«Альтернативное чтение» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)
учебно-методическое пособие по литературе (7 класс)

Шатохина Марина Валерьевна

 «Альтернативное чтение» для обучающегося 7 класса является приложением к АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы.

Общая цель: максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации на базе лексических тем предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _alternativnoe_chtenie_7-o_kl_2021-2022.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

Протокол

№ 1  от 27.08.2021г.

СОГЛАСОВАНО

зам. дир. по УР

________/О.В. Шеховцова/

«30» августа 2021 г.

ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

Протокол № 1

от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________/В.Н.Гнездилова/

Приказ №  90  от 30.08.2021г.

Учебно-методическое пособие

учебного предмета

«Альтернативное чтение»

для учащихся 7 класса

 (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

                                                        

Составил: учитель Шатохина Марина Валерьевна,

высшая квалификационная категория

                                                                        

Санкт - Петербург

2021-2022 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Альтернативное чтение» для обучающихся 7 класса является приложением к АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы.

Общая цель: максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации на базе лексических тем предмета.

В соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы определяются общие задачи курса:

Обще учебные:

  • формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках
  • формировать необходимость построения простейших высказываний речевыми и альтернативными средствами
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся
  • формировать способность к коллективной деятельности
  • учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»

Содержание программы предмета «Альтернативное чтение» разработано на основе методических пособий, созданных авторами Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (2011 г.).

Место курса в учебном процессе

        Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса

Технологии, используемые в учебном процессе:

  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Проектная деятельность
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии

Формы обучения

  • урок с элементами игры;
  • интегрированный урок;
  • практическое занятие;
  • экскурсия;
  • игра;

Методы и приемы обучения

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
  • методы формирования интереса к учению
  • создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
  • использование познавательных игр;
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
  • наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
  • практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

Виды деятельности на уроке

  • наблюдение;
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
  • аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
  • игры-имитации, жестово-образные игры;
  • выкладывание пиктограмм;
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
  • предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
  • аппликация, резание;

Формы текущего контроля знаний

Для мониторинга динамики развития, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы педагог использует в своей работе формы промежуточной аттестации в виде диагностики. Диагностика создана на основе «Педагогической диагностики детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», составленной под руководством Петровой Е.А. и разработанной по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (2011, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой).

Диагностика представляет собой перечень социально значимых знаний, умений, навыков(ЗУН) по учебному предмету :«Альтернативное чтение», которые объединены в блоки по крупным темам.

ЗУН должны/могут сформироваться у ребенка за время обучения в школе.

Педагог по результатам наблюдения определяет уровень сформированности ЗУН и заполняет электронную таблицу. Качественной характеристикой уровня освоения ЗУН являются «Особенности осуществления деятельности (степень участия педагога)», которые выражаются в баллах и имеют цветовое оформление.

Особенности осуществления деятельности (степень участия педагога)

кол-во баллов

характеристика с указанием степени помощи учителя

0

Выполняет задания с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом

1

Выполняет задание "рука в руке", совместно, с появлением отдельных эпизодов самостоятельной активности

2

Задания выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога

3

Задания выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога

4

Задания выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога

5

Задания выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога

6

Задания выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь педагога.

Цветовое решение таблицы позволяет наглядно отслеживать темпы и уровень формирования ЗУН по предметам. Таблица заполняется в начале, середине и в конце учебного года. Далее выводится среднее значение обученности по данному предмету за данный период для каждого обучающегося. Полученные данные заносятся в сводную таблицу.

Учитывая степень участия педагога в освоении учеником различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход в обучении и оценивании результатов. Выделены 2 уровня.

У1 – базовый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 3 – 6 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.

У2 – упрощённый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 0 – 2 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.

Планируемые результаты освоения предмета

Базовый уровень.

  • понимать жесты
  • воспринимать информацию зрительно и на слух
  • соотносить звук с его источником
  • уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко)
  • уметь имитировать звуки окружающей действительности
  • уметь слушать и слышать учителя
  • уметь подбирать иллюстрацию к предложению
  • составлять предложения с помощью пиктограмм
  • отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения
  • находить изученные буквы и выделять их из ряда предложенных (исходя из индивидуальных особенностей ребенка)
  • уметь работать с магнитной азбукой
  • владеть навыками самостоятельного «чтения» картинок, пиктограмм букв, слов, предложений (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся)

Упрощённый уровень

  • понимать жесты
  • воспринимать информацию зрительно и на слух
  • соотносить звук с его источником
  • уметь характеризовать звук по силе звучания (тихо, громко)
  • уметь имитировать звуки окружающей действительности
  • уметь слушать и слышать учителя
  • уметь подбирать иллюстрацию к словам
  • составлять предложения с помощью пиктограмм
  • отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения, уметь работать с магнитной азбукой.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА

Тематическое планирование

1 полугодие

темы уроков

содержание

  1. Окружающий предметный мир и профессии людей
  • Рассказ "Одежда"
  • Подбор слов - названий предметов одежды
  • Составление и чтение предложений "Я купил…"
  • Составление рассказа "Магазин одежды" по слайдам.
  • Рассказ "Отдел женской, мужской, детской одежды"
  • Составление и чтение предложений "Я в магазине"
  • Составление и чтение предложений "Оля купила..."
  • Дидактическая игра "Магазин одежды"
  • Журнал. Статьи про одежду.
  • Журнал. Одень девочку.
  • Кафе, столовая. Витрина, ценники.
  • Кафе. Выбираем блюда.
  • Д/и «Кафе»
  • Н. Соколова "Театр кукол"
  • А. Барто "В театре"
  • Постановка сказки "Коза-дереза"

«Чтение» информации обучающимся (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках.

Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

Чтение литературных произведений, рассматривание с обучающимися иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Продукты», «Одежда», «Театр».

Рассматривание вместе с обучающимся сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе посещения магазинов, кафе, столовых, покупки продуктов, одежды, ценники к ним, людей, создающих и продающих эти товары.

Расширение представлений о журналах и их «чтение».

Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю».

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимся трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок.

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений.

 Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту.

Знакомство с буквами, слогами, словами.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).

«Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах.

Узнавание букв в изученных словах.

  1. Окружающий природный и животный мир
  • Как я провёл лето. Подбор картинок
  • Как я провёл лето? Рассказ с опорой на картинки.
  • Рассказ "Летом"
  • Рассказ "Боровик".
  • Рассказ "Лисички"
  • Рассказ "Опёнок".
  • Рассказ "Поганки"
  • Стихотворение "Мухомор"
  • Составление слогов и слов. Игра "Съедобные - несъедобные грибы"
  • Видеоэкскурсия "Зима. День - короткий, ночь - длинная"
  • Составление предложений и слов по теме "Сутки". Стихотворение Степанова "Сутки"
  • Стихотворение Степанова В. "Утро", "День", "Вечер", "Ночь"
  • Чтение и разбор рассказа "Утро"
  • Чтение и разбор рассказа "День"
  • Чтение и разбор рассказа «Вечер»
  • Рассказ "Новогодний карнавал".

«Чтение» информации обучающимся (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках.

Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

Чтение литературных произведений, рассматривание  иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Грибы», «Части суток».

Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю».

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимся трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок.

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений.

 Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту.

Знакомство с буквами, слогами, словами.

 «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).

«Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах.

Узнавание букв в изученных словах.

Диагностика

  • Диагностика.

Проверка полученных за определённое время  знаний, умений и навыков (начало учебного года, окончание первого полугодия и окончание учебного года)

2 полугодие

темы уроков

содержание

1.Окружающий предметный мир и профессии людей

  • Чтение слов по теме "Город"
  • Соотнесение слов и картинок по теме "Город"
  • Составление предложений "Где находится моя школа"
  • Мой домашний адрес
  • Город. Рядом с домом
  • Город. Звуки города
  • Рассказ "Петергоф"
  • С. Михалков «Про девочку, которая сама себя вылечила».
  • С. Михалков «Про девочку, которая сама себя вылечила».
  • Видеоэкскурсия Поликлиника.
  • Чтение отрывка из сказки "Доктор Айболит"
  • Составление рассказа о терапевте.
  • Составление рассказа о ЛОР-враче.
  • Составление рассказа о зубном враче.
  • Составление рассказа о хирурге.
  • Рассказ "Ваня заболел"
  • Рассказ "Аптека"
  • Лекарства.
  • Рассказ "Зелёная аптека"
  • Растения для «зелёной аптеки»

«Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках.

Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Город», «Доктор», «Аптека».

Рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе посещения магазинов, поликлиники, аптеки.

Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю».

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок.

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений.

 Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту.

Знакомство с буквами, слогами, словами.

 «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).

«Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах.

Узнавание букв в изученных словах.

2.Окружающий природный и животный мир

  • Чтение слов и соотнесение с картинкой. Стихотворение С. Маршак "Январь"
  • Чтение слов и соотнесение с картинкой.  Стихотворение С. Маршак "Февраль"
  • Чтение слов и соотнесение с картинкой. Рассказ В. Мохов "Снеговик" (2ч.)
  • Чтение слов и соотнесение с картинкой. Стихотворение С. Михалкова "Белые стихи"
  • Рассказ «Когда Сова ложится спать?» (3ч.)
  • Голоса домашних животных. К.Чуковский «Путаница».
  • Домашние животных
  • Весна. Чтение предложений о весне. Составление и чтение слов-подписей.
  • Составление картинного рассказа "Приметы весны"
  • И. Соколов-Микитов «Весна»
  •  Л.Н. Толстой "Весна пришла"
  • Экскурсия «Скоро лето»
  • Наступает лето. Картинный рассказ на основе наблюдений.
  • Составление подписей к картинкам по теме «Весна», «Лето».

«Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках.

Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Времена года», «Животные», «Части суток».

Рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе посещения магазинов, поликлиники, аптеки.

Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю».

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи, выполнение обучающимся трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок.

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений.

 Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение обучающегося в театрализованные игры по прочитанному учителем тексту.

Знакомство с буквами, слогами, словами.

 «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).

«Чтение» слов, подписанных под пиктограммами и картинками, накладывание (подкладывание) букв к этим же буквам в словах.

Узнавание букв в изученных словах.

Диагностика

o        Диагностика.

Проверка полученных за определённое время  знаний, умений и навыков (начало учебного года, окончание первого полугодия и окончание учебного года)

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

  1. http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека
  2. http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»
  3. http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»
  4. http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»
  5. http://daohappiness.ru/- простейшие мудры
  6. http://900igr.net – 900 презентаций для детей
  7. http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru»
  8. http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
  9. www.razumniki.ru – литература для детского чтения
  10. http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков
  11. http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

В данной статье представлены особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классахдля обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....

Учебно-методическое пособие для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Данное учебно-методическое пособие по учебному предмету " Социально-бытовая ориентировка" предназначена для обучающихся 7 класса с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...