Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое".
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы 7 класс по ФГОС | 13.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель | Романович Ольга Владимировна |
Класс | 7 |
Предмет | литература |
Тема | Такие чужие родные люди (по рассказу И. Полянской «Утюжок и мороженое»). |
Планируемые общие результаты урока | Предметные: 1. Познакомить учащихся с творчеством И. Полянской. 2. Уметь анализировать отдельные эпизоды произведения, определять их роль во всей структуре текста. Метапредметные:
Личностные:
|
Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии | Формы организации: фронтальная. Деятельностные приёмы: филологическая задача |
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся (кратко) |
| |
1. Мотивация к учебной деятельности | .Самая большая потеря для человека — несчастное детство. (Даниил Гранин) |
2. Актуализация знаний учащихся | -Знакомы ли вам проблемы взаимоотношения взрослого и ребёнка в семье? -Читали ли вы произведения с подобной тематикой? - Как вы думаете, почему авторы так часто затрагивают данную проблему в своих произведениях? |
3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы | ”Обидно, когда тебе нужна поддержка, а самые близкие, родные люди наоборот добивают, становясь абсолютно чужими.” Макс Фрай |
| |
Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений |
4. «…Сестра оживилась. Мы подошли к будке и встали у самого окошка: и правда - в холодных, длинных бидонах было мороженое, и незнакомая продавщица разрезала ножницами упаковку хрустящих стаканчиков. Бабушка, прислонив палочку к будке, захлопала руками по карманам, но, как всегда, оказалось, что кошелек остался дома. И они обе, Рита и бабушка, с надеждой посмотрели на меня. Я смотрела в сторону, стараясь не бренчать в кармане своей мелочью. Мои денежки тоже затаили дыхание. Бабушка сказала: - Я отдам тебе дома. Но я больше ей не верила. Она не любила отдавать долги: бывало, купишь им с Риткой подушечек на свои, сэкономленные в школе, а потом бабушка говорит, что отдала всю пенсию маме, да еще громогласно удивляется, чтобы услышал отец - зачем мол, тебе деньги? А я копила на одну очень нужную вещь, каждый день бегала в магазин посмотреть, не раскупили ли уже. Рита дернула меня за рукав, но я отвернулась. Дело было не только в той вещи, на которую я копила деньги. Я стояла и думала: а живите вы все как хотите! мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, будто так и надо, чтоб он тыкал меня носом в мою непонятную вину... Катитесь вы! Я, бывало, обливаюсь слезами, Ритка мирно спит, а бабушка говорит: "Ты сегодня вбила еще один гвоздь в гроб отца!", мама - та лишь молча приносит мне в кровать мокрое полотенце. Каждый существует в своей норе, хочешь жить - умей вертеться, говорит наш молодой учитель как бы шутя, но я знаю, вижу их всех теперь насквозь - и он не шутит, он думает так, у него вера такая, что каждый умирает в одиночку. Каждый крутится, как умеет, и нечего смотреть на меня жалобными глазами! Я обернулась к ним, чтобы объяснить, почему не могу расстаться со своими деньгами, и тут вдруг удивилась их неожиданному сходству... Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь. И я плотней прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое. Почему девочка не купила мороженое? (ответ на данный вопрос даётся учениками не сразу)
Если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни, одиночеству, душевной черствости , лжи, ненависти. (Рита, бабушка, родители, рассказчица). Автор на примере конкретной семьи показывает, что негативные семейные отношения могут навсегда отравить жизнь ребёнку. |
| |
1. Первичное закрепление | 1. Прочитайте текст, подчеркните и выпишите ключевые слова. 2. Передайте кратко содержание рассказа.3.каковы ваши впечатления от прочитанного текста? |
2. Самостоятельная работа в группах с использованием полученных знаний | Напишите мини-сочинение от лица сестры, бабушки, матери или отца героини: «Портрет моей семьи» |
3. Оценивание | Попробуйте изобразить в виде схемы отношения в семье. |
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Возможно ли спасти отношения в этой семье? Какие советы вы дадите этой семье? |
5. Объяснение домашнего задания | Написать письмо героине рассказа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"
Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...
Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»
Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...
Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".
Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....
Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс
В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....