Моя Родина - Югра
материал по литературе (5, 6, 7, 8 класс)

Огрызкова Лариса Евгеньевна

Литературная встреча в библиотеке, посвященная 90-летию Югры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_yugra.docx505.01 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

 проведения школьной литературной встречи

«Моя Родина – Югра»

                           

Ведущий 1:  Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературно - художественной встрече  «Моя Родина – Югра».

                                                                                                                         Ведущий 2: Сегодня  прозвучат поэтические произведения авторов, проживающих на территории Ханты – Мансийского округа,  посвященные малой Родине, которая есть у каждого из нас.

Ведущий 1:

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и  крепкой руки.

Ведущий 2:  Россия – это наша большая Родина.  Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.      

                                                                                                                        Ведущий 1:  У каждого из нас есть своя малая Родина.   Тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом.

                                                                                                                      Ведущий 2:  Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями. Куда бы ни занесла нас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны мы ни жили, всегда с тёплым чувством  будем вспоминать свою малую родину, где прошло наше детство.

Ведущий  1:  Далеко на север протянулась огромная земля, которая зовется Сибирью. Югра – часть великой земли.

Каких только легенд не ходило об этой «стране полунощной», отгороженной от европейцев Уральскими горами «высотою до неба».  

Ведущий 2:  Мало найдется мест, где народная культура была бы такой же «многоголосой», как в нашем крае.  Русские песни звучат наряду с ненецкими эпическими сказаниями, древние мансийские и хантыйские священные мифы существуют одновременно с волшебными сказками татар и славян, соседи празднуют свои, особенные, национальные праздники…

 

Ведущий 1:  В условиях такого сложного «многоголосья» зарождается особая литература – литература севера, которой предстоит в дальнейшем стать художественной летописью нашей родины. Писатели Севера принесли в литературу устные предания родного края, претворив в книги фольклорные образы и сюжеты.

Ведущий 2:  Югра литературная сегодня – это довольно большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском, ненецком, русском языках.  

 

Ведущий 1:  Главное, что объединяет всех авторов, независимо от того, на каком языке они пишут – это владение Словом, трепетно бережливое отношение к нему. Именно владение Словом дает писателю  дыхание творческой и жизненной свободы.

Ведущий 2:  О писателях, чьи произведения прозвучат сегодня, можно говорить много. Но лучше обратиться к ним самим, к их живому слову.  

Ведущий 1: Вы сможете насладиться поистине лучшими образцами поэтического творчества Югры.  

 

Ведущий 2:  Поэзия народов Севера шла от устного творчества народа, вбирая в себя всю прелесть родного языка: его напевность, богатство удивительных красок, которые помогала создавать сама природа Севера с ее колдовскими причудами.

Ведущий 1:  Мудрость небольшого северного народа включает трудовой и культурный опыт, его предания и обычаи. Послушайте поэтическое живое слово народов ханты в исполнении  ученицы Ермаковой  Надежды.                         Чтец: 1.

Ведущий 1:  Поэт малого рода взывал к своим «цивилизаторам» о признании за собой права, если не творить историю, то хотя бы иметь свое слово-Слово. Из поэмы Ювана Шесталова « Ханты. Манси. Кто мы?». Читает  Фазлыева Аделина.

Чтец: 2.  Фазлыева Аделина 

- Голос хорошего журавля

За семь рек слыхать. – Что это?

- Это Слово. Слово – Песня.

Слово рождает Слово.

Слово – плач. Слово – меч.

Слово – богатырь. Слово – герой.

Слово и в небо поднимает, и на землю уронит.

Не бойся стрелы – бойся плохого слова.

Слово спасает, оно же и убивает.

Голос хорошего журавля

За семь рек слыхать.

Красивый голос лечит уши.

Говори.

Доброму слову улыбнется и собака.

Говори.

Правдивое слово дороже оленя.

Говори.

Хорошо говорить – лучше,

Чем ничего не говорить.

Знай.

Но хорошее слово – хорошо

Один раз.

Знай.

Светлое слово станет

Мостом в завтра.

Знай.

Говори так,

Чтоб голос хорошего журавля

Было слышно за семью реками.

Ведущий 2:  Художники слова превратили наш край в сказочное Лукоморье, в мир, населенный таинственными духами, они повели нас к Черному озеру, подернутому радужной пленкой нефти, в далекие болотистые урманы и согры с рассыпанной по их зелени розовато-красной брусникой, в осенний лес, над которым «застыло и окоченело небо»…  

Подтаяло, и на душе светлей.                                                                               Такая гулкость в воздухе окрест!                                                                                                         Зима тянулась вереницей дней,                                                                                              Как  долгий поезд через переезд.                                                                                              

И мир, устав от вечной белизны                                                                                                   Ее уже слежавшихся снегов,                                                                                      Встречает приближение весны,                                                                                 Вникая в каждый звук ее шагов.

Ведущий 1: Поэзия преобразила образ суровой природы в близкий и родной, дала почувствовать тепло «метели на ладони», вкус морозного воздуха, который тает льдинками на языке.

Писатели-краеведы учат нас прислушиваться к голосам природы, различать плач гагары и жалобы ветра.            

Ведущий 2:   Настоящий поэт не просто описывает природу, он живет и творит по законам природы, он – ее голос. Это свойство классической поэзии есть и у мансийского поэта Андрея Тарханова.

Ведущий 1:  Андрей Тарханов, стихотворение «Комар», читает Алиев Анар.                                                          Чтец:  3.

Ведущий 1:  Юван  Шесталов, мансийский  поэт воспевал свой родной край, народ живущий здесь. Но тревожные раздумья, что ждет людей планеты Земля в будущем, не покидали его. Сумеют ли люди сохранить для потомков красоту и богатство природы?  

Ведущий 2:  Весной на лесное озеро прилетал один лебедь. В небе веселились другие птицы – самолеты. И уток стало мало! Раньше охотники любовались лебедями. А этот лебедь плакал. Его плач и записал я…

Чтец: 5. «Песня последнего лебедя»,  Клейман Роман.

Ведущий 1:  Песнь народа – это сад поэзии, где поют радость и счастье, - так гласит мансийская мудрость. И с этим нельзя не согласиться.                            Сейчас сад поэзии наполнен новыми песнями.  Вашему вниманию представляем музыкальный подарок. (Песня Россия, исполняет Киселева Олеся Сергеевна).

Ведущий 2:  Душа народа сохраняется в загадках и в обрядах, в песнях и в игрищах, в доброй лесной фее Миснэ.

                                                                                                                                        Ведущий 1:  Голос поэта  звонок и лиричен, высок и чувствителен.  Поэзия всегда стремительна, как полет стрелы, летящей к заветной цели, и чиста, как священная любовь к родной земле.

                                                                                                                                        Ведущий 1:  Стихотворение «Миснэ», читает ученица 5 «Б»  класса  Тилтиня Дарья.

Чтец: 6.  

Ведущий 2:  Связь с родной землей и братское обращение со своим народом обогащают палитру поэта.   Его поэтический язык густ и сочен; картины быта и природы выразительны в своих подробностях, которые выдумать нельзя, а можно только увидеть.

Танец:  «Гагара» в исполнении ансамбля …

Ведущий 1:  В произведениях писателей севера наш край обрел «голос», пусть даже это будет «голос молчания», когда можно понять другого человека и саму землю без слов, ничего не произнося вслух.

Ведущий 2:  В поэтических строчках мы знакомимся не только с природой севера, не только с удивительными сказками и песнями, а главное с мудростью народа, с его историей, с современной жизнью.

Чтец: 7. «Человек с Севера»,  читает Фазлыева Аделина.

Они верили в то, что радость – птица,                                                                                                 И радость била большим крылом,                                                                                                  Под ногами крутилась черной лисицей,                                                                             Вставала кустами, ложилась льдом.

Лед пылью слепящей, сухой и колкой                                                                                                Этот снившийся путь не во сне, не во сне окружил –                                                                        Так плечо о плечо, - а навстречу сугробы и елки.                                                                                А навстречу сторожка у сосновой бежит межи.

                                                                                                                                                           Кто войдет в нее – сам приготовит ужин,                                                                           Разбуянит огонь и уж больше ночей не спит,                                                                                          И кровь его смешана с ветром, с вьюжной тяжелой стужей,                                                                Долгою зимнею песней неудержимо стучит.

Ночная земля осыпана снегом и хмелем,                                                                                          Мы отданы ей, мы земному верны мятежу –

В расплавленной солнцами Венесуэле                                                                                                   Пальмовым людям когда – нибудь все расскажу:

О сердцах, о глазах, больших и тревожных,                                                                           Окрае моем, где только зима, зима,                                                                                             Оводе, что, как радость земную, можно                                                                                 Синими кусками набить в карман.

И люди поверят и будут рады,

Как сказкам, поверят ледяным глазам,

Но за все рудники, стада, поля, водопады

Твое имя простое я не отдам.

Ведущий 1: Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем глубже осознается величие подвига, совершенного советским народом.                                                                                                            Ведущий 2:

Сибиряки – олицетворение ратной славы России. В тяжелый час великих испытаний подставила матери – России свое надежное плечо Сибирь, которая  явила стране и воинский героизм, и стойкость трудового тыла.

Ведущий 1:  Подвиг Югры стал частью фундамента, на котором была выстроена наша Великая Победа.

Ведущий 2: Многие поэты севера в своем творчестве обращаются к теме войны. В своих стихах они поведали нам о людях, ковавших Победу.

Представляем вашему вниманию стихотворение Романа Ругина  «О войне», читает Вигель Виктория. 

Чтец:

Ведущий 1:  «Родина – это не только земля, где покоится прах предков. Человек жив, пока счастлив. Человек жив, пока чувствует на душе боль. Душевная боль передается по наследству. Наследственная боль – это и есть нить, которая связывает человека с родиной. Перестает болеть душа – значит, нет твоей родины», так писал  Юрий Вэлла.

Ведущий 2: Стихи поэтов Севера отражают любовь к северной природе, в них интересно преломляются обычаи и предания. Но творческую манеру авторов отличает глубинная связь с фольклором и пристальный взгляд в современность. Роман Ругин «Родина», читает Ерохин Владимир.

Чтец:

Ведущий 2: Природа гениальна тем, что она дарит человеку талант на творчество, на самое высшее проявление духовных сил и чувств.  

                                                                                                                                    Ведущий 1: К юбилею Югры вышел литературный сборник  «Уроки души», включивший  творчество наших сверстников, юных авторов в возрасте от 7 до 13 лет.

Ведущий 2: Учащиеся общеобразовательных школ, Дома детского творчества, центров искусств одаренных детей бескрайнего Севера, более пятидесяти  имен представили свои творения широкому кругу читателей.

                                                                                                                                Ведущий 1: Авторы этого сборника – дети. Они сделали свои первые уверенные и красивые шаги по дороге творчества. Предлагаем вашему вниманию, одну веселую историю из этого сборника, юной поэтессы Марины Коротеевой, проживающей в поселке Пионерский.                             А расскажет  нам эту историю,  ученик 4 В класса, Меньщиков Матвей.

Чтец:

Ведущий 1: Коренные жители югорского края, ханты и манси, они, каждый по-своему, в традициях  своей национальной культуры и эстетики пытаются осмыслить своеобразие современного мира, разобраться в героической и трагической истории  многонациональной родины и нашего края, пытаются понять, кто же он, современный человек.

Ведущий 2:  

Кто я?  

Старинная сказка так про меня говорила:                                                                        будто сидит меж плечами рот разговорчивый мой.                                                             Очи, как два полумесяца,

Не на лице моем светятся,

А на груди ледяной …

Звали меня югорцем,

Землю мою – Югрой.

Ведущий 1: «Торум  ет  олэн!» - говорят манси, прощаясь, что означает                  «С небом живите!».                                                                                                        Ведущий 2: Живите в ладу с Природой, в ладу с собой и вы.

Ведущий 1: Благодарим всех учеников, которые здесь представили замечательные стихи авторов Югры.  Благодарим гостей-зрителей за участие в нашем мероприятии.                                                                                                Ведущий 2: Спасибо и  успехов вам!  

Ведущий 1, 2: ВМЕСТЕ: Торум  ет олэн!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологический фото-ринг «Моя малая Родина-Югра»

Данное внеклассное мероприятие (для учащихся 7 классов) посвящено Дню округа - ХМАО. Занятие в игровой форме способствует изучению своего края, своих корней, чувству гордости за свою малую Родину, вос...

внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...

Презентация биологического фото-ринга «Моя малая Родина-Югра»

Презентация к внеклассному мероприятию по биологии для учащихся 5-7 классов, биологический фото - ринг "Моя малая Родина - Югра"...

Югра-моя малая Родина

Воспитательное мероприятие....

Элективный курс “MY HOMELAND - YUGRA” (Моя Родина - Югра) для обучающихся 5 классов

С помощью данного элективного курса реализована актуальная задача обучения английскому языку с применением инофрмационно-коммуникационных технологий и социокультурного компонента по ФГОС....

Открытое мероприятие «Югра, наша Родина».

Цель: Формирование интереса к изучению природы родного края и народных традиций коренного населения Югры....