План-конспект урока по литературе Святогор и Микула Селянинович
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Урок посвящен анализу былины и связь ее с устным народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bylina_svyatogor_i_mikula_selyaninovich.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Былина «Святогор и Микула Селянинович».
Цель:
выявить иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»;
развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса по программе Г.С. Меркина, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
Ход урока.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
1.Беседа.
- Назовите литературные роды. Какие жанры соответствуют этим родам?
- Дайте понятие термину «фольклор».
- С какими произведениями устного народного творчества вы познакомились в 5-6 классах?
- Как вы думаете, к какому жанру относятся былины?
2.Обращение к домашнему заданию.
Рассказ о художественном мире былин по тезисному плану, предложенному в учебнике.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
1. Слово учителя. Беседа.
- Прочитайте определение былины в учебнике. (Былина - эпическое произведение русского фольклора; название русских эпических песен.)
Вывод: В рукописной литературной традиции XVII — начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями». Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.
Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в.
- Назовите героев былин. Какие былины вы прочитали самостоятельно? Какие подвиги совершали былинные богатыри? Расскажите о них.
2.Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».
- Какой термин использовали в середине XIX в. на севере России для обозначения эпических песен?
- Какие географические названия часто встречаются в былинах? Назовите имена былинных героев.
- Какой облик принимают в былинах обычные слова?
3. Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о Т.Г. Рябинине.
Рябинин Трофим Григорьевич (1791—1885), народный сказитель. Родился в деревне Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Как сказитель следовал традициям героической трактовки образов и сюжетов. П. Н. Рыбников записал от Рябинина в 1860 — 23 былины, А. Ф. Гильфердинг в 1871 — 18 былин. И среди них подлинные народные эпические поэмы, ставшие былинной классикой, вошедшие во все хрестоматии, — «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула».
Большое значение в истории русской культуры имел приезд сказителя в Петербург в нояб.—дек. 1871 и его публичные выступления перед фольклористами, историками, писателями, музыкантами. Среди последних был Н. А. Римский-Корсаков, сделавший нотные записи двух былин: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович». Тогда же онежского сказителя слышал М. П. Мусоргский, использовавший рябининские речитативы в опере «Садко».
В 1894 голос И. Т. Рябинина (сына Трофима Ивановича) был записан на фонограф. Эта запись сохранилась. А в 1985 вышла уникальная пластинка «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины», в которой представлены записи трех поколений династии сказителей Рябининых.
В 1902 Иван Трофимович Рябинин совершил 3-месячную зарубежную гастрольную поездку в Болгарию, Сербию, Австро-Венгрию, Чехию, Польшу. Его выступления в славянских странах имели общегосударственное значение. Они начались 24 мая 1902 в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии императорской фамилии. Сказитель был награжден императором Николаем II Золотой медалью.
4.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».
Лексическая работа: Поедет во всю рысь. Ступою едет. Стал здыматъ. Только дух под сумочку мог подпустить. Изотчество.
5. Анализ былины «Святогор и Микула Селянинович».
- Кто из героев былины вызывает вашу симпатию и почему?
-Слово учителя:
Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.
Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.
Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».
Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.
- Какие качества русского народа нашли отражение в былинах?
-. Обращение к иллюстрации учебника «Микула Селянинович». Художник Е.А.Кибрик.
- Каким изобразил художник Микулу Селяниновича?
-Сообщение учащихся об образе Микулы Селяниновича в живописи. Слайдовая презентация. Картины русских художников, посвященные Святогору и Микуле Селяниновичу. (А.Рябушкин «Микула Селянинович», Н.Рерих «Микула Селянинович», «Святогор», Врубель «Микула Селянинович», В.М.Васнецов «Микула Селянинович», А.Синякин «Святогор», К.Васильев «Дар Святогора Илье Муромцу»).
-Сообщение учащегося о Святогоре.
Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.
В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.
- Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.
6. Обращение к статье учебника «Поговорим о прочитанном».
- Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?
Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.
Для былин характерны определенные «формулы», т. е. устойчивые, повторяющиеся из текста в текст выражения, сочетания слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то ситуацию, какое-то событие (копьё острое, конь добрый).
- Найдите в тексте такие формулы.
Путем-дорогою широкою, на добром коне, на сыру землю.
- Былина «Святогор и Микула Селянинович» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?
В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.
Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.
IV. Подведение итогов урока.
- В чём глубокий иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»?
Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.
Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.
Письменный ответ на вопросы:
- К какому роду литературы можно отнести былины?
-Чем былина отличается от сказки?
- Чем похожа на сказку?
- Почему Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича и поднять его сумочку?
- Какова роль гиперболы, какую мысль хотел передать народ?
V. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
2. Прочитать статью учебника «В поэтическом мире былины».
3.Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины (задание 4, стр.25).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
План-конспект открытого урока по литературе
"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...
План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"
Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...