Открытый урок
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Ф.М. Достоевский. Роман «Белые ночи»: жанровые особенности, проблематика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_dostoevskiy_belye_nochi_mart_2020.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
Открытый урок по
литературе по теме: «Ф.М. Достоевский. Роман «Белые ночи»: жанровые особенности, проблематика.».
Урок проведен 04.03.2020 в 9- А классе.
Учитель: Дорофеева О.В.
Рассмотрено на заседании ШМО
протокол №____ от «___»______2020г.
Руководитель ШМО_______________
Цель урока: определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.
Задачи:
обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм, мотив); отработать навыки сравнительного анализа произведений (домашнее задание) и аналитического чтения текста;
развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции.
воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке, кинематографии; формирование этических навыков ведения дискуссии.
Оборудование: урок МЭШ на электронной доске.
Форма работы: фронтальная, статистические пары, индивидуальная.
Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.
Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы. История создания повести. Слово учителя:
Ребята, перед вами портрет мечтателя, выполненный нашим современником, художником Ильей Сергеевичем Глазуновым. Совпадают ли ваши впечатления от прочитанного с портретом И.С. Глазунова? На втором слайде иллюстрация к повести называется "Двор".
В пору создания "Белых ночей" Федор Михайлович жил в квартире Бреммера в верхнем этаже трехэтажного дома Шиля на углу Малой Морской улицы и Вознесенского проспекта, 7 (современный адрес дом 8). Здание сохранилось до наших дней. Этот дом и места, где встречались Настенька и мечтатель, можете увидеть на последних слайдах.
Ответы:
1. Да, совпадают. Мечтатель - задумчивый, добрый, одинокий, скромный человек. Илье Глазунову удалось передать замысел Ф.М. Достоевского. Каждый прохожий был дорог мечтателю. "И я был рад, как еще никогда со мной не случалось. ...Так сильно поразила природа меня, полубольного гражданина, чуть не задохнувшегося в городских стенах. Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость." Мечтатель радовался и тому, что имел.
2. Тема Петербурга есть во многих произведениях писателя: "Бедные люди", "Преступление и наказание", "Униженные и оскорбленные", "Братья Карамазовы". В Петербурге Ф.М. Достоевский становится студентом Инженерного училища, воспринимает город с опаской, ощущает одиночество. Петербург показался будущему писателю спящим, грязным, преданным забвенью. Петербург - город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. С большей или меньшей приблизительностью в городе можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург выступает как фон произведения, но чаще, как действующее лицо. Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство и, соответственно, получает право представлять собой Россию. В итоговом произведении "Братья Карамазовы" Петербург воплощает в себе скорее болезнь России, ее "страхи и ужасы" (выражение Гоголя). И выздоровление мыслится как преодоление Россией в себе петербургского начала.
3. Достоевский равнодушен к монументальному Петербургу. Писателя влекут малоприметные подворотни, грязные, пыльные улицы, все то, что находится не на виду. Скрытый, пыльный Петербург - это настоящий город. Красота города воплощается для писателя не в дворцах и садах, а в непримечательных зданиях. И мы замечаем это в незатейливых иллюстрациях И. Глазунова. Достоевский описывает множество маленьких домиков старого города. И каждый такой домик предстает изолированным от мира. Такая квартирка и у мечтателя, у него своя отдельная маленькая жизнь, но он все же задыхается в пыльном городе и спешит выйти к реке.
Вопрос классу: – Что объединяло Ф.М. Достоевского и А.Н. Плещеева?
Слово учителя:
В начале своего творчества Ф.М. Достоевский публиковался почти анонимно, подписывая свои статьи инициалами "Ф.Д". Повесть "Белые ночи" была написана в 1848 году, опубликована в том же году в журнале "Отечественные записки". Среди прототипов мечтателя литераторы называют друга Достоевского в молодости - А.Н. Плещеева, которому изначально и посвящалась повесть. На третьем слайде представлен портрет поэта. На первом слайде - фрагмент портрета Достоевского, выполненный И. Глазуновым.
Ответ:
В 1848 году Федор Михайлович тесно сдружился с А.Н. Плещеевым, с которым они состояли сначала в литературно-философском кружке Бекетовых, а позже в кружке Михаила Петрашевского. Товарищей объединяли общие взгляды на литературу.
– Ребята, роман называется “Белые ночи”.
– Что это за явление: белые ночи? С чем у вас ассоциируется белый цвет? (вы невольно помечтали)
- А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи?
- Но есть еще символическое значение этого словосочетания.
- Белые ночи. Каким выразительным средством вы бы охарактеризовали это славосочетание?
– Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке.
Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – “бессонные ночи”. В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.
(Сентиментальный роман)
– Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?
(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)
– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. Слайд 7.
У Тургенева:
Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
У Достоевского:
…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)
– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”?
Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.Слайд 8.
Словарная работа. Обратимся к словарю С.И.Ожегова
Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2. Предмет желаний, стремлений.
Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер. Слайд 9.
Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”) (фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты). Внимание на слайд “Петербургская летопись”: Слайд 10.
“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…
Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир <…> вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …
Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.
– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.
Слайд 11. Отрывок из художественного фильма “Белые ночи” Режиссеры: Ю. Данилович, В. Семаков. В главных ролях: Мечтатель: Олег Стриженов, Настенька: Людмила Марченко, Мосфильм,1959
- Как вы думаете, считает ли сам автор своего героя “существом среднего рода”?
А теперь обратимся к герою сентиментальной повести и попробуем выявить отличительные черты его. Слайд 12
Беседа по вопросам:
- Каков род занятий главного героя повести? (ничего не сказано, только мечтает, он – мечтатель)
- Каковы особенности мироощущения мечтателя? (по началу повести) Одиночество
- Какие общечеловеческие ценности лежат в основе такого мироощущения? (доброта, участие к людям, любовь к окружающему миру…)
- Это положительные черты? Значит, мечтательство совершенно безобидно? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, выберите геометрическую фигуру, в виде которой вы представляете себе жилище мечтателя .Слайд 13.
- Обоснуйте свой выбор.
2-3 уч-ся доказывают свою точку зрения
- Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.
- Как эта квартира характеризует героя?
Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям. У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер.
Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделен способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.
- Ребята, как мечтатель воспринимает город? (город воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо). История с одним домом (зачитать)
Ребята, обратимся к мастерству Достоевского-художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый) Почему? “Караул, домик красят в желтую краску!”
- Кому из вас, ребята, не нравится желтый цвет? Слайд 14.
- Есть ли в отрывке слово, которое можно было поставить в один ряд с этим словом? (желчь)
- При жизни Достоевского желтый и желчный писались через о. (“Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский” В.Кожинов, литературовед).
В словаре Ожегова слово желчный - раздражительный, злой.
Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.
Слайд 15. Дом, где жил Достоевский
Слайд 16. Дома города Прокопьевска. Как вы думаете, приятнее жить в таком городе?
- Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.
- Как эта квартира характеризует героя?
- О чем мечтает герой? Определите характер его мечтаний.
Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям. У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер.
Физминутка. Слайд 17-31.
Слайд 32
- Что запечатлено на этих рисунках?
- Что символизируют?
- Какие ассоциации вызывают?
Слайд 33. Отрывок из кинофильма
- Вы узнали героиню романа? Как вы думаете, она мечтательница?
- О чем мечтает Настенька?
Однажды судьба послала им встречу.
Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. Зачитать описание ее внешности. Слайды 34, 35
– Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям). (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)
- Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным? (девушка была в премиленькой желтой шляпке) – желтый желчный цвет выступает в соседстве со словом “премиленький”
- Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (хорошим, веселым).Почему?
Мечтатель упоен красотой петербургской ночи. Поддавшись ее очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всем, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый желтый цвет.
Наши герои стали встречаться.
- Любил ли Мечтатель кого-нибудь до Настеньки? (мечту, идеал)
- Что привлекло героя к ней?
Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту. Наивность. Он понял, что любовь к Настеньке спасет его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.
- Какой финал их отношений? Можно считать такое завершение несчастным?
Слайд 36. (показ финальных сцен фильма)
У Вероники Тушновой есть такие строки:
Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера.
Я люблю тебя, это значит –
Я желаю тебе добра
Рефлексия. Слайд 37
ВЫБЕРИТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ,ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ,МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ
- Озлобленность
- Лживость
- Трусость
- Сострадательность
- Искренность
- Доброта
- Жестокость
- Чуткость
ОПРЕДЕЛИТЕ Слайд 38
развернуть таблицу
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧТАТЕЛЯ: | ХАРАКТЕР МЕЧТАНИЙ ГЕРОЯ: |
Фантастический Романтический Приближённый к реальности Лишённый всякого смысла | Оригинал Смешной человек Лишний человек Маленький человек Чудак |
развернуть таблицу
Актуально ли сегодня быть мечтателем?
Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. И это не всем дано.
Слайд 39 – 40. Итог урока: рисуем солнышко (мне очень понравилось, мне было весело, я много узнал нового, мне было скучно).
Д.З. Как вы думаете, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства? (как в конце он видит своё будущее)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...