РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2015) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit_5_kl.docx | 63.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
«Рассмотрено» Руководитель МО Борщева Н.А. /___________/ Протокол заседания МО № 1от 31.08. 2017 г. | Приложение № 1 к ООП ООО МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Приказ № 134-О от 31.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
БОРЩЕВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Количество часов: всего 105, в неделю - 3.
2017 – 2018 учебный год
с. Елизарово
2017 г.
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2015) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. No273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
2. Федеральный государственный стандарт общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010г. №1897).
3. Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год, рекомендованный Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в ОУ (с изменениями на 20.07.2017 г.).
4. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03).
5. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово» на 2017 - 2018 учебный год.
6. Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Планируемые результаты освоения предмета «Литература»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправление и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата;
- умение правильно оценивать выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество в совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства, выражать свои чувства, мысли и потребности; владеть устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10 ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века (2 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из русской литературы XIX века (43 ч)
Иван Андреевич Крылов. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима».выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (30 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок, художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной Войне. Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки, обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Из зарубежной литературы (15 ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд. Слово о писателе. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактическая |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | ||||
1 | Роль книги в жизни человека. Книга | 1 | 05.09. | 05.09. |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч) | ||||
2-3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички) | 2 | 06.05 | 06.05 |
4-6 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка “Царевна-лягушка”. Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки | 3 | ||
7-8 | “Иван крестьянский сын и Чудо-юдо” как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя и его моральные качества. Герои сказки в оценке народа. | 2 | ||
9-10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 2 | ||
11 | Мои любимые русские народные сказки. | 1 | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч) | ||||
12 | Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | ||
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | 1 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч) | ||||
14-15 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | 2 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (43 ч) | ||||
16 | Басни. Жанровые особенности басни. | 1 | ||
17-18 | И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и Ягненок», «Ворона | 2 | ||
19 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Развитие понятия о басне | 1 | ||
20 | И.А. Крылов. Басни. | 1 | ||
21 | В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка | 1 | ||
22 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе | 1 | ||
23-24 | А.С.Пушкин. «Няне».Пролог к поэме “Руслан и Людмила” | 2 | ||
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | ||
26 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 1 | ||
27 | Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | 1 | ||
28 | Сочинение по сказкам А. С. Пушкина | 1 | ||
29 | А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | ||
30-31 | Контрольное сочинение по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 2 | ||
32 | Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | 1 | ||
33 | П.П. Ершов. «Конёк горбунок». | 1 | ||
34 | В.М. Гаршин. «AttaleaPrinceps». | 1 | ||
35-36 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 2 | ||
37 | «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору. | 1 | ||
38-40 | Н. В. Гоголь. “Заколдованное место”. Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повестях. Понятие о фантастике. Юмор. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | 3 | ||
41 | Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | ||
42-43 | Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения. | 2 | ||
44 | И. С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. | 1 | ||
45 | Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна | 1 | ||
46 | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества | 1 | ||
47 | Классное контрольное сочинение по рассказу «Муму». | 1 | ||
48 | А. А. Фет. Картины русской природы в изображении поэта | 1 | ||
49 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | 1 | ||
50 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев | 1 | ||
51 | Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | 1 | ||
52 | Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | ||
53-54 | А. П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 2 | ||
55 | Рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова | 1 | ||
56 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». | 1 | ||
57-58 | Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | 2 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 ч) | ||||
59-60 | И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. «Подснежник». | 2 | ||
61-63 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести. | 3 | ||
64-65 | Классное сочинение «Мои ровесники в повестиВ.Г. Короленко "В дурном обществе"». | 2 | ||
66 | С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка стихотворений. | 1 | ||
67-68 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы в сказе. Сказ и сказка. | 2 | ||
69-71 | К. Г. Паустовский. Рассказ “Теплый хлеб”. Тема и проблема произведения. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях. | 3 | ||
72-74 | С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев». Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 3 | ||
75-76 | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. «Никита»: быль и фантастика | 2 | ||
77-78 | В. П. Астафьев. Автобиографический рассказ “Васюткино озеро”. Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 2 | ||
79-80 | Классное контрольное сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | 2 | ||
81 | Поэты о Великой Отечественной Войне. | 1 | ||
82 | Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | 1 | ||
83 | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». | 1 | ||
84 | К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. | 1 | ||
85 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война. | 1 | ||
86-87 | С. Черный «Кавказский пленник». С.Черный «Игорь-Робинзон». | 2 | ||
88 | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ч) | ||||
89 | Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады | 1 | ||
90-92 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. «Робинзон Крузо»: характер героя. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 3 | ||
93-96 | Х.-К. Андерсен. “Снежная королева”: соотношение реального и фантастического в сказке. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. | 4 | ||
97-98 | Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению. | 2 | ||
99-100 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 2 | ||
101 | «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. | 1 | ||
102-103 | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Жорж Санд. «О чем говорят цветы» | 2 | ||
Повторение (2 ч ) | ||||
104 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
105 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Книга для учителя.- М.: Просвещение,2001.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2005.
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./В.Я.Коровина. – 9-е издание. – М.: Просвещение, 2015»
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
- Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Литература для обучающихся
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./В.Я.Коровина. – 9-е издание. – М.: Просвещение, 2015»
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....