«Альтернативное чтение» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)
учебно-методическое пособие по литературе (7 класс)
«Альтернативное чтение» для обучающегося 7 класса является приложением к АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы.
Общая цель: максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации на базе лексических тем предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_alternativnoe_chtenie_7-o_kl_2021-2022.docx | 38.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на МО учителей Протокол № 1 от 27.08.2021г. | СОГЛАСОВАНО зам. дир. по УР ________/О.В. Шеховцова/ «30» августа 2021 г. | ПРИНЯТО на Педагогическом Совете Протокол № 1 от 30.08.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/В.Н.Гнездилова/ Приказ № 90 от 30.08.2021г. |
Учебно-методическое пособие
учебного предмета
«Альтернативное чтение»
для учащихся 7 класса
(для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)
Составил: учитель Шатохина Марина Валерьевна,
высшая квалификационная категория
Санкт - Петербург
2021-2022 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Альтернативное чтение» для обучающихся 7 класса является приложением к АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы.
Общая цель: максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации на базе лексических тем предмета.
В соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы определяются общие задачи курса:
Обще учебные:
- формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках
- формировать необходимость построения простейших высказываний речевыми и альтернативными средствами
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся
- формировать способность к коллективной деятельности
- учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Коррекционно-развивающие:
- развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»
Содержание программы предмета «Альтернативное чтение» разработано на основе методических пособий, созданных авторами Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (2011 г.).
Место курса в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса
Технологии, используемые в учебном процессе:
- Коррекционно-развивающие технологии
- Проектная деятельность
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
Формы обучения
- урок с элементами игры;
- интегрированный урок;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- игра;
Методы и приемы обучения
- методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности на уроке
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
- аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
- аппликация, резание;
Формы текущего контроля знаний
Для мониторинга динамики развития, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы педагог использует в своей работе формы промежуточной аттестации в виде диагностики. Диагностика создана на основе «Педагогической диагностики детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», составленной под руководством Петровой Е.А. и разработанной по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (2011, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой).
Диагностика представляет собой перечень социально значимых знаний, умений, навыков(ЗУН) по учебному предмету :«Альтернативное чтение», которые объединены в блоки по крупным темам.
ЗУН должны/могут сформироваться у ребенка за время обучения в школе.
Педагог по результатам наблюдения определяет уровень сформированности ЗУН и заполняет электронную таблицу. Качественной характеристикой уровня освоения ЗУН являются «Особенности осуществления деятельности (степень участия педагога)», которые выражаются в баллах и имеют цветовое оформление.
Особенности осуществления деятельности (степень участия педагога)
Цветовое решение таблицы позволяет наглядно отслеживать темпы и уровень формирования ЗУН по предметам. Таблица заполняется в начале, середине и в конце учебного года. Далее выводится среднее значение обученности по данному предмету за данный период для каждого обучающегося. Полученные данные заносятся в сводную таблицу.
Учитывая степень участия педагога в освоении учеником различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход в обучении и оценивании результатов. Выделены 2 уровня.
У1 – базовый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 3 – 6 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.
У2 – упрощённый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 0 – 2 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.
Планируемые результаты освоения предмета
Базовый уровень.
- понимать жесты
- воспринимать информацию зрительно и на слух
- соотносить звук с его источником
- уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко)
- уметь имитировать звуки окружающей действительности
- уметь слушать и слышать учителя
- уметь подбирать иллюстрацию к предложению
- составлять предложения с помощью пиктограмм
- отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения
- находить изученные буквы и выделять их из ряда предложенных (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
- уметь работать с магнитной азбукой
- владеть навыками самостоятельного «чтения» картинок, пиктограмм букв, слов, предложений (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся)
Упрощённый уровень
- понимать жесты
- воспринимать информацию зрительно и на слух
- соотносить звук с его источником
- уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко)
- уметь имитировать звуки окружающей действительности
- уметь слушать и слышать учителя
- уметь подбирать иллюстрацию к словам
- составлять предложения с помощью пиктограмм
- отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения, уметь работать с магнитной азбукой.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА
Тематическое планирование
1 полугодие
темы уроков | содержание |
| |
| «Чтение» информации обучающимся (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках. Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Чтение литературных произведений, рассматривание с обучающимися иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Продукты», «Одежда», «Театр». Рассматривание вместе с обучающимся сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе посещения магазинов, кафе, столовых, покупки продуктов, одежды, ценники к ним, людей, создающих и продающих эти товары. Расширение представлений о журналах и их «чтение». Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимся трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание аудиокниг в различном формате. Создание образовательных ситуаций для закрепления навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения. Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту. Знакомство с буквами, слогами, словами. «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). «Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах. Узнавание букв в изученных словах. |
| |
| «Чтение» информации обучающимся (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках. Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Грибы», «Части суток». Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимся трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание аудиокниг в различном формате. Создание образовательных ситуаций для закрепления навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения. Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту. Знакомство с буквами, слогами, словами. «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). «Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах. Узнавание букв в изученных словах. |
Диагностика | |
| Проверка полученных за определённое время знаний, умений и навыков (начало учебного года, окончание первого полугодия и окончание учебного года) |
2 полугодие
темы уроков | содержание |
1.Окружающий предметный мир и профессии людей | |
| «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках. Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Город», «Доктор», «Аптека». Рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе посещения магазинов, поликлиники, аптеки. Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание аудиокниг в различном формате. Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения. Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту. Знакомство с буквами, слогами, словами. «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). «Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах. Узнавание букв в изученных словах. |
2.Окружающий природный и животный мир | |
| «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках. Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Времена года», «Животные», «Части суток». Рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе посещения магазинов, поликлиники, аптеки. Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимся трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. Слушание аудиокниг в различном формате. Создание образовательных ситуаций для закрепления навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения. Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту. Знакомство с буквами, слогами, словами. «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). «Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах. Узнавание букв в изученных словах. |
Диагностика | |
o Диагностика. | Проверка полученных за определённое время знаний, умений и навыков (начало учебного года, окончание первого полугодия и окончание учебного года) |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
- http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека
- http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»
- http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»
- http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»
- http://daohappiness.ru/- простейшие мудры
- http://900igr.net – 900 презентаций для детей
- http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru»
- http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
- www.razumniki.ru – литература для детского чтения
- http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков
- http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)
В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...
Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
В данной статье представлены особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классахдля обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....
Учебно-методическое пособие для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс
Данное учебно-методическое пособие по учебному предмету " Социально-бытовая ориентировка" предназначена для обучающихся 7 класса с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...
Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...