Рабочая программа по литературе 8 класс 2020/2021
рабочая программа по литературе (8 класс)

Зайцева Тамара Анатольевна

Рабочая программа по литературе 8 класс 2020/2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass_zaytseva_final.docx119.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор ГБОУ   гимназии № 61

Педагогического совета

               

Протокол №_____от _____

Т.А. Казеева

Приказ № _____от ___________

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 г класс

СОГЛАСОВАНО

Председатель МО учителей

Русского языка и литературы

Сипинев Ю.А.

Составитель:

Зайцева Тамара Анатольевна

учитель высшей квалификационной категории

2020-2021 уч. год

Санкт-Петербург

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

     1.1. Цели и задачи.

Изучение литературы в 8 классе  направлена на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  •  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  •  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  •  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  •  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  •  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  •  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

   Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)
  3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
    (для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году);
  4. Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013).Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;
  5. Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
  6. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2020 No 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
  7. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год
  8. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

     1.3. Сведения о программе.

     Данная рабочая программа по литературе определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,   методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

     1.4. Обоснование выбора программы.

     Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013).

     1.5. Информация о внесенных изменениях.

     В программу существенных изменений не внесено. Настоящая программа учитывает особенности 8 класса.

     1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

     Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам    

     1.7. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2  учебных часа в неделю (68 часов в год).

     1.8. Формы организации образовательного процесса.

     Основной формой организации образовательного процесса является урок.    

     1.9. Технологии обучения.

     Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.    

    1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций:

  • ценностно-смысловая компетенция,                                                                    
  • общекультурная компетенция,                                                                           
  • учебно-познавательная компетенция,                                                                
  • информационная компетенция,                                                                            
  • коммуникативная компетенция,                                                                          
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ожидаемые результаты в конце 8 класса:

     Личностные результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

     1.11.  Требования к уровню подготовки учащихся по литературе (предметные результаты)

Предметные результаты:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  •  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  •  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  •  собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  •  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  •  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  •  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  •  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  •  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

     1.11. Виды и формы контроля.

     Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61  и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).

Формами контроля может быть:

  • зачет,
  •  практическая работа,
  •  диктант, изложение. 
  • контрольная  работа;
  • тестирование;
  • доклады,  сообщения;

Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи (далее — P.P.).Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правилаклассицизма в драматическом произведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

P.P.Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван .Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P.Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

P.P.Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P.Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P.Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению

Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P.Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P.Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P.Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»;А.А. Фет «Первый ландыш»;А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч)

Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P.Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P.Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

P.P.Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P.Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок);З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

P.P.выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P.Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Плановых уроков

Плановых контрольных уроков

По развитию речи

По В.Ч.

Всего по разделу

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

2

2

4

Древнерусская литература

2

2

5

Русская литература XVIII в.

3

3

6

Русская литература XIX в.

21

4

9

1

35

7

Русская литература XX в.

11

3

4

1

19

8

Зарубежная литература

4

1

5

9

Итоговый контроль

1

1

Итого:

45

7

13

3

68

Календарно-тематическое планирование

Подтема  (название урока)

Временные ресурсы 

Содержание (что планируется изучать

Методы (действия учащихся)

Источники (ресурсы урока)

Самостоятельная работа

Плани-руемые сроки

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)

1

Русская литература и история

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм классиков русской литературы.  Выявление уровня литературного развития учащихся

Беседа. Работа с учебником. Тестирование.

Учебник стр.3-4,вопросы на стр.5

Проект к уроку по фольклору.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

2

В мире русской народной песни. «В темном лесе...»,

«Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки

1

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушки как малый песенный жанр.

Рассказ учителя. Беседа. Аудиозапись Прослушивание   песен, частушек. Обсуждение

Учебник стр. 6-8

Аудиозапись.

Подготовить сборник частушек. Оформить.

3

P.P.Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Духовный подвиг самопожертвования Александра

Невского

1

Предания как исторический жанр. Особенности содержания и художественной формы.

Работа со статьёй учебника. Беседа.

Учебник стр.13-17

Проект о Пугачёве и  Ермаке.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

4

Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов

1

Житие Александра Невского. Защита русских земель  от нашествия врагов.

Работа с лексикой. Чтение ,пересказ, Беседа.

Учебник стр.18-30

Проект об Александре Невском.

5

Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд»

1

Шемякин суд. Сатирический характер произведения. Действительные и вымышленные события.

Рассказ учителя. Видеофильм. Анализ поэтики

Учебник стр.31-36

 Иллюстрации к повести.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 Ч)

6

Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Слово о писателе (видеофильм). Беседа: сатира как род литературы, комедия как жанр, основные проблемы комедии.

Выразительное чтение  сцен комедии.

Стр. 37-39

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Фонвизина.

7

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект

1

Особенности анализа эпизода драматического произведения, основные правила классицизма в драматическом произведении

Практикум, выразительное чтение, анализ эпизодов, уроки Митрофана, экзамен Митрофана. Финальная сцена

Стр.40-77

Составить таблицу «Речевые характеристики героев»

8

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Контрольная работа

Написание сочинения, подбор лексики, составление плана

Сочинение

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч) ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (2 Ч)

9

Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов

1

Слово о баснописце, басня как жанр эпического произведения. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Выразительное чтение басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Объяснение морали.

Стр. 82-85

10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

1

Крылов – поэт и мудрец.

Разбор басен «Ворона и лисица», «Квартет», «Кот и повар»

Стр.82-85

Учить наизусть одну из басен. Выполнить иллюстрации.

КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ (1 Ч)

11

Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева

1

Слово о поэте. Дума Рылеева «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Дума Рылеева и народное придание «О покорении Сибири Ермаком». Понятие о думе, особенности жанра

Групповая работа, беседа учителя, сопоставление произведений

Стр.89-93

Стр. 94 упр. 1,2 устный ответ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (9 Ч)

12

P.P.Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

1

Слово о поэте, анализ стихотворения «Туча», особенности лирики поэта, основные мотивы и темы

Рассказ учителя, фильм, анализ стихотворения

Стр. 223

Стихотворение наизусть

13

P.P.Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября»

1

Анализ стихотворений, особенности поэтики Пушкина

Выразительное чтение, анализ видеофильмов.

Стр.222-228

«Друзья, прекрасен наш союз» отрывок наизусть

14

История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина

(«История Пугачева», «Капитанская дочка»)

1

Рассказ о Пушкине – историке. Историческая тема в творчестве Пушкина на основе изученного в 6-7 классах

Работа в группах, просмотр видеофильма «Пушкин – историк Пугачевского бунта»

Стр.95-104

Отрывок из истории Пугачевского бунта наизусть

15

Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Чтение и комментарий первых страниц романа. Образ рассказчика. Искусство слово Пушкина

Медленное чтение, комментарий, работа в группах, работа с лексикой.

Стр.105-113

16

Пугачев и народное восстание в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Анализ эпизодов появления Пугачева в буране, анализ сцен на постоялом дворе, сна Гринева

Чтение и анализ сцен, групповая работа, выразительное чтение глав.

Стр.136-137

Сопоставление Пугачева в художественных и документальных произведениях

17

Маша Миронова. Нравственная красота героини романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Анализ образа Маши Мироновой. Семья капитана Миронова. Маша Миронова как нравственный идеал Пушкина.

Анализировать главы 3-5, отобрать материал для рассказа «Маша Миронова»

Стр. 125-130

18

Швабрин – антигерой в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Анализировать сцены с участием Швабрина. Первая встреча, его портрет. Швабрин и Маша, Швабрин и Гринев. Дуэль

Аналитическое чтение, составление таблицы сравнения.

Стр.150-161

Закончить сопоставительную таблицу

19

Семинар. Эпиграфы в раскрытии образа Гринева, Пугачева

1

Семинар, прослушивание готовых докладов

Семинар

Проведение семинара

20

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина

1

Подготовка к написанию сочинения

Работа над лексикой, планом, обдумывание темы

Написание сочинения

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (5 Ч)

21

 «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

1

Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова с обобщением с изученным в 6-7 классе

Просмотр видеофильма, подготовить рассказ о писателе. Беседа

Стр.230-232

Составление хронологической таблицы

22

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

Мцыри как романтический герой, воспитание в монастыре, романтически условный историзм поэмы

Выразительное чтение, составление плана, беседа.

Стр. 232-253

23

Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы

1

Роль описания природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Развитие представления о жанре романтической поэмы

Выразительное чтение, практикум, беседа

Стр. 242-250

Отрывок «Бой с барсом» наизусть

24

P.P.Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект

1

Анализ эпизодов в поэме по выбору учащегося. Мцыри как романтический герой, природа  и человек в поэме Мцыри.

Выбор эпизодов, выразительное чтение, беседа

Стр. 250-253

25

Контрольная работа №3 по произведениям М.Ю. Лермонтова

1

Подведение итогов анализа поэмы, составление плана сочинения

Подбор лексики, составление плана, анализ эпизодов

Написание сочинения

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 Ч)

26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе, его отношение к истории.

1

Слово о писателе и его отношении к истории. Исторические произведения в творчестве Гоголя(с обобщением изученного в 5-7 классах).

Рассказ учителя, видеофильм, семинар

Стр.259-264

27

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»

1

История создания комедии, история ее первой постановки.«Ревизор» в оценке современников

Рассказ учителя, беседа

Стр. 265-267

28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор».

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор». Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представления о комедии, сатире и юморе

Беседа, анализ, выразительное чтение

Стр. 266-268

29

Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Понятие о «миражной интриги». Хлестаковщина как нравственное явление

Беседа. Практикум.

Стр.264

30

Особенности композиционной структуры комедии

1

Специфика завязки, развитие действия, кульминация, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению.

Подготовка к домашнему сочинению

Написание сочинения «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

31

Н.В. Гоголь «Шинель»

1

Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Рассказ учителя, беседа, выразительное чтение

Стр.356-388

Образ маленького человека в русской литературе. Проект.

32

Образ Петербурга в повести «Шинель»

1

Мечта и реальность в повести. Роль фантастики в повествовании.

Практикум, беседа, цитатный план

Стр. 356-388

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 Ч)

33

Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок)

1

Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образ градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Рассказ учителя, беседа

Стр. 3-5

34

Р.Р. Обучение анализу обучения эпизоду из романов «История одного города»

1

Подготовка к домашнему сочинению. Отбор материала, обсуждение темы сочинения

Подбор лексики, составление плана домашнего сочинение

Написание сочинения

35

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина

1

Урок контроля

Контроль

Тестовая работа на знание и понимание произведений

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1Ч)

36

Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»

1

Слово о писателе. Рассказ «Старый гений». Определение нравственных проблем рассказа «Старый гений», художественная деталь как средство создания художественного образа

Рассказ учителя, беседа

Стр.17-25

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3 Ч)

37

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого

1

Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои, идея разделенности двух Россий, мечта о воссоединении дворянства и народа

Составление таблицы-антитезы «До бала – после бала», практикум.

Стр. 28-30

Составление таблицы

38

Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»

1

Особенности композиции: антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, музыка  как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

Практикум

Стр. 30-40

Завершить работу над таблицей

39

P.P.Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала»

1

Аналитическое чтение, анализ составленной таблицы

Практикум, подготовка к проекту.

Сочинение на тему «Почему не состоялась любовь в рассказе «После бала»»

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (2 Ч)

40

Вн. чт.А.С. Пуш

кин «Цветы последние

милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

P.P.А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

1

1

Выразительное чтение стихотворений.

Выразительное чтение с соблюдением поэтических норм

Стр. 43-47

Выучить наизусть одно из стихотворений на выбор

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2 Ч)

41

История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

1

Слово о писателе. Содержание рассказа «О любви» из трилогии (как история об упущенном счастье) Психологизм рассказа

Рассказ учителя, беседа

Стр. 50-59

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч) ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1 Ч)

42

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

1

Слово о писателе, проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина - прозаика

Комментированное аналитическое чтение, рассмотрение композиции, выяснение отношения к героям рассказа

Стр. 61-63

Ответ на вопрос «Кто является главным героем рассказа?»

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1Ч)

43

P.P.Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна)

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Составление плана рассказа. Работа над сопоставительной таблицей (Алмазов и его жена)

Стр. 73-79

Составление таблицы

44

Р.Р. Что значит быть счастливым?

1

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова Н.С., Л.Н. Толстова, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Составление плана, работа над лексикой, над выводом

Написание сочинения

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1Ч)

45

P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

1

Взгляд поэта на родину. Обучение выразительному чтению. Виды деятельности.

Рассказ учителя, беседа. Обучение выразительному чтению

Стр. 83-86

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2 Ч)

46

Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему

1

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению.

Стр. 96-100

47

Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока

1

Сравнительный анализ стихов

Урок развития речи, выразительное чтение

Написание контрольной работы

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1Ч)

48

И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

1

Слово о писателе, воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя, беседа

Стр. 103-104

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч)

49

P.P.Журнал «Сатирикон». Тэффи,

О. Дымов,

А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект

1

Ироническое повествование о прошлом и современности в творчестве Тэффи

Урок внеклассного чтения.

Стр. 115-116

50

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

P.P.М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе

1

Чтение и комментарий рассказа

Аналитическое чтение

Стр. 124-127

51

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

1

Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Рассказ учителя, беседа

Стр. 116-121

52

Контрольная работа по творчеству Тэффи, Зощенко, Осоргина

1

Контрольная работа

Урок контроля.

Тест. Сочинение «Любимое сатирическое произведение»

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (2 Ч)

53

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин»

1

Поэма «Василий Теркин». Картина фронтовой жизни. Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками

Рассказ учителя, беседа

Стр. 146-147

54

Василий Теркин – защитник родной страны

1

Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Обучение устному рассказу.

Стр 148-171

Наизусть , выразительное чтение глава «Переправа»

55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»

1

Мастерство Твардовского в создании поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления в поэме.

Практикум.

Стр. 150-151

СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. (ОБЗОР) (2 Ч)

56

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»

1

Урок-концерт. Стихи и песни о великой Отечественной войне.

Выразительное чтение наизусть стихов.

Урок-концерт. Пение и чтение стихов.

57

А.И. Фатьянов «Соловьи»;

Л.И. Ошанин «Дороги».

Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне

1

Урок-концерт. Стихи и песни о великой Отечественной войне.

Выразительное чтение наизусть стихов.

Урок-концерт. Пение и чтение стихов.

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 Ч)

58

Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

1

Отражение военного времени в рассказе. Развитие представления о герое-повествователе.

Рассказ учителя, беседа

Стр.188-189

59

Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

1

Великая Отечественная война в литературе 20 века.

Урок развития речи. Анализ эпизода

Стр. 189-205

РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч)

60

И.Ф. Анненский «Снег»;

Д.С. Мережковский

«Родное»,

«Не надо звуков»;

Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке»,

«Уступи мне,

скворец, уголок...»;

Н.М. Рубцов

«По вечерам»,

«Встреча».

«Привет, Россия...»

1

Взгляд поэтов на родную землю. Отражение души поэта в его стихах.

Выразительное чтение, уроки внеклассного чтения

Стр. 210-215

Одно из стихотворений на выбор наизусть

61

Поэты русского зарубежья об оставленной

ими Родине. Н.А. Оцуп

«Мне трудно

без России...»;

З.Н. Гиппиус

«Знайте!»,

«Так и есть»;

Дон-Аминадо «Бабье лето»;

И.А. Бунин

«У птицы

есть гнездо...» Общее индивидуальное в произведениях

русских поэтов о Родине

1

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды в стихах поэтов

Выразительное чтение, уроки внеклассного чтения

Стр. 217-220

Одно из стихотворений на выбор наизусть

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

62

Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты

1

Слово о писателе. Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Рассказ учителя, беседа, практикум, чтение эпизодов, анализ лексики

Стр. 230-242

Самостоятельный просмотр фильма

63

Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности

1

Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Рассказ учителя, беседа, практикум, чтение эпизодов, анализ лексики

Стр. 230-242

64

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа

1

Черты класицизма в комедии Мольера, мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Рассказ учителя, беседа

Стр.243-245

65

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера

1

Черты класицизма в комедии Мольера, мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Рассказ учителя, беседа

Стр 245 -294

Самостоятельный просмотр спектакля или фильма

66

Дж. Свифт.

1

Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения

66

Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго»

1

Слово о писателе. Айвенго как исторический роман.

Урок внеклассного чтения. Работа с анализом эпизодов

Стр. 296-342

68

Итоговое

тестирование

1

Итоговое тестирование по пройденному материалу за год

Урок-тест

Написание теста

Приложение 1

Учебно-методический комплекс на  2020- 2021 учебный год

Класс

Название учебного курса

Основной учебник

Дидактические материалы для учащегося

Дополнительная литература для учителя

Медиа ресурсы

8 класс

Литература

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збар- скии И.С. Литература: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

1.Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл. авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»

2.Золотарева И.В., Крысова Т.А. . Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2013.

3.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. – М.: Просвещение, 2010.

1.Наталия Миронова: Тесты по Литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. "Литература. 8 класс". Экзамен, 2013.

2.Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис, 2013

  1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
  2.  Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ). Режим доступа: http://school-collection.edu.Ri
  3.  Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
  4.  Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
  5.  Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
  6. http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX веков
  7. http://litera.edu.ru/Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
  8. http://metlit.nm.ru/Методика преподавания литературы
  9. http://www.lermontow.org.ru/Лермонтов Михаил Юрьевич
  10. http://www.antonchehov.org.ru/Чехов Антон Павлович
  11. http://www.levtolstoy.org.ru/Толстой Лев Николаевич
  12. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/Пушкин Александр Сергеевич
  13. http://www.nikolaygogol.org.ru/Гоголь Николай Васильевич
  14. http://pisatel.org/old/Древнерусская литература
  15. http://www.zhukovskiy.net.ru/Жуковский Василий Андреевич

Приложение №2

Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»

  • работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Таблица 1. Критериальное оценивание проекта.

 

Баллы

Критерии и уровни

Целеполагание и планирование

0

Цель не сформулирована

5

Определена цель, но не обозначены пути её достижения

10

Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения

Сбор информации, определение ресурсов

0

Большинство источников информации не относится  к сути работы

5

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников

10

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников

Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств

0

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства

5

В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны

10

Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно

Анализ и творчество

0

Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

5

Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества

10

 Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход

15

Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней

Организация письменной части

0

Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в оформлении

5

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению

10

Чёткая структура всей работы, грамотное оформление.

Анализ процесса и итогового результата

0

Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы

5

Последовательный обзор работы, анализ целей и результата

10

Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций

Личная вовлечённость и отношение к работе

0

Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту

5

Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная

10

Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям.

Таблица  2.  Критериальное оценивание доклада

Баллы

Критерии и уровни

Качество доклада

0

Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме.

1

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме.

2

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна.

3

Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убеждённость оратора.

Объём и глубина знаний по теме

0

Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены

1

Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены.

2

Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены.

3

Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи.

Педагогическая ориентация

0

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы.

1

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства.

2

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления.

3

Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией;  использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории

Ответы на вопросы

0

Не даёт ответа на заданные вопросы.

1

Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы.

2

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость.

3

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы,  стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы.

Деловые и волевые качества докладчика

0

Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт,  не готов к дискуссии.  

1

Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме

2

Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог.

3

Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт.

Таблица  3  Критериальное оценивание компьютерной презентации.

   

Баллы

Критерии и уровни

Информационная нагрузка слайдов

0

Не все слайды имеют информационную нагрузку

1

Каждый слайд имеет информационную нагрузку

Соблюдение последовательности в изложении

0

Не соблюдается последовательность в изложении материала

1

Соблюдается последовательность изложения материала

Цветовое оформление слайдов

0

В оформлении слайдов используется большое количество цветов

1

Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх)

Подбор шрифта

0

Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме

1

Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме

Таблицы и графики

0

Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы

1

Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы

Карты

0

Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения

1

Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения

Иллюстрации

0

Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме

1

Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме

Анимация

0

Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов

1

Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов

Музыкальное сопровождение

0

Мешает восприятию информации

1

Усиливает восприятие информации

Объём электронной презентации

0

Объём презентации превышает норму – 7Мб

1

Объём презентации соответствует норме

        Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор,  а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен.  

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:

  1. 86 - 100 баллов - «5»
  2. 70 - 85 баллов - «4»
  3. 50 - 69 баллов –«3»

В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:

-отказ от исполнения проекта;

-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);

-нет отчёта (= нет рефлексии);

-нет презентации (= нет коммуникации);

-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);

-проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки);

-отказ от работы в группе (= нет коммуникации).

   Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.);  если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 6 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 6 класс...

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...