Разработка урока" Помогая, не скучаем. А.П. Гайдар « Тимур и его команда»"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Кобылкина Татьяна Юрьевна

Разработка урока литературы по произведению отечественного автора на тему волонтёрства по произведению  Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_kobylkinoy_t.yu_.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Разработка урока литературы по произведению отечественного автора на тему волонтёрства по произведению  Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».

Класс:

5 класс

Тема:

« Помогая, не скучаем. А.П. Гайдар  « Тимур и его команда»

Цель:

создание условий для знакомства с личностью А.П. Гайдара, его творчеством., произведением « Тимур и его команда»

Задачи:

Познакомить учащихся с личностью и творчеством  А.П. Гайдара , продолжить работу над умением анализировать текст; познакомить с понятием « волонтёрство», деятельностью волонтёров.

развивать интерес к предмету, учить анализировать, сравнивать и отбирать необходимые факты, развивать память и мышление, умение выделять главное;

Воспитывать интерес к творчеству писателя А. П Гайдара, умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе, прививать уважение к собственному труду и труду окружающих.

Тип занятия

 урок усвоения новых знаний

Форма  занятия

Урок

Реализуемые технологии

 Технология стратегии смыслового чтения, технология критического мышления, ИКТ

Методы и приемы

 Чтение с пометками, «Мини – исследование»,  проблемный

Средства и оборудование

 Компьютер, проектор,  толковые словари.

Протяженность занятия

 35- 40 мин.

Планируемые результаты:

предметные:

знать: факты биографии А.П. Гайдара, содержание прочитанного произведения « Тимур и его команда»;
уметь: анализировать самостоятельно  прочитанный текст , находить ответы на поставленные вопросы, ориентироваться в содержании прочитанного произведения

метапредметные:

формировать умение извлекать информацию из текста, проводить наблюдение; осуществлять поиск необходимой информации; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, делать вывод; осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию, использовать полученные на уроке знания в жизни;

личностные: положительно относиться к учебе, к помощи, которую нужно оказать кому- либо, испытывать от этого чувство удовлетворения; понимать определяющую чтения в развитии интеллектуальных способностей личности; развивать умение выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Технологическая карта урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

 Формирование УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Вот книжки на столе,

   А вот тетрадки.

   Не хочется играть

   Сегодня в прятки.

   Сегодня в классе у ребят

   Урок уж очень важный.

   А почему он важный –

   Скажет каждый!

 У. приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

– Добрый день, дорогие ребята. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Регулятивные УУД                         самоконтроль.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Актуализация опорных знаний.

Цель:- организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий; - подготовить учащихся к восприятию нового материала;

Сообщение темы и целей урока

Этап «открытия» новых знаний

Цель:   знакомство обучающихся с жизнью и творчеством А. П Гайдара. Воспитание интереса к творчеству писателя

Развитие диалогической речи

Применение  знания

Цель: формирование умения находить ответы на вопросы;

Умение строить речевое высказывание на поставленный вопрос; умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Итог.

Рефлексия.

Цель: организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке

Домашнее задание

Ребята послушаем отрывок из стихотворения Александра  Бондарчука « Мы – одна команда»

И как бы не писали складно,
Не просто быть - одна команда!
В огонь и в воду друг за дружкой,
Делиться хлебом четвертушкой!

И пить, и есть с одною чашки,
Всегда шагать в одной упряжке!
И мысли, цели, устремленья,
Читать в глазах в одно мгновенье!

Команда может поддержать,
Любить, ценить и уважать!
Не может тени быть сомненья…
Команда – это исключенье!

Ребята, а как вы думаете, что такое « команда» ? Что значит быть в команде? Что может людей объединить в команду? Кто может управлять командой? Каким должен быть командир?

Определите  тему  урока.

Запишите тему урока в тетрадь.

- А какова цель нашего урока? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

О каком произведении мы сегодня будем говорить?

 Вам эта книга понравилась?

Как раньше называли объединение детей?

Какие отличительные признаки пионеров вы знаете?

Почему их так называли? Что значит пионер?

  1. Выступление детей «Библиографов», приготовивших биографию писателя, сопровождаемое небольшой презентацией.
  2. Выступление детей « Исследователей», приготовивших выступления о том, в какие организованные группы были включены их родители, когда учились в школе.

1.        Викторина на проверку содержания произведения ( 2 команды).

- Назовите фамилию Жени и Ольги .

-Сколько лет было Ольге? Жене ?

- Какое воинское звание было у отца Жени?

-Какой экзамен должна была сдавать Ольга?

- Что запустила в небо Женя из рогатки? - «Девочка. Когда будешь уходить, захлопни крепче дверь» ниже стояла подпись  Какая?

-Как звали собаку Тимура?

- Кто обтряс яблоню по Кривому переулку дом 34, сломал ветки и помял клумбу? ( Мишка Квакин)

- Назовите прозвище мишки Квакина ( Фигура)

- Что значит красная звезда на воротах дома?

А красная звезда, обведённая черной каймой?

  1. Работа по произведению

 - Где и когда происходит действие в произведении? Почему это важно знать?

Кто является главными героями произведения?

-Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?

Они работали в команде, вместе. Что они делали? Найдите информацию и докажите, используя текст произведения.

Каким был Тимур? Давайте составим словесный портрет героя.

 Почему именно за ним, а не за Квакиным « пошли» ребята?

Когда повесть была  напечатана в 1940 году в газете «Пионерская правда», тимуровское движение стало массовым.

- Почему Тимуровское движение, а не Квакинское?

- Как называют людей, которые  помогают другим бескорыстно без вознаграждения?

 ( волонтёры)

 -А можно ли назвать то, что делали ребята « волонтёрством»? Кто такие   волонтёры? Найдем в словаре, подтвердив ваши высказывания.

-Чем они могут заниматься?

-Ребята, а знакомы ли вы с работой волонтёров в нашем селе?  (Поиск пропавшей девочки 2 года назад, поиск пропавшей летом женщины, помощь в приобретении продуктов питания во время наводнения этим летом и т. д.)

Когда я училась в школе, тоже состояла в группе тимуровцев, мы ходили к пожилым людям и помогали им бескорыстно. Очень приятно было видеть благодарные лица людей, они до сих пор в моей памяти. Вы увидели, что помощь может быть разной. А можете ли вы, дети 21 века, помочь кому- то? Конечно, можете.

Я  предлагаю сформировать команды для организации помощи. Наш класс уже разбит на группы, нужно выбрать руководителя команды.

На столе у вас листы, напишите, какую помощь и кому можно организовать, по возможности, мы постараемся кому- нибудь помочь. Я надеюсь, что вы будете такой же командой, как команда тимуровцев из произведения.

Молодцы! С каким настроением вы уходите сегодня с урока?

 Постараться помочь кому- нибудь хорошим делом!

Слушают

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения,

обосновывают выбор правильного ответа.

Формулируют тему урока,

цель

Отвечают на вопросы

Выступают, слушают выступления, записывают самое важное

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

.

Отвечают на вопросы

Работают с толковым словарём.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации.

Формулирование проблемы урока.

 Поиск путей решения проблемы.

Коммуникативные УУД

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Личностные УУД самопознание

Познавательные УУД

выделение необходимой информации ,

осознанное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение.

 

Коммуникативные УУД

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Личностные  УУД  самоопределение

  Регулятивные УУД: контроль,

Познавательные УУД овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД

Контроль, оценка

достигнутых результатов

.Личностные УУД самооценка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения . А. Гайдар "Тимур и его команда"

Хорошие результаты по повышению уровня чтения учащихся даёт реклама забытых книг. Аркадий Гайдар... Когда-то это имя было известно любому россиянину, любому жителю нашей огромной страны. Его произведе...

Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе....

«Книга учит, как на свете жить» (внеклассное мероприятие к 75-летию повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»)

Разработка способствовует развитию интереса к личности и творчеству А.П. Гайдара; развивает  речь учащихся, их кругозор; способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к ближнему, доброты, вз...

Презентация по литературе на тему:"А.Гайдар. "Тимур и его команда""

Данная презентация содержит иллюстративный материал к теме: "Тимур и его команда" и может быть соотнесена с уроком внеклассного чтения в 5 классе....

Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе....