Разработки уроков
план-конспект урока по литературе

Мишагина Марина Германовна

Предварительный просмотр:

В. Г. Распутин «Уроки французского»

Игра в «чику».

Цели:

 - Развитие умения мотивировать поступки героя, видеть взаимосвязь событий и характеров.

- Развитие навыка самостоятельной работы с текстом.

- Развитие речи учащихся посредством развернутого ответа на вопросы.

- Продолжать учить работать в группах.

Оборудование. Учащиеся делятся на 6 групп. На каждый стол ставится импровизированная цветная шляпа, символизирующая способ мышления.

Методические приемы:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо: приемы «Кластер», «Шесть шляп».

Ход урока.

1. Стадия вызова. Создание кластера.

- Кто главный герой рассказа? (мальчик).

- Вспомните всех, с кем общается мальчик в рассказе.

                                                Деревенские жители

Мать мальчика                                                                                           т. Надя

                                                     

                                                       

                                                             Мальчик

                                                                                                                       Директор

Районные ребята                          

                                                           

                                                            Учительница                              

- С кем из них у мальчика хорошие отношения, а с кем нет? (обозначить +, - ).

                                           

                                                 

                                                Деревенские жители

                                                                 +

Мать мальчика                                                                                           т. Надя

           +                                                                                                              -                                                    

                                                           Мальчик

                                                                                                                       Директор                                                                                                                            

Районные ребята                            Учительница                                                -                                                                                                

              -                                                   - / +            

- Где мальчику жилось хорошо? (в деревне).

Вывод. Конфликт происходит постоянно, как только мальчик уезжает из деревни.

- Почему происходит конфликт? Из-за чего? (из-за самого мальчика).

- Почему? (голод, одиночество).

- Как мальчик пытается решить проблему? Где находит друзей? (при игре в «чику»).

2. Стадия осмысления содержания.

Проанализируем данный эпизод при помощи метода «Шесть шляп».

Учитель напоминает о шести способах мышления, раздает задания группам. Дети обсуждают, ведут записи, выбирают выступающего. На работу дается 10 минут.

1) Белая шляпа – мыслит фактами, цифрами.

Подготовить (коллективно) рассказ о том, какие события лежат в основе эпизода (что, где, с кем произошло)?

2) Желтая шляпа – мыслит позитивно, во всем ищет только хорошее.

Найти что-нибудь хорошее во всей этой истории и составить развернутый ответ: какой положительный житейский опыт приобрел мальчик?

3) Черная шляпа – мыслит негативно, отмечает отрицательные стороны.

Проанализировать указанный эпизод, ответить на вопрос: с чем плохим столкнулся мальчик в этой ситуации. Какой отрицательный опыт у него появился?

4) Красная шляпа – эмоциональное мышление.

Какие чувства и эмоции вызвали у вас поступки героев в этом эпизоде?

5) Зеленая шляпа – творческое мышление.

Творческое задание: составить синквейн по указанному эпизоду.

1) Тема (существительное)

2) Признак (2 прилагательных)

3) Действие (3 глагола)

4) Предложение, состоящее из нескольких слов - характеристика темы  в целом.

5) Слово-резюме, вывод

6) Синяя шляпа – мыслит обобщающе, философски.

Обобщить высказывания предыдущих групп и построить связное высказывание на тему «Чем стала для мальчика игра на деньги» (что произошло, причины, сопутствующие события, последствия).

Выступление учащихся.

Оценить работу в группе, оценку получает каждый участник группы.

3. Стадия рефлексии.

В народе говорят: «Жизнь учит». Какие «уроки» извлек мальчик из этой игры?

Когда читали рассказ, осуждали мальчика за то, что играет на деньги? Чем можно его оправдать?

 



Предварительный просмотр:

Тема: Молодое поколение в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Слайд 1)

Ничего, кроме проказ и ветру на уме.

Цель урока:

проанализировать образы героев, являющихся представителями молодого поколения.

 Задачи:

  • Углубить представление учащихся о своеобразии драматического произведения, специфике средств создания образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения, культуры чтения, критической оценки действий.
  • Развивать общеучебные навыки, слушать и слышать, бегло и выразительно читать, выделять в информации главное, планировать свою деятельность, в частности устную и письменную речь, формулировать выводы.
  • Развивать навыки монологической речи учащихся, стимулировать мыслительные процессы в ходе анализа произведения, воспитывать умение работать в коллективе, активную и самостоятельную свободно мыслящую личность.

Урок спроектирован в соответствии с принципами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы и приемы: заполнение кластера, работа в группах, прием «Пазлы».

Ход урока.

Оргмомент. Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбку всем.

Эпиграф: Ничего, кроме проказ и ветру на уме.

К кому относятся слова, сказанные Фамусовым? Согласны ли вы с этим высказыванием?

1. Стадия вызова.

1) Сообщение темы.

Во все времена среди молодого поколения возникали противоречия. У молодых людей разный круг интересов, разные увлечения, разные взгляды на жизнь, разные нравственные ценности.

Наша задача сегодня проанализировать образы героев, являющихся представителями молодого поколения, и определить, каковы же нравственные ценности молодого поколения во времена Грибоедова.

2) Сначала определим: кто из героев комедии молод? Обратитесь к афише.

     Заполнение кластера. (Слайд 5,6).

 3) Выяснить нравственные ценности молодого поколения начала 19 в. попробуем, используя прием «Пазлы». Вместо картинок вы должны собрать текст на определенную тему, а в качестве фрагментов будете использовать карточки с цитатами. Каждая группа должна «сложить» портрет одного из представителей молодого поколения в комедии Грибоедова и дать словесную характеристику героя, привести аргументы. (Слайд 7)

Задания группам:

1 группа. Характеристика Софии. Что нам известно о Софии: внешность, круг её интересов? Чем она увлекается?

2 группа. Характеристика Молчалина. Происхождение; воспитание, образование; жизненные ценности; отношение к Софии, к фамусовскому обществу.

3 группа. Охарактеризуйте Чацкого, расположив отрывки в необходимом порядке: биография, отношение к Софии, взгляды, добивается ли он цели?

4 группа. Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию? Как его изображает Грибоедов?


Работа в группах, в конце урока оценить работу каждого члена группы.

2. Стадия осмысления.

   - Выступления групп.

1 группа. София Павловна Фамусова (слайд 8, 9).

 София, пожалуй, самый загадочный образ во всей комедии. Грибоедов использует именно написание «София» - высокий стиль. Ее имя в переводе с греческого «мудрость». Насколько же мудра Софья? (умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, важна душа, а не богатства или чины; насмешлива, мстительна, дает очень точные характеристики гостям в доме отца. Воспитание под руководством француженок-гувернанток. В фамусовском обществе хорошие черты и природные  задатки не могут получить своего развития. Ложное воспитание привило отрицательные черты, приучило ко лжи, лицемерию. Воспитана на французских романах, оттуда заимствует образ возлюбленного – робкого, преданного, но бедного человека. Черты этого «рыцаря» приписывает Молчалину и жестоко обманывается.)

 - Назвали ли мы хоть одну черту присущую фамусовскому обществу? (нет)                              - А можем ли отнести к «нынешнему» веку? (нет). Скептически относится к обществу, хотя и не вступает с ним в противоборство. Она оказывается опасной противницей Чацкого, распространяет клевету о его сумасшествии. Образ ее начертан загадочно, неясно. (цитата И.А. Гончарова, слайд 10). 

2 группа. Алексей Степанович Молчалин (слайд 11, 12) 

Лживый, лицемерный, отъявленный подлец. Все делает только ради своей выгоды, ради карьеры. Душевная пустота, безнравственность. Боится высказать свое мнение, потому немногословен. Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели – высокого положения в обществе и материального благополучия.

- По той характеристике, которую мы дали Молчалину, он больше подходит к представителям какого века? Несмотря на то, что он молодой человек, можем ли мы отнести его к «нынешнему» поколению? (нет)

3 группа. Александр Андреевич Чацкий (слайд 13, 14) 

Человек независимых, свободолюбивых взглядов; патриот, желает процветания своему Отечеству; осуждает подражание всему заграничному, за развитие национального, русского; за оценку людей по нравственным качествам, за личные достоинства; критикует «отжившие» устои жизни.

- Представителем какого века является Чацкий: века «минувшего» или века «нынешнего»?

Чацкий - передовой человек века «нынешнего», того времени, когда после Отечественной войны 1812 года стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х гг. 19 века – типичный образ «нового» человека, передового по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Чацкий противостоит в комедии и веку «минувшему» и молодому поколению. Именно образ Чацкого несет основную нагрузку и в любовной интриге (Чацкий – Молчалин – Софья), и в общественном противостоянии (Чацкий – «московский свет»). Кроме того, в комедии выражает мысли, наиболее близкие автору, выполняя функцию героя-резонера.

4 группа. Репетилов (слайд 15, 16) 

Фамилия от фр. слова «репете» - повторять; стремится прослыть передовым человеком; не имеет своих убеждений, т.к. все, о чем говорит, не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом; внутренне пустой человек, не имеет своего мнения; по собственному определению – «пустомеля», болтун, пародия на главного героя как представителя века «нынешнего».

3. Рефлексия.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов представил нам молодое поколение России того времени. Это люди разных сословий, разных жизненных принципов. Давайте еще раз выделим, что главное в жизни для каждого из героев. (слайд 17)

Софья – 17-летняя девушка, личное счастье, любовь.

Молчалин – карьера, выгода, материальное благополучие, положение в обществе любыми средствами (лесть, угодливость, чинопочитание).

Репетилов – пустомеля, болтун, дань моде, времени.

Чацкий – патриот, развитие национального, оценка людей по нравственным качествам, за личные достоинства.

Таково молодое поколение времен Грибоедова, начала 19 века. А какими интересами живет молодежь в 21 веке? Изменились ее взгляды, интересы, жизненные принципы?

Сформулируйте свою позицию. Какая она, молодежь 21 века? (И в наше время не можем дать однозначную характеристику молодому поколению:

- поклонение золотому тельцу, богатство, брак по расчету;

- карьера;

- патриотизм, развитие национального, сохранение культурных ценностей.)

Выставление оценок.

Д/з: написать сочинение-рассуждение «Молодое поколение 21 века. Какое оно?»

                                    или

«Чьи нравственные идеалы мне ближе всего? Почему?»

   

Приложение.

Группа 1.

Все по-французски, вслух, читает запершись.

Счастливые часов не наблюдают.

С мужчиной! с молодым! – Занятье для девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Бepeм же побродяг,  и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно...

Что мне молва? Кто хочет, так и судит,

Да батюшка задуматься принудит…

Забылись музыкой, и время шло так плавно;

Судьба нас будто берегла;

Ни беспокойства, ни сомненья...

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно,

И потому скромны, не смотрите на свет.

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Г.N. Ужли с ума сошел?

София (помолчавши) Не то, чтобы совсем...

Г.N. Однако есть приметы?

София (смотрит на него пристально) Мне кажется.

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Группа 2.

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Вон он, на цыпочках, и не богат словами.

С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил.

Свой талант у всех…

Умеренность и аккуратность.

Частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

…В чинах мы небольших.

Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Группа 3.

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив…

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Вольнее всякий дышит и не торопится

Вписаться в полк шутов.

Кто служит делу, а не лицам…

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей найдётся – враг исканий,

не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

в науки вперит ум, алчущий познаний …

Когда в делах – я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Зачем же мнения чужие только святы?

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья…

…Тех чувств…, которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Группа 4.

Вот фарсы мне как часто были петы,

Что пустомеля я, что глуп, что суевер,

Что у меня на всё предчувствия, приметы…

Смейся надо мною,

Что Репетилов врёт, что Репетилов прост,

А у меня к тебе влеченье…

Любовь какая-то и страсть,

Готов я душу прозакласть…

С другими я и так и сяк,

С тобою говорю несмело,

Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Зови меня вандалом:

Я это имя заслужил.

Людьми пустыми дорожил!

Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену!

Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Танцовщицу держал! и не одну:

Трех разом!

Пил мёртвую! не спал ночей до девяти!

Всё отвергал: законы! совесть! веру!

 

У нас есть общество, и тайные собранья,

По четвергам. Секретнейший союз…

Вслух, громко говорим, никто не разберет.

Кричим – подумаешь, что сотни голосов!

Способностями бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил.

Совру – простят…

И я в чины бы лез, да неудачи встретил…

По статской я служил, тогда

Барон фон Клоц в министры метил,

А я –

К нему в зятья.

Шел напрямик без дальней думы,

С его женой и с ним пускался в реверси,

Ему и ей какие суммы

Спустил, что боже упаси!

Женился наконец на дочери его,

Приданого взял – шиш, по службе – ничего.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания, анализ лирического произведения

Тема: Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»        

Планируемые результаты         

          Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам, признает общепринятые морально-этические нормы.

          Метапредметные: познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

         Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

         Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

         Личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

         Предметные: знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям.

Основные понятия: лирика, лирическое произведение, ритм, звукопись, эпитет, метафора, заимствованные и устаревшие слова        

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык.

 Ресурсы: программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г., фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе, различные словари.

                  

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Мотивирование к учебной деятельности

4 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку, включение в деловой ритм, создание эмоциональной обстановки (предлагает послушать фрагмент Торжественной увертюры «1812 год» П.И.Чайковского, задаёт вопросы на выявление восприятия музыкального произведения), просит подобрать ассоциации к слову Бородино, выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Слушают музыку, задают вопросы, отвечают на вопросы учителя,

интересуются, называют ассоциации, связанные со словом Бородино, выдвигают предположения о теме урока.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её

Взаимодействуют с учителем во время опроса, делятся впечатлениями, вступают в диалог

Слушать собеседника, строить понятные монологические высказывания

Осознают актуальность и тематику урока, контролируют правильность ответов учащихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3 мин.

Активизирует опорные исторические и литературные знания, полученные в начальной школе. Организует коллективный анализ учебной задачи; фиксирует гипотезы. Объясняет целеполагание урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности

Осуществлять актуализацию исторических и литературных знаний, выделять существенную информацию

Осознанно строят речевые высказывания

Регуляция речевого поведения, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы её решения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

3

Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения

5 мин.

Организует учебное взаимодействие. Создаёт проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступления учащегося. Подводит к теме урока.

Подготовленный учащийся рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях; слушают, обсуждают,

фиксируют собственные затруднения, составляют модели учебных действий

Устанавливать причинно-следственные связи

Выслушивают ответы одноклассников,

обсуждают и формулируют тему урока

Делать выводы

Принимают учебную задачу

Определяют цели урока

Планировать учебную деятельность

4

Реализация построенного проекта

3 мин.

Читает стихотворение «Бородино», организует  работу по осмыслению содержания текста.

Слушают, участвуют в беседе по сюжету стихотворения

Анализировать содержание поэтического произведения

Участвуют в обсуждении учебного материала,

Формулировать суждения

Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль

Адекватно оценивать свои возможности

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

10 мин.

10 мин.

Организует работу в группах с материалами учебника и дополнительной  литературой (Приложение №1,) корректирует выполнение заданий. Организует презентацию и обсуждение выполненных заданий

Проводят коллективное исследование

Строить логическую цепь рассуждения,

анализировать,

устанавливать причинно-следственные связи, фиксировать

результаты

В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи,

учатся формулировать свою позицию

Согласовывать усилия по решению учебной задачи,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения

Осуществляют пошаговый контроль,

взаимоконтроль

процесса выполнения задания

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, оценивать объективные трудности, контролировать ответы одноклассников

6

Включение в систему знаний и повторение

5 мин.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения, выявляет осознанность восприятия текста (каждая группа получает пакет с вопросами по тексту стихотворения, приложение №2). Оценивает результаты обсуждения характеров героев поэтического произведения и выявления смысла стихотворения

Анализируют поэтическое произведение с целью определения идеи стихотворения, характера героев, роли и значения лирического героя, делают обобщающий вывод о смысле поэтического произведения

Осуществлять анализ поэтического произведения с выделением существенных смысловых признаков, осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение

Строят рассуждения на заданную тему, делают вывод о смысле поэтического произведения с обоснованием

Понимать на слух ответы учащихся, строить высказывания, понятные для партнёров

Самопроверка, самооценка

Уметь оценивать себя и других

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

3 мин.

Организует фронтальную беседу, рефлексию (приложение №3), предлагает выбрать домашнее задание.

Анализируют учебную деятельность

Соотносить цель и результаты, степень их соответствия

Подводят итоги, делятся впечатлениями

Рефлексия своих действий

(полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых

действий)

Контролируют и оценивают результаты работы

Осуществлять итоговый и пошаговый

контроль по результату,

адекватно воспринимать оценку учителя

Приложение 1

Работа в группах

Группа №1 – «Лингвисты»

Задание:

1. Пользуясь «Словарём устаревших слов русского языка» и «Словарём иностранных слов», дайте толкование лексического значения следующих слов:

 редутмусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурман, поле грозной сечи, постоять головою.

2. Как называются такие слова? Почему М.Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? Можно ли было их заменить другими?

3. Оформите полученные знания в виде карточек-подсказок или плаката

Группа №2 – «Актёры»

Задание:

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2. Обратите внимание на смену настроений и интонаций в стихотворении. Чем она вызвана?

3. Охарактеризуйте героев стихотворения. Что заставило молодого солдата задать вопрос: «Скажи-ка, дядя,..»?   Каким вы видите центральный образ солдата-артиллериста?

Группа № 3 – «Историки»

Задание:

1. Профессор Н.Л. Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения…» Какие реальные события лежат в основе слов старого солдата? При подготовке ответа используйте книгу Михаила Брагина «В грозную пору. 1812 год» (главы «Есть под Москвой большое поле», «Ночь накануне Бородинской битвы», «Первые атаки», «Опасный момент сражения», «Победу в бою добывают солдаты», «Редут смерти»). Отвечая на вопрос, проиллюстрируйте свои слова цитатами из стихотворения.

2. Каков исход сражения?

3. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения возникает ощущение победы? Какую оценку вы дадите исторической битве?

Группа № 4 – «Литературоведы»

Задание:

1.  Как говорит рассказчик о начале сражения? Перечислите глаголы, передающие движение.

2.  Охарактеризуйте строфы, рассказывающие о сражении (со слов «И только небо засветилось…»). Каким вы видите этот бой? Приведите примеры из текста.

3.  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью? В работе можно использовать «Словарь литературоведческих терминов»

4.  Вспомните, какое впечатление на вас произвела музыка П.И. Чайковского. Какое впечатление производит на вас звучание строк:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.,.

5. Напомните ребятам об уже известном им средстве фонетической выразительности (звукописи). Найдите определение аллитерации и познакомьте с ним ребят.

Приложение 2

Вопросы группам по тексту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1. Чем можно объяснить наличие в тексте стихотворения слов: «мы», «наш», «наши», «все»?

2. Что заставило старого солдата с гордостью говорить о прошлом?

3. Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?

4. Да, были люди в наше время,

   Не то, что нынешнее племя:

    Богатыри – не вы!

    …Могучее, лихое племя…

Высказывает ли этим бывший воин недоверие к следующему поколению? Почему?

                     

Приложение 3

Рефлексия

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

- Шевелить мозгами

- Краем  уха

- Хлопать  ушами.

 

 Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть.

По выбору:

2. Составить отчёт о деятельности своей группы в виде презентации.

3. Составить цитатный план стихотворения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...