Урок-игра по басням Крылова
методическая разработка по литературе (5 класс)
Урок является обобщающим по теме "Басни". Учащиеся имеют возможность в игровой форме продемонстрировать свое знакомство с персонажами, сюжетом и моралью басен, а также с биографией и творчеством Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_po_basnyam_krylova.docx | 264.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «В гостях у басни».
Лавриненкова Янина Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга
Класс: 5
Предмет: Литература
Тип урока: урок обобщения.
Цели урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, работа по группам
Ход урока:
1. Подготовительный этап.
Педагог заранее (за 2-4 недели) сообщает о проведении урока по басням Крылова и о необходимости прочитать несколько басен (2-3-4 и больше) по желанию.
Учащиеся читают басни по собственному выбору.
2. Оргмомент. Тема и постановка задач.
2.1 Деление на команды.
Каждый ученик на входе класс получает листок с названием персонажа или предмета из басни (медведь, лебедь, лисица, сыр и т.п.). В классе оформлены 4 места для работы в команде, на столе лежит название одной из четырех басен («Квартет», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука»). Дети должны найти, из какой басни доставшийся им персонаж, и сесть за стол с названием соответствующей команды. В каждой команде педагог назначает капитана (одного из главных персонажей).
2.2 Тема и порстановка задач.
Учитель: Сегодня мы вспомним басни Ивана Андреевича Крылова. Нам предстоит соревнование 4-х команд – знатоков басен. Иван Андреевич написал более 200 басен. Многие выражения из его басен стали крылатыми.
3. Повторение и обобщение.
3.1. Задание «Знатоки».
Каждая команда после 5-ти минут подготовки представляет сценку из басни (той басни, которая является названием их команды).
Сценка может быть статичной или дети могут разыграть диалог между персонажами. Время показа сценки не может превышать одну минуту.
Педагог оценивает выступление каждой команды (от 1 до 5 баллов) – соответствие сюжету, яркость образов, художественная выразительность.
3.2. Задание «Конкурс капитанов». Блиц-опрос.
Капитаны вытаскивают из коробки загадок листок с номером вопроса и по очереди отвечают на 3 вопроса (приложение 1). Каждая команда получает столько баллов, сколько правильных ответов.
3.3. Задание «Кроссворд».
Команды решают кроссворд (приложение 2). каждой команде дается по 10 баллов перед выполнением этого задания. За каждую минуту времени решения кроссворда педагог убирает по одному баллу.
3.4. Задание «Продожи».
Группы письменно продолжают крылатые выражения и пословицы из басен Крылова.
- А Васька слушает да…(ест)
- А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты… (не годитесь)
- А … просто открывался (ларчик)
- Да только … и ныне там (воз)
- Запели молодые: кто в лес, кто по… (дрова)
- Как белка в… (колесе)
- …– то я и не приметил (слона)
- Не плюй в …– пригодится
Воды напиться (колодец) - От радости в … дыханье спёрло (зобу)
Команда получает от 0 до 9 баллов .
3.5. Задание «Найди пример».
Задание - описать ситуацию из жизни (настоящее время), которая напоминает сюжет одной из басен (на выбор группы). Можно обратиться к собственному жизненному опыту, описать пример из школьной жизни (или придумать его).
Педагог оценивает выступление каждой команды (от 1 до 5 баллов).
4. Подведение итогов.
Рефлексия каждой группы (Оценивание работы в каждой группе самими учениками – кто наиболее активно работал, кто лучше знает басни Крылова).
Выставление оценок учителем.
Список литературы.
- Крылов А.И. Басни. – издательство Махаон, 2018.
- Усебник «Литература 5 класс» в 2-х частях. - издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Приложение 1.
1. О чем просила лисица ворону?
2. Что мартышка сделала с очками?
3. Что стрекоза делала все лето?
4. На кого лаяла Моська?
5. Кто затеял сыграть квартет (перечисли животных)?
6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха?
7. Кто сказал в басне «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»?
8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?
9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?
10. За что кукушка хвалила петуха?
11. На какое дерево взгромоздилась ворона?
12. Как открывался ларчик?
Приложение 2.
Кроссворд.
По горизонтали.
- Этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом.
- А … просто открывался.
- Чаще всего Крылов высмеивает …
- Краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.
По вертикали.
- … - стрекоза лето красное пропела.
- Художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
- Что хотела отнять лисица у вороны.
Ответы. По горизонтали. 1. Мораль. 2. Ларчик. 3. Глупость. 4. Басня.
По вертикали. 1. Попрыгунья. 2. Аллегория. 3. Сыр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по басням И.А.Крылова
Цели: Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и творческих способностей, логического...
Урок-игра по басням И. Крылова
Тема: Урок-игра по басням И. КрыловаЦели:Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова.Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и ...
урок-игра "В мире басен Крылова"(презентация)
урок-игра "В мире басен Крылова" рассчитан на учащихся 5 класса. уроки в форме игры нравятся детям. Цель урока: выяснить уровень...
Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова
Цель урока:обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить освоение обучающимися знаний о басне...
Урок-игра по басням Крылова
Урок содержит разного рода задания: по биографии автора, по содержанию басен, по теории итературы....
Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)
Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;П...
Урок-игра по басням Крылова.
Интеллектуальная игра «Случай есть, пороки пощипать» по баснямИ. С. Крылова....