Программа курса по выбору "Основы журналистики"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Для преподавателей, работающих с учащимися 9 класса, предлагается программа курса по выбору "Основы журналистики". Кроме программы, представлены некоторые разработки занятий курса по выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_zhurnalistiki.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс по выбору
Основы журналистики
9 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе авторской программы Н.А. Спириной Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.
Актуальность данного элективного курса связана с решением такого блок задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.
Курс «Основы журналистики» является ориентированным. Актуальность данной программы связана с решением таких общеобразовательных задач, как социально-творческое развитием личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Курс рассчитан на учащихся 9-ых классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирован на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как русский язык, литература, история, география и другим. Программа «Основы журналистики» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов, корреспондентов, редакторов. Курс рассчитан на 17 часов.
Цели курса:
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;
- изучит основы журналистского мастерства.
Задачи:
- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование представлений о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- расширение общего кругозора.
Планируемым результатом обучения данного элективного курса будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение указанных в данном курсе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналисткой деятельности.
Содержание курса.
Содержание программы предполагает знакомство с принципами деления на жанры: информационные жанры ( новость, заметка, отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз) и аналитическими (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия),а также и с самими жанрами журналистики и их особенностями.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Примечание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с древом жанров. Мастерская жанров. | 1 | |
2. | Информация (новость). | 1 | |
3. | Заметка. | 1 | |
4. | Отчёт. | 1 | |
5. | Репортаж. | 1 | |
6. | Интервью. | 1 | |
7. | Опрос. Пресс-релиз. | 1 | |
8. | Рецензия. Корреспонденция. | 1 | |
9. | Статья. | 1 | |
10. | Очерк. | 1 | |
11. | Фельетон. Памфлет. | 1 | |
12. | Зарисовка. Эссе. | 1 | |
13. | Культура речи. Работа над материалом. Или Осторожно: пишем текст. Выбор темы.. Разработка идеи материала | 1 | |
14 | Сбор материала. Составление плана. Выстраивание композиции материала | 1 | |
15 | Написание материала. | 1 | |
16. | Обобщение материала. | 1 | |
17. | Практическая работа. | 1 | |
Всего: | 17 часов |
Литература для учителя.
- Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.
- М.И.Алексеева. методика редактирования/ М.И. Алексеева.- . .. 1975. – 190 с.
- Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе : практическое пособие/ Н.В. Белобородов. – М.: Арктика, 2006.- 168 с.
- Васильева, Л.А. Делаем новости: учебное пособие / Л.А. Васильева.- М.: Аспект Пресс, 2003. – 190 с.
- Крылов, Г.А.Словарь ошибок русского языка / Г.А. Крылов. – Спб.: Виктория плюс, 2002. – 80 с.
- Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера \ А. Муратов // Профессия журналист. – 2000. - № 9.
- http:// venec.ulstu.ru – О журналистике.
- http://www.lingvistu.ru –Заметка.
Литература для учащихся.
1.Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера \ А. Муратов // Профессия журналист. – 2000. - № 9.
2.http:// www.lib/1septembe/ru - Школьная стенгазете и издательские технологии в школе.
3. http://www.lingvistu.ru –Заметка.
4.http:// venec.ulstu.ru – О журналистике
Занятие1. Знакомство с древом жанров. Жанровое разнообразие - залог читаемой, интересной газеты.
Форма проведения занятия: лекция, эвристическая беседа.
Журналистика, как любая профессия, имеет свои законы и стремится к классификации материала. Сегодня на занятии мы познакомимся с разнообразием существующих в журналистике жанров.
- Как вы думаете, какая газета будет пользоваться успехом у читателей?
Конечно, неинтересно читать школьную (да и любую другую) газету, если все материалы в ней написаны одинаково. Поэтому большое значение при обучении юнкоров придаётся знакомству с газетными жанрами. При этом нужно помнить, что главная цель каждого события – привлечь внимание читателя к проблеме или событию, побудить его к активной позиции.
ЗАДАНИЕ. Проведите эксперимент: попросите знакомых, далёких от журналистики перечислить известные им газетные жанры. Скорее всего вы услышите: «заметка», «интервью»,»репортаж», 2статья2. Люди постарше вспомнят ещё «фельетон»
Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьёй или заметкой. Но профессионалы должны чётко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте своё произведение нейтральным словом «материал».
- Что же такое жанр?
Жанры газетной журналистики – это исторически сложившиеся типы (или виды) публицистических произведений, способ и форма написания газетной публикации.
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Каждому жанру соответствует определённый метод работы с информацией:
- заметка сообщает новости и отвечает на вопрос: «Что происходит?»;
- репортаж показывает. Как это происходит;
- корреспонденция объясняет «почему»
- интервью – «что об этом думают?»;
- обзор представляет положение дел в целом…
Жанры современной газеты можно условно разделить на три группы:
1. информационные 2. аналитические 3. художественно-
публицистические.
Информационные жанры
- Как вы думаете. Когда обращаются к информационным жанрам? (Когда стремятся сообщить читателям новость).
От того, насколько эта новость важна. Ярка, значительна, зависит размер материала и даже место на газетной полос. Информационные материалы обычно занимают не менее 50% газетной площади. Имея в наличии один факт, журналист может написать новость, заметку, интервью, репортаж, пресс-релиз, иными словами, материал любого информационного жанра.
Для информационных жанров характерна высокая оперативность, небольшой объём, узкий масштаб охвата событий. Главная цель текстов информационных жанров – сообщить о единичном факте сжато, оперативно, без общих рассуждений.
Аналитические жанры
Аналитические жанры призваны исследовать. У этих жанров – общее назначение – анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Материалы этих жанров менее оперативны, но зато масштаб событий в них значительно шире и места на газетной полосе они занимают больше. А различаются жанры этой группы масштабом анализа и его глубиной.
К аналитическим жанрам относятся комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия.
Художественно-публицистические жанры
Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем. Что в них, кроме информации, присутствуют художественность и публицистичность. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли.
Публицистика – жанр откровенный и деловой. Нельзя описать работу, например, ювелирной мастерской и перепутать названия драгоценных камней в изделиях; описать встречу выпускников и перепутать имена, фамилии гостей. Нельзя написать про человека выдуманную историю. Ведь это живой человек.
Главная задача для художественно-публицистического жанра – на основе реальных фактов выстроить образ. Здесь уже широко применяются литературные изобразительные средства.
Основных художественно-публицистических жанров около двух десятков: очерк. Зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки… Такие тексты обычно относят к авторской журналистике, подчёркивая тем самым их особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов.
Сатирические жанры
Сатирические жанры – это фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. Отличаются они тем, что содержат критику, выраженную средствами сатиры, юмора, использованием таких приёмов ,как ирония, гротеск, гипербола и др. Сатирические жанры журналистики отличаются от аналогичных литературных достоверностью описания, адресностью фактов.
Эпистолярные жанры
Эпистолярные (от греч. epistola – послание) – это письма читателей и ответы на них, основа основ журналистики. Письмо как эпистолярный жанр бывает двух разновидностей: 1. непосредственное обращение автора к широкой аудитории; 2. стремление автора побудить конкретного адресата к неотложным , активным действиям.
Журналист обращается к этой разновидности письма в исключительных случаях. Чаще всего современная пресса использует жанр письма для обращения к видным деятелям – к руководителям государства, министрам. Депутатам…, поскольку иногда только их незамедлительное вмешательство может разрешить тот или иной вопрос.
Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ. Наиболее активно используемый вид – открытое письмо. Открытое письмо – это публицистическое выступление, адресованное конкретному лицу, но представляющее всеобщий интерес.
Пример открытого письма. «Граждане России! Широко известен и уже реализуется проект строительства высокоскоростной железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Акционерное общество «Высокоскоростные магистрали» на глазах всей России уничтожает наше нацтональное достояние…».
Его величество факт, или О чём писать?
Основой всех журналистских произведений является факт.
- Как вы думаете, какими свойствами должен обладать факт?
Он должен обладать следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью.
С чего начинается статья или репортаж? С какого бы то ни было факта. Факт и событие – это не одно и то же. Факт – это и новости, и события, и объяснимые явления. Это ответы на главные вопросы: что, где, когда?
Но не всякий факт достоин внимания.
Пример. «Вчера в нашем классе дежурили маша Печкина и Света Корытова. Девочки дежурят туже второй раз…» или ещё: « У Феди Скворцова новые варежки. В прошлом году у него варежки были другие…»
- Будешь ли ты дальше читать такой материал?
- Каким же должен быть факт?
Факт – это событие общественной жизни, которое произошло и вызвало интерес. Различные способы фактов освещения и приводят к созданию материалов разных жанров.
Обобщение.
- Сегодня на уроке я узнал…
- сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я научился…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса "Основы журналистики"
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...
Программа курса практической журналистики
Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования, созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектиро...
Программа курса по выбору "Журналистика"
Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
ПРОГРАММА КУРСА «Основы детской журналистики» , 5 - 6 класс
Курс "Основы детской журналистики” предлагается для учащихся 5-6-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, развития культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающи...
Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов
Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Журналистика для начинающих"
Программа составлена для обучающихся 9-х классов...