано. Кто из героев повести в центре авторского внимания?

(Катерина Измайлова)

2.Актуализация знаний.

1.Учащимся предлагается высказать свое мнение «Что я могу сказать о главной героине?», «Какие мысли, чувства у вас остались после знакомства с этим образом?»

( учащиеся высказывают свою точку зрения: одни считают, что жертва, другие – преступница)

2. Сейчас я предлагаю вам посмотреть картины Бориса Кустодиева с изображением купчих.(просмотр презентации)Слайды 1-6

Какими изображает купчих художник?

Делаем вывод Слайд 7

-Можете ли вы отметить общее в произведениях Б.Кустодиева и Н.С.Лескова?

Слайд 8

3. Постановка проблемы

- Так кто же она, Катерина Измайлова?

(проблемная ситуация определена)

4.Открытие нового знания.

Выражение нового знания в новой форме

С чего начнем наше исследование? (с заглавия)

Сообщение ученика, подготовившего информацию дома.

Лесков начал писать «Леди Макбет Мценского уезда» осенью 1864 года, определив жанр произведения как очерк. Впервые повесть опубликована в январе 1865 года в журнале «Эпоха» под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» как «1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности». Окончательное название появилось при публикации в 1867 году в сборнике «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» после значительной стилистической переработки журнального варианта. Сам Лесков называл свою повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере.

-Зачем автор изменил название.  Да, конечно, чтобы предать черты типичности и одновременно указать на провинциальность героев.

Сделаем компонентный анализ каждого слова темы.

ЛЕДИ                МАКБЕТ        МЦЕНСКОГО        УЕЗДА

Англ.        У. Шекспир,        русский уезд,        типичный для России

женщина        название

        трагедии

                                                                                   типичные

женская        трагедия, кровь,                 российские темы и проблемы

тема        смерть, преступление                народной жизни, нар. Характера

- Обратимся к эпиграфу  «Первую песенку зардевшись спеть»

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

В ходе ответов учащихся подходим к выводу - труден  первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу

- Так что же мы извлекаем из названия и эпиграфа?

ПРЕСТУПЛЕНИЕ начинается тоже с первого шага, тема преступления, совершённого женщиной, заявлены уже в заглавии и эпиграфе.

- Поработаем с именем героини

(Сообщение подготовленного ученика, в ходе сообщения делаем записи)

КАТЕРИНА                               ЛЬВОВНА              ИЗМАЙЛОВА

(греческое имя)

Чистая                                     хищность                     измаялась

Ясная                                       царственность            мается

Искренняя                              звериное начало         мучается

НО                                                 НО                               НО

Решительная                          Кошка                          Измаил - крепость

Непредсказуемая                   Ласковая                      Воинственная  

Цельная                                  Свободолюбивая          Решительная

Вывод: Катерина Львовна Измайлова – натура прочиворечивая.

~ Какие ещё художественные средства использует Лесков, чтобы создать образ Катерины?

  (образ жизни героини, поступки, отношения с другими людьми и т.д.)

Результатом нашей работы будет заполненная таблица

         Средства                        

Портрет, имя    

Речь

Поступки

Образ жизни

Отношения с другими           героями

Отношение автора к героине

Образ Катерины Львовны Измайловой

Работа с таблицей. Анализ и интерпретация портрета героини, образа её жизни, отдельных черт характера. Работа в парах.

. Слушая первую пару, который находил в 1 главе описание внешности героини (портрет), оформим графу «Портрет». Тем более что это одно из ярких средств, позволяющее интерпретировать образ героя. Иванов Максим – читает описание из 1 главы. «Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы».

Почему автор наделяет героиню такими чертами?

~ Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор в портрете? Зачем?

Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в портрете:

  • Антитеза (не красавица, но очень приятная)
  • Контраст (белый – чёрные)
  • Цветопись («белый, чёрные, досиня чёрные»)
  • Эпитеты («выточенная, тоненький, крепкая, живые»)
  • Сравнение («точно из мрамора»)

Вывод:

ЦВЕТОПИСЬ  и   АНТИТЕЗУ автор использует, видимо, чтобы показать противоречивость героини.

             Чёрные глаза, досиня чёрные волосы                                белый лоб

Возникает проблемный вопрос: «Кто она, Катерина Львовна Измайлова?

Светлая,                                                                                    Тёмное,

чистая, ясная, добрая,        ИЛИ        необузданное, жестокое,

искренняя, духовная         рациональное, бездушное,

натура, боящаяся греха        звероподобное существо,

               =                не боящееся греха

Катерине Кабановой        ?

 Вторая пара расскажет об образе жизни К.Л. Измайловой, зачитывая фрагменты,, а класс работает с таблицей. Чтение фрагментов. Читает Вашпанов Павел

 «При всем довольстве и добре житьё Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, — опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется — опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было. Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания».

«На  шестую  весну Катерины Львовниного замужества у Измайловых прорвало мельничную  плотину.  Работы  на  ту  пору,  как  нарочно,  на мельницу было завезено  много,  а  прорва  учинилась огромная: вода ушла под нижний лежень холостой  скрыни,  и  захватить  ее  скорой рукой никак не удавалось. Согнал Зиновий  Борисыч  народу  на  мельницу  с  целой  округи,  и  сам  там сидел безотлучно; городские дела уж один старик правил, а Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна-одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше».

~ Как жила героиня в доме своего мужа?

~ Какую группу однокоренных слов применяет автор в 1 главе, чтобы показать душевное состояние героини? Найдём, работая с текстом.

        «скука непомерная, житьё самое скучное, скука русская, скука купеческого дома, скучною жизнью живёт, на эту скуку».

        

~До чего доводит Катерину Львовну такой образ жизни?

«…скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури», скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться».

Понаблюдайте, что противопоставляет Лесков, используя данные наречия и «ключевые слова»? До чего доводит Катерину Львовну образ жизни в родительском доме?

Читает Захаренков Арсений

«Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого».

Составляем кластер

Теперь, тут                                                                                Раньше, тогда, в девушках

запертый терем        простота и свобода

высокий забор        покупаться бы

цепные собаки        пробежать на реку

попрёки мужа и свёкра        обсыпать молодца лузгою

           тоска, доходящая до одури,  «слоняет слоны из комнаты в комнату»,

                                    «скука, от которой весело даже удавиться» 

Вновь возникает антитеза: противопоставление СВОБОДЫ и НЕСВОБОДЫ, НЕВОЛИ.

~ Какие черты характера отмечает автор у своей героини?

Сообщение 3 пары, которая зачитывая фрагменты текста, делает выводы.

(гл. 2) «Я в девках страсть сильная была … Меня даже мужчина не всякий одолевал». Катерина Львовна отравляет своего свекра. Катерина Львовна обещает сделать Сергея купцом. Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Совершает ряд хладнокровных убийств. (гл. 4) «Катерине Львовне без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя.

Вывод: данные фрагменты позволяют сделать вывод, что Катерина Измайлова – женщина решительная.

-Как же сложилась судьба Катерины Измайловой? (Сообщение ученика, подготовленное дома)

Замуж она вышла за взрослого мужчину, к которому у неё не было никаких чувств. Катерина переехала жить к нему в дом и там начала заметно увядать. Муж не обращал на неё никакого внимания, от этого девушка перестала получать радость от жизни.
Спустя время героиня встретила Сергея и сразу же в него влюбилась. Эти чувства вскружили ей голову, она больше не могла думать ни о чём другом. Как бы она ни хотела скрыть всё это, её секрет был раскрыт. Об отношениях Катерины и Сергея стало известно другим людям. Отчаивающаяся девушка пошла на страшный грех — убийство мужа и свёкра. Она убивает Федю – ребенка,  который, по ее мнению, мешает ей жить.
Осужденная, она страдала только от возможности быть рядом с Сергеем, но когда узнает о его предательстве, она убивает Сонетку и погибает сама.

- Какие черты характера вы можете выделить в героине? Докажите цитатами.

Автор постоянно напоминает нам о зверином начале.

Глава 5 («просто, как крысы в амбаре, умер свекор»);

Глава 8 («Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея»;

Глава 15 («Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу».

-Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся — страстность. Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений.

 «Конец главы 6: «Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья».)

- «…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт». (Н.Лесков «Несмертельный Голован»).

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

Катерина Измайлова «перешагнула», ее счастье грешное.

Убийство свекра («просто, как крысы в амбаре, умер свекор»).

О смерти человека вскользь, походя.

Убийство мужа (конец главы 7 –гл.8)

Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какой-то гордостью. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма).

В самой сцене убийства показывается холодность, жестокость Катерины. Она одним движением накрыла лицо мальчика подушкой и не сказала ни слова до самой его смерти. Ужас этого поступка усиливает то, что сама Катерина была в этот момент уже беременна. Кроме того, в тот вечер был праздник Богородицы, праздник матери. Катерина Львовна совершила самое страшное из цепочки своих преступлений: убила ребёнка. И даже его ангел-хранитель, житие которого он перед смертью читал, не смог его от этого преступления уберечь.

Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством «собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом». Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.

Нарушен высший нравственный закон, ибо высшая ценность на земле— это жизнь.

- Как вы думаете, заложены ли в детстве в душе героини качества, располагавшие к преступлениям? Она чем-то выделяется в детстве?

    Учитель:  Вспомним героиню «Грозы» Катерину Кабанову.Если Катерина Кабанова имела духовный потенциал, поэтическую натуру, то Катерина Измайлова лишена этого, не за что её «зацепиться душой», она не читает («читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя Киевского патерика, в доме их не было»), вера в Бога её не спасает от безделья, от духовной деградации. Следовательно, Н. Лесков не поэтизирует свою героиню, показывает противоречивость русского национального характера, которая и приводит, как правило, к трагедии.

- Катериной Львовной нарушен высший закон, заповедь Божия – «не убий», ибо

высшая ценность на земле – это жизнь. Поэтому так велика нравственная глубина

падения Катерины и Сергея. Итак, суд земной и суд людской свершился. Произвёл

ли он особенное впечатление на героиню ?

(Нет, « Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветёт счастьем».

Любит она ведь по-прежнему.)

-  Изменила ли лесковскую героиню каторга ?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а

страдающая от любви, отвергнутая женщина.)

- Жалко её ? Почему ?

( Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее : «Она хотела

сказать себе: « не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его «ещё горячее, ещё

больше…». Чем безогляднее её любовь, тем откровеннее циничное отношение и

циничнее надругательство Сергея над её чувством.)

- Бернард Шоу предостерегал : «Бойся человека, Бог которого на небе».

Как вы понимаете эти слова ?

( Бог – совесть , внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова

была Катерина Львовна до каторги.

-Больна душа Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений

пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей

раньше ни чувства, ни чувства раскаяния.

- Как показано пробуждение чувства вины в Катерине ? (Текст. Гл. 15)

(«И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса

Тимофеевича, из другого вала выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим

головкой Федей»)

5.  Проверочная работа. Контроль знаний.

  (Методика незаконченных предложений). Заранее раздаются половинки листочков.

1) Катерина Львовна Измайлова –… жена

2) В очерке мы видим реминисценции из …

3) Портрет героини построен на …

4) У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет …

5) «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова: …

6.Рефлексия. Итоги:

Кто Катерина Измайлова,- страстная натура или ………….?

Для меня леди Макбет – это имя, несущее в себе…..?

Какой вопрос я хотела задать бы леди Макбет…..?

7.Домашнее задание

 1) Заполнить графы таблицы: «Отношения с другими, поступки героини».

 2) Индивидуальные задания:

Творческая работа по образу Катерины «Зеркало души – её деяния» (У. Шекспир),

«Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ русской купчихи на полотнах Бориса Кустодиева и в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Автор учитель русского языка и литературы МБОУ Михейковская сш Смирнова Елена Евгеньевна

Слайд 2

Борис Михайлович Кустодиев

Слайд 3

« Купчиха за чаем» (1918 )

Слайд 4

«Купчиха» 1915 г.

Слайд 5

«Купчиха с зеркалом» (1918 )

Слайд 6

«Купчиха на балконе» (1920) «Купчиха на прогулке» (1920)

Слайд 7

Купеческий мир на полотнах Б.Кустодиева На своих полотнах Б.Кустодиев изображает изобилие как непременный атрибут быта купцов, связанный не столько с накопительством купечества, сколько заключающий в себе народные представления о счастливой жизни, в которой должно быть много красоты и богатства. На картинах Б.Кустодиева всё: дорогие меха, роскошные шали, пуховые платки, шёлковые платья, драгоценности, ритуальные чаепития с самоваром, арбуз, манящий к себе не хуже, чем фламандские фруктовые натюрморты, и выгнутая спинка кота, подчёркивающая довольство своим существованием, - всё свидетельствует о жизни-благодати, жизни-удовольствии.

Слайд 8

Мир купечества в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Купеческое изобилие Н.С.Лесков, показанное на примере дома Измайловых, сродни кустодиевскому . «Дом Измайловых…был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные». И внешней статью героиня Н.С.Лескова схожа с кустодиевской купчихой: росту, правда, «она была невысокого», но «шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая».

Слайд 9

Интернет-ресурсы: https://i.7fon.org/thumb/370052.jpg https://ru.depositphotos.com/9840143/stock-photo-old-books.html https://jooinn.com/images/grunge-background-265.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Губительная сила страсти (по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Губительная сила страсти (по очерку Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"). Вы привыкли к типу русской женщины, возведённой на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым и вдруг… убийца...

"Две Катерины ( по пьесе "Гроза" и очерку "Леди Макбет Мценского уезда"

Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"....

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....

Урок литературы в 10 классе по очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Урок литературы в 10 классе по очерку Н.С.лескова "Леди Макбет Мценского уезда" преследует следующую цель: постижение трагедии человеческой души в её взлётах и падениях. Тесна связь с пьесой А.Н.Остро...

Материалы по очерку Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Материалы для подготовки к уроку по очерку...