Урок литературы 7 класс "Былины. "Вольга и Микула Селянинович"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы 7 класс "Былины. "Вольга и Микула Селянинович" по УМК В. Я. Коровиной с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Былины 7 класс | 2.57 МБ |
Былины 7 класс | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок 3
БЫЛИНЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ.
«ВОЛЬГА И МИКУЛА»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что такое предание?
– Кому посвящены предания «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.
Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания о русских богатырях и народных героях. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от врагов.
Прослушивание былины «Илья муромец и Святогор».
-Как рассказывались былины? Какое настроение создается при прослушивании? Чем речь отличается от повседневной? Какие муз.инструменты использовались?
Композиция былины
Зачин (здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине) Основная часть (дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается) Заключение (подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)
Два основных цикла былин
Киевский цикл Новгородский цикл
Основная тема:
Защита русских быт купечества
земель торговля
-Образы богатырей:
Илья Муромец Садко
Добрыня Никитич Василий Буслаев
Алёша Попович
Художественные особенности былин:
1. гипербола (преувеличение)
2. приём троичности
3. повторы
4. постоянные эпитеты
5. использование речитативов
6. отсутствие рифмы
Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «…Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
Аналитическая беседа по вопросам.
– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)
– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)
Задание по вариантам:
1 вариант зачитать описание внешности пахаря.
(«А у оратаря кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата». С. 19 (2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)
2 вариант Как описан труд Микулы? (Повыехали в раздольице… (4-я строфа) …А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)
Задание 2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики… булатные», «гужики… шелковые»), гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.
– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича.
Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.
Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который получает силу от матушки-Земли.
– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)
IV. Подведение итогов урока.
– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?
Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.
Домашнее задание:прочитать «Песнь о Роланде» стр.45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Конспект урока по литературе "Былина "Вольга и Микула Селянинович"
урок литературы в 7 классе...
Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...
План-конспект урока по литературе Святогор и Микула Селянинович
Урок посвящен анализу былины и связь ее с устным народным творчеством....
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Былина "Вольга и Микула Селянинович"
Данный урок нацелен сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, об эпическом герое, об основных свойствах его характера, об особенностях построения сюжета и обрисовки г...
Конспект урока по литературе "Былина "Вольга и Микула Селянинович".
Конспект урока....
Разработка урока литературы "Былины. "Вольга и Микула Селянинович"
План-конспект урока литературы в 7 классе по ФГОСТема. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»...