Моя Родина - Югра
материал по литературе (5, 6, 7, 8 класс)
Литературная встреча в библиотеке, посвященная 90-летию Югры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina_-_yugra.docx | 505.01 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
проведения школьной литературной встречи
«Моя Родина – Югра»
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературно - художественной встрече «Моя Родина – Югра».
Ведущий 2: Сегодня прозвучат поэтические произведения авторов, проживающих на территории Ханты – Мансийского округа, посвященные малой Родине, которая есть у каждого из нас.
Ведущий 1:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.
Ведущий 2: Россия – это наша большая Родина. Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.
Ведущий 1: У каждого из нас есть своя малая Родина. Тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом.
Ведущий 2: Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями. Куда бы ни занесла нас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны мы ни жили, всегда с тёплым чувством будем вспоминать свою малую родину, где прошло наше детство.
Ведущий 1: Далеко на север протянулась огромная земля, которая зовется Сибирью. Югра – часть великой земли.
Каких только легенд не ходило об этой «стране полунощной», отгороженной от европейцев Уральскими горами «высотою до неба».
Ведущий 2: Мало найдется мест, где народная культура была бы такой же «многоголосой», как в нашем крае. Русские песни звучат наряду с ненецкими эпическими сказаниями, древние мансийские и хантыйские священные мифы существуют одновременно с волшебными сказками татар и славян, соседи празднуют свои, особенные, национальные праздники…
Ведущий 1: В условиях такого сложного «многоголосья» зарождается особая литература – литература севера, которой предстоит в дальнейшем стать художественной летописью нашей родины. Писатели Севера принесли в литературу устные предания родного края, претворив в книги фольклорные образы и сюжеты.
Ведущий 2: Югра литературная сегодня – это довольно большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском, ненецком, русском языках.
Ведущий 1: Главное, что объединяет всех авторов, независимо от того, на каком языке они пишут – это владение Словом, трепетно бережливое отношение к нему. Именно владение Словом дает писателю дыхание творческой и жизненной свободы.
Ведущий 2: О писателях, чьи произведения прозвучат сегодня, можно говорить много. Но лучше обратиться к ним самим, к их живому слову.
Ведущий 1: Вы сможете насладиться поистине лучшими образцами поэтического творчества Югры.
Ведущий 2: Поэзия народов Севера шла от устного творчества народа, вбирая в себя всю прелесть родного языка: его напевность, богатство удивительных красок, которые помогала создавать сама природа Севера с ее колдовскими причудами.
Ведущий 1: Мудрость небольшого северного народа включает трудовой и культурный опыт, его предания и обычаи. Послушайте поэтическое живое слово народов ханты в исполнении ученицы Ермаковой Надежды. Чтец: 1.
Ведущий 1: Поэт малого рода взывал к своим «цивилизаторам» о признании за собой права, если не творить историю, то хотя бы иметь свое слово-Слово. Из поэмы Ювана Шесталова « Ханты. Манси. Кто мы?». Читает Фазлыева Аделина.
Чтец: 2. Фазлыева Аделина
- Голос хорошего журавля
За семь рек слыхать. – Что это?
- Это Слово. Слово – Песня.
Слово рождает Слово.
Слово – плач. Слово – меч.
Слово – богатырь. Слово – герой.
Слово и в небо поднимает, и на землю уронит.
Не бойся стрелы – бойся плохого слова.
Слово спасает, оно же и убивает.
Голос хорошего журавля
За семь рек слыхать.
Красивый голос лечит уши.
Говори.
Доброму слову улыбнется и собака.
Говори.
Правдивое слово дороже оленя.
Говори.
Хорошо говорить – лучше,
Чем ничего не говорить.
Знай.
Но хорошее слово – хорошо
Один раз.
Знай.
Светлое слово станет
Мостом в завтра.
Знай.
Говори так,
Чтоб голос хорошего журавля
Было слышно за семью реками.
Ведущий 2: Художники слова превратили наш край в сказочное Лукоморье, в мир, населенный таинственными духами, они повели нас к Черному озеру, подернутому радужной пленкой нефти, в далекие болотистые урманы и согры с рассыпанной по их зелени розовато-красной брусникой, в осенний лес, над которым «застыло и окоченело небо»…
Подтаяло, и на душе светлей. Такая гулкость в воздухе окрест! Зима тянулась вереницей дней, Как долгий поезд через переезд.
И мир, устав от вечной белизны Ее уже слежавшихся снегов, Встречает приближение весны, Вникая в каждый звук ее шагов.
Ведущий 1: Поэзия преобразила образ суровой природы в близкий и родной, дала почувствовать тепло «метели на ладони», вкус морозного воздуха, который тает льдинками на языке.
Писатели-краеведы учат нас прислушиваться к голосам природы, различать плач гагары и жалобы ветра.
Ведущий 2: Настоящий поэт не просто описывает природу, он живет и творит по законам природы, он – ее голос. Это свойство классической поэзии есть и у мансийского поэта Андрея Тарханова.
Ведущий 1: Андрей Тарханов, стихотворение «Комар», читает Алиев Анар. Чтец: 3.
Ведущий 1: Юван Шесталов, мансийский поэт воспевал свой родной край, народ живущий здесь. Но тревожные раздумья, что ждет людей планеты Земля в будущем, не покидали его. Сумеют ли люди сохранить для потомков красоту и богатство природы?
Ведущий 2: Весной на лесное озеро прилетал один лебедь. В небе веселились другие птицы – самолеты. И уток стало мало! Раньше охотники любовались лебедями. А этот лебедь плакал. Его плач и записал я…
Чтец: 5. «Песня последнего лебедя», Клейман Роман.
Ведущий 1: Песнь народа – это сад поэзии, где поют радость и счастье, - так гласит мансийская мудрость. И с этим нельзя не согласиться. Сейчас сад поэзии наполнен новыми песнями. Вашему вниманию представляем музыкальный подарок. (Песня Россия, исполняет Киселева Олеся Сергеевна).
Ведущий 2: Душа народа сохраняется в загадках и в обрядах, в песнях и в игрищах, в доброй лесной фее Миснэ.
Ведущий 1: Голос поэта звонок и лиричен, высок и чувствителен. Поэзия всегда стремительна, как полет стрелы, летящей к заветной цели, и чиста, как священная любовь к родной земле.
Ведущий 1: Стихотворение «Миснэ», читает ученица 5 «Б» класса Тилтиня Дарья.
Чтец: 6.
Ведущий 2: Связь с родной землей и братское обращение со своим народом обогащают палитру поэта. Его поэтический язык густ и сочен; картины быта и природы выразительны в своих подробностях, которые выдумать нельзя, а можно только увидеть.
Танец: «Гагара» в исполнении ансамбля …
Ведущий 1: В произведениях писателей севера наш край обрел «голос», пусть даже это будет «голос молчания», когда можно понять другого человека и саму землю без слов, ничего не произнося вслух.
Ведущий 2: В поэтических строчках мы знакомимся не только с природой севера, не только с удивительными сказками и песнями, а главное с мудростью народа, с его историей, с современной жизнью.
Чтец: 7. «Человек с Севера», читает Фазлыева Аделина.
Они верили в то, что радость – птица, И радость била большим крылом, Под ногами крутилась черной лисицей, Вставала кустами, ложилась льдом.
Лед пылью слепящей, сухой и колкой Этот снившийся путь не во сне, не во сне окружил – Так плечо о плечо, - а навстречу сугробы и елки. А навстречу сторожка у сосновой бежит межи.
Кто войдет в нее – сам приготовит ужин, Разбуянит огонь и уж больше ночей не спит, И кровь его смешана с ветром, с вьюжной тяжелой стужей, Долгою зимнею песней неудержимо стучит.
Ночная земля осыпана снегом и хмелем, Мы отданы ей, мы земному верны мятежу –
В расплавленной солнцами Венесуэле Пальмовым людям когда – нибудь все расскажу:
О сердцах, о глазах, больших и тревожных, Окрае моем, где только зима, зима, Оводе, что, как радость земную, можно Синими кусками набить в карман.
И люди поверят и будут рады,
Как сказкам, поверят ледяным глазам,
Но за все рудники, стада, поля, водопады
Твое имя простое я не отдам.
Ведущий 1: Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем глубже осознается величие подвига, совершенного советским народом. Ведущий 2:
Сибиряки – олицетворение ратной славы России. В тяжелый час великих испытаний подставила матери – России свое надежное плечо Сибирь, которая явила стране и воинский героизм, и стойкость трудового тыла.
Ведущий 1: Подвиг Югры стал частью фундамента, на котором была выстроена наша Великая Победа.
Ведущий 2: Многие поэты севера в своем творчестве обращаются к теме войны. В своих стихах они поведали нам о людях, ковавших Победу.
Представляем вашему вниманию стихотворение Романа Ругина «О войне», читает Вигель Виктория.
Чтец:
Ведущий 1: «Родина – это не только земля, где покоится прах предков. Человек жив, пока счастлив. Человек жив, пока чувствует на душе боль. Душевная боль передается по наследству. Наследственная боль – это и есть нить, которая связывает человека с родиной. Перестает болеть душа – значит, нет твоей родины», так писал Юрий Вэлла.
Ведущий 2: Стихи поэтов Севера отражают любовь к северной природе, в них интересно преломляются обычаи и предания. Но творческую манеру авторов отличает глубинная связь с фольклором и пристальный взгляд в современность. Роман Ругин «Родина», читает Ерохин Владимир.
Чтец:
Ведущий 2: Природа гениальна тем, что она дарит человеку талант на творчество, на самое высшее проявление духовных сил и чувств.
Ведущий 1: К юбилею Югры вышел литературный сборник «Уроки души», включивший творчество наших сверстников, юных авторов в возрасте от 7 до 13 лет.
Ведущий 2: Учащиеся общеобразовательных школ, Дома детского творчества, центров искусств одаренных детей бескрайнего Севера, более пятидесяти имен представили свои творения широкому кругу читателей.
Ведущий 1: Авторы этого сборника – дети. Они сделали свои первые уверенные и красивые шаги по дороге творчества. Предлагаем вашему вниманию, одну веселую историю из этого сборника, юной поэтессы Марины Коротеевой, проживающей в поселке Пионерский. А расскажет нам эту историю, ученик 4 В класса, Меньщиков Матвей.
Чтец:
Ведущий 1: Коренные жители югорского края, ханты и манси, они, каждый по-своему, в традициях своей национальной культуры и эстетики пытаются осмыслить своеобразие современного мира, разобраться в героической и трагической истории многонациональной родины и нашего края, пытаются понять, кто же он, современный человек.
Ведущий 2:
Кто я?
Старинная сказка так про меня говорила: будто сидит меж плечами рот разговорчивый мой. Очи, как два полумесяца,
Не на лице моем светятся,
А на груди ледяной …
Звали меня югорцем,
Землю мою – Югрой.
Ведущий 1: «Торум ет олэн!» - говорят манси, прощаясь, что означает «С небом живите!». Ведущий 2: Живите в ладу с Природой, в ладу с собой и вы.
Ведущий 1: Благодарим всех учеников, которые здесь представили замечательные стихи авторов Югры. Благодарим гостей-зрителей за участие в нашем мероприятии. Ведущий 2: Спасибо и успехов вам!
Ведущий 1, 2: ВМЕСТЕ: Торум ет олэн!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологический фото-ринг «Моя малая Родина-Югра»
Данное внеклассное мероприятие (для учащихся 7 классов) посвящено Дню округа - ХМАО. Занятие в игровой форме способствует изучению своего края, своих корней, чувству гордости за свою малую Родину, вос...
внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...
Презентация биологического фото-ринга «Моя малая Родина-Югра»
Презентация к внеклассному мероприятию по биологии для учащихся 5-7 классов, биологический фото - ринг "Моя малая Родина - Югра"...
Югра-моя малая Родина
Воспитательное мероприятие....
Элективный курс “MY HOMELAND - YUGRA” (Моя Родина - Югра) для обучающихся 5 классов
С помощью данного элективного курса реализована актуальная задача обучения английскому языку с применением инофрмационно-коммуникационных технологий и социокультурного компонента по ФГОС....
Открытое мероприятие «Югра, наша Родина».
Цель: Формирование интереса к изучению природы родного края и народных традиций коренного населения Югры....
Классный час "Моя малая Родина - Югра"
классный час...