Губительная сила страсти (по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Губительная сила страсти (по очерку Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"). Вы привыкли к типу русской женщины, возведённой на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым и вдруг… убийца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makbet.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША
Губительная сила страсти
(по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет
Мценского уезда»).
Цели урока:
Учебная – вызвать интерес к творчеству писателя; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; помочь раскрыть суть очерка, анализируя поведение и психологическое состояние главной героини .
Воспитательная – пройдя определённый отрезок жизненного пути с героиней, прийти к осознанию меры ответственности перед собой и другими людьми.
Развивающая – развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий повести; пробудить у учащихся желание высказать собственное мнение на излагаемые в повести события.
Оформление урока:
- Портрет Н.С. Лескова;
- Видеофильм по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»;
- Иллюстрации к очерку Н.С. Лескова известных художников и выполненные учащимися.
Эпиграф к уроку:
Иной раз … задаются такие характеры,
что… о некоторых из них никогда
не вспомнишь без душевного трепета.
Н. Лесков
Учитель: Я сейчас прочитаю вам своё стихотворение, напрямую связанное с темой данного урока, и вы поймёте, что нам предстоит попробовать раскрыть ещё одну загадку женской души.
Женская душа – загадка, и вывод сей, увы, не нов,
Над нею бьётся не одно десятилетье
Немалое количество умов.
И прежде, чем её решать возьмёмся,
Позвольте, вам напомню я:
Для многих героинь литературы
Любовь – основа жизни, бытия.
Вот Марья в сказке. Как она любила!?
Три пары башмаков железных износила,
Три посоха чугунных изломала,
Три хлеба каменных от горя изглодала.
А Ярославна!? Как она рыдала,
По князю Игорю как горевала!?
Татьяна Ларина и долг-любовь её…
Напомню вам произведение сиё:
«Я к Вам пишу, к чему лукавить,
Но я другому отдана и буду век ему верна».
А непонятная Катюша из «Грозы»!?
С такою чистою и светлою любовью
Ведь вырвалась из мрака темноты,
Пусть заплатив, немыслимой ценою.
Святые женщины! Они любовь дарили
И безоглядно, бескорыстно все любили,
По краю пропасти они не раз ходили,
Но не предали никого и не убили.
А есть другая женская любовь –
То страсть-любовь: она, мучительная, злая.
Всё переступит, все законы обойдёт:
Измайлова Екатерина Львовна –
Её любовь как раз такая.
Мы прочитали очерк Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и, конечно, не могли не заметить странность названия этого произведения. В чём же заключается эта странность?
«Леди Макбет – ассоциация с трагедией Шекспира (высокий литературный жанр). «Мценский уезд» - глухая российская провинция. Зачем автор свёл в одном названии понятия из разных стилистических пластов? (в ходе беседы выяснилось: чтобы расширить масштабы происходящего в очерке, то есть такие события могли развернуться в любом уголке мира). После осмысления названия на интерактивной доске появляется запись:
«Леди Макбет Мценского уезда»
трагедия глухая российская
(высокий жанр литературы) провинция
автор расширяет масштабы
происходящего в очерке
Главная героиня очерка Измайлова Катерина Львовна, о ней сегодня на уроке и пойдёт речь. Вот уже шестой год вы изучаете литературу. О многих героинях говорили на уроках (только небольшую часть имён я назвала в своём стихотворении). Вы привыкли к типу русской женщины, возведённой на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым и вдруг… убийца. Может быть это вымысел автора, что женщина ради любви-страсти может убить четверых, пойти на каторгу, покончить жизнь самоубийством?
«Нет, - говорит критик Апполон Григорьев, - Катерина Измайлова – это блестящий действительно, и страстный действительно, и хищный действительно тип, который в природе и в истории имеет своё оправдание своей возможности и своей реальности».
Проблемный анализ очерка
Начинает свой очерк Лесков рассуждением о сильных характерах: обратимся к эпиграфу. Это предупреждение: готовься, читатель, ты увидишь страшную драму, хищницу в лице женщины.
Сейчас прозвучит художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Измайловой), а вы подумайте, что же послужило причиной страсти? (Оказывается, что скука).
Катерина в «Грозе» А.Н. Островского – возвышенно-лёгкая, поэтичная. А какова была в «девках» Катерина Львовна? («Я в девках страсть сильна была.. Меня даже мужчина не всякий одолевал»). Гордится Катерина Львовна своею силою, но оказалось, что главное то свойство натуры не сила вовсе, а решительность. Прочтите, как «Сергей обнял молодую хозяйку», а она «не успела даже распорядиться своею хвалёною силою». (страсть захватила её всю)
Очень хорошо о решительности говорит король Макбет:
Я смею всё, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке). Подтвердите текстом упоминание Лескова о зверином начале человека. («Просто, как крысы в амбаре, умер свёкор - гл.15; Зиновий Борисыч, как зверь закусил горло Сергея – гл.8; Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкопёрую плотвицу» – гл.15).
Давайте попробуем в течение урока схематически изображать на интерактивной доске движение Катерины Львовны сначала по человеческой дороге, а далее её постепенное падение на звериную тропу. (Человеческая дорога: живёт, скучает; накрыла страсть; измена мужу).
Катерина Львовна пока ещё человек, но, правда, с низменным пороком – измена мужу. Супруг в отъезде, и как же теперь без него живёт жена? («Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные хозяйкины уста поцеловано, и чёрными кудрями на мягком изголовье поиграно»).
(Около доски висят 10 заповедей Божиих, в течение урока мы будем к ним постоянно обращаться).
Нарушен один из законов Божиих. Какой? (Не прелюбодействуй) Докажите текстом, что страсть стала перерастать пределы измены. («Катерине Львовне без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя»).
От своей страсти Катерина Львовна теряет разум, постепенно в ней преобладает звериное начало. («Она готова теперь за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия, кровь её кипела, и она не могла более ничего слушать»). Нарушена ещё одна заповедь Божия (Не сотвори себе кумира).
Но ведь счастье- то бывает разное. Есть счастье праведное, а есть грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт.
И ведь «перешагнула». Первое убийство свёкра (слушаем и смотрим отрывок из оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова»).
ФРАГМЕНТ ИЗ ОПЕРЫ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА «КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА»
Борис Тимофеевич:
- Проголодался я. Не осталось ли чего от ужина? Ну, кому я говорю!?
Катерина:
- Грибки остались.
Борис Тимофеевич:
- Это дело. Давай сюда грибки.
Сергея в кладовую заперли. Вот ключи. Скачи на мельницу, отыщи Зиновия Борисовича. Скажи, чтоб домой скорей возвращался. Скажи: грех дома случился.
Катерина:
- Подсыпала яду. Сдохнет старик от крысиной отравы.
Борис Тимофеевич:
- Грибки. Вкусные. Мастерица ты, Катерина, грибки готовить. Поди оденься. Стой, жжет меня внутри. Воды! Принеси!
Катерина:
- Не принесу!
Борис Тимофеевич:
Что, что ты сказала? Ты смеешь?
Катерина: - Смею! Борис Тимофеевич: - Смеешь!? Катерина: - Смею!
Борис Тимофеевич:
- Смеешь? Что со мной?
Катерина:
- Грибков, значит, на ночь поели. Многие, их поевши, помирают.
Борис Тимофеевич:
- Зови попа, Катеринушка милая, зови попа. Может и вправду смерть моя приходит? Жжёт, жжёт, жжёт, точно пожар. Я много пожил, много грешил. Попа сюда! Попа сюда! Боже! Боже! Какая боль! Какая боль!
Катерина:
- Не кричи!
Поп:
- Чудные мысли перед смертию приходят. Борис Тимофеевич говорил, что он, как крыса, издыхает. Только не может этого быть: крыса дохнет, а человек представляется. Однако панихидку не мешает отслужить: «Ныне отпущаешь раба твоего влады…»
О смерти человека походя. Это страшно. Нарушено сразу три заповеди Божиих: Не убий, Чти отца и мать своих, Не лги. Убийством свёкра Катерина Измайлова сошла с человеческой дороги – отражаем это на схеме).
«Перешагнула» Катерина Львовна и второй раз, с тем же спокойствием убила и мужа (читаем по ролям «убийство мужа»).
По Библии, закон брака: «Двое – одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость (отражаем это на схеме).
Прочитаем эпиграф к повести: «Первую песенку, зардевшись, спеть». Как его поняли? (это только первую песенку «убийство», зардевшись, спеть «совершить», а дальше уже само пойдёт).
И вот живёт Катерина Львовна «царствует» (с ребёнком во чреве), всё вроде бы свершилось по идеалу (помнится. хотела себе «для весёлости ребёночка родить»). Этот идеал по логике сталкивается с другими высокими христианскими идеалами: не прелюбодействуй, не убий. Но пусто в душе Катерины Измайловой, там только звериная страсть, правда, сны чудные начали её тревожить. (Вспомним эти сны. В первом сне кот – пока просто кот, а во втором сне кот, похожий на Бориса Тимофеича убиенного (читает ученик)).
Не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру: «Сон, смерть земных тревог, Бальзам больной души» - но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны (определение символа записано на доске: Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи: голубь – символ мира; якорь – символ надежды). Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет).
Так как же теперь живёт Катерина Львовна, убив свёкра и мужа? (двое учащихся показывают инсценировку эпизода «Сергей и Катерина Львовна о доставшемся им капитале», сцена заканчивается словами: «мальчик заболел»).
С просьбой ухаживать за больным мальчиком обращается к Катерине Львовне бабушка, символично звучат её слова: «Потрудись, Катеринушка, - ты сама человек грузный, мать, сама суда божьего ждёшь; потрудись»).
Как же «потрудилась» Катерина Львовна? (Убила Федю).
Перед очередным убийством Лесков нарисует очень важную символичную деталь. Какую? («Катерина Львовна вдруг побледнела, собственный ребёнок у неё вдруг повернулся под сердцем, и в груди у неё потянуло холодом»). Случайно ли это? (Нет, сама природа, женское естество предостерегает её от задуманного преступления). Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нём»(Шекспир)).В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Почему? (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная).
Далее двое учащихся, работавших с иллюстрациями Ильи Глазунова, представляют два портрета и сравнивают их: предсмертный портрет Феди и портрет малолетнего царевича Дмитрия убиенного. Эти два портрета не вечный ли укор за содеянное перед Богом?
А ведь Катерина Измайлова о Боге то ещё и не упоминала. Что это? Может, в Мценске все люди безбожники, креста на себя положить не умеют? («Наш народ набожный, к церкви божией рачительный…»). Нарушена заповедь Божия: День субботний отдай Богу.
Трижды нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия – ни убий, ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея. (Схема: Катерина Измайлова теперь твёрдо встала на звериную тропу и будет двигаться по ней).
Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы,
Одна есть Смерть, другая – Суд людской. (Ф. Тютчев)
Итак, суд людской, суд земной свершился. Произвёл ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? («Когда ей подали её ребёнка, она только сказала: Ну его совсем! (схема) «Для неё не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила. Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться со своим Серёжечкой, а о дитяти забыла и думать… она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветёт счастием» - схема).
Так к чему же может привести вырвавшаяся на свободу страсть, не знающая нравственных ограничений. Они превратятся в свою противоположность – заключение, ненависть. А что же будет с самой страстной натурой, оказавшейся во власти «свободы» преступлений? (Она неминуемо погибнет).
Когда-то Евгений Евтушенко очень верно сказал: «Рядом со статуей Свободы я бы поставил статую Ответственность».
И вот Катерина Измайлова на каторге. Изменила ли её каторга? (Да, это теперь не хладнокровная убийца, а страдающая от любви отвергнутая женщина). Жалко её? (Да) Почему? (Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее. «Она хотела себе сказать: не люблю ж его, и чувствовала, что любила ещё горячее, ещё больше»). Чем безогляднее её любовь, тем откровеннее и циничнее надругательства Сергея над нею и её чувствами. (приведите несколько примеров)
Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники (сцена, которую разыгрывают учащиеся).
Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе» Как вы понимаете эти слова? (Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей. А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Конечно, душа) Шекспир в своей трагедии о леди Макбет скажет: «Она больна не телом, но душою». А можно ли так сказать о Катерине Измайловой? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.
1 вариант «Золотая ночь» (рай)
2 вариант «Безотраднейшая картина» (ад)
текст | слово-образ | цвет | символика |
«Золотая ночь» (рай) | цветущая яблоня, чистое небо, лунный свет, светлые пятнышки, тонкий аромат… | голубой, бледно-розовый | светлый чистый цвет в природе (рай) – грязь, тьма в душе (ад) |
«Безотраднейшая картина» (ад) | холодная чёрная грязь, обезлиственные мокрые ракиты; ветер стонет, злится, воет, ревёт; раздирающие душу звуки | чёрный цвет | грязь, тьма на улице (ад) – пробуждение вины в душе (очищающая боль) |
Как Лесков показывает пробуждение чувства вины (схема) в Катерине? (…гул и стон слышались ей из раскрывающихся и хлопающих валов. И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву (схема) и шевелит губами… Больная душа у Катерины Измайловой. Предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния. «Катерина Львовна дрожала, руки раз и два неведомо протянулись в пространство и снова упали. И вдруг она схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Обратимся к схеме. Так что это было? Несостоявшийся прыжок к людям или утверждение себя в зверином качестве? Дома вы должны письменно ответить на вопрос: Катерина Измайлова - зверь или человек?
СХЕМА
страсть живёт, скучает
измена мужу
ЧЕЛОВЕК
1 убийство свёкра
_________________________________________1__________________
2 убийство мужа
протянула руки
3 убийство Феди
хочет припомнить молитву
2
ЗВЕРЬ пробуждение чувства вины
отказ от ребёнка каторжный путь цветёт
счастием
1 Неполучившийся прыжок к людям? Зверь или Человек?
2. Утверждение себя в зверином качестве?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Две Катерины ( по пьесе "Гроза" и очерку "Леди Макбет Мценского уезда"
Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"....
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....
Урок литературы в 10 классе по очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
Урок литературы в 10 классе по очерку Н.С.лескова "Леди Макбет Мценского уезда" преследует следующую цель: постижение трагедии человеческой души в её взлётах и падениях. Тесна связь с пьесой А.Н.Остро...
Материалы по очерку Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
Материалы для подготовки к уроку по очерку...
«Леди Макбет Мценского уезда» - уголовное дело или нравственная драма?
Презентация к уроку литературы в 10 классе....
разработка урока "Образ Катерины Измайловой в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»"
Разработка урока с презентацией к фрагменту урока...