Статья " Разновидности интерактивных технологий и их применение на уроках литературы"
статья по литературе (9 класс)
В современной системе образования педагоги, работающие в школе, используют различные учебные технологии. Это технология диалогового обучения, . игровые технологии, технология критического мышления и другие. Все они могут быть объединены в общую группу интерактивных технологий. Моя статья посвящена разновидностям интерактивных технологий и способам, методам их применения на различных уроках литературы. в статье даётся краткий обзор основных интерактивных технологий. Я считаю, что без применения современных методических материалов и технологий процесс обучения детей в школе будет менее успешным. Применение интерактивных технологий повышает интерес учащихся к учебному предмету, расширяет их интеллектуальный кругозор. ..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разновидности интерактивных технологий и их применение на уроках литературы
Учитель не только должен хорошо знать то, что он преподаёт на уроке, но должен ещё прекрасно знать, как это преподавать.
А. В. Луначарский.
Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, педагогических технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. А. В. Луначарский в статье «Учись, учитель» писал: «От методики преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятие как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю».[3, с.58 ] Несомненно, что хороший результат в обучении будет достигнут только тогда, когда учитель будет применять при обучении новые методы и новые педагогические технологии. Технологии организации интерактивного обучения являются самыми передовыми на сегодняшний день. Их сущность сводится к передаче информации не в пассивном, а в активном режиме при использовании приема создания проблемных ситуаций. Задачей урока является не передача готовых знаний школьникам или их направление к самостоятельному преодолению трудностей. Интерактивная технология обучения отличается от прочих существующих методик разумным сочетанием собственной инициативы ребенка с педагогическим управлением уроком. Все это способствует достижению главной цели обучения – созданию всесторонней и гармонично развитой личности.
Термин «педагогическая технология» используется в методической литературе достаточно давно и получил множество формулировок. А. В. Хуторской в своей книге «Современная дидактика» так определяет это понятие: «Педагогическая технология – это совокупность форм, методов и приёмов, применяемых на уроке». [9, с.206] Приведу другое определение, данное в «Энциклопедии педагогических технологий»: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». [ 2, с.277 ] Учёный лингвист Т.К. Селевко в книге «Энциклопедия образовательных технологий» дал подробную классификацию различных педагогических технологий.
Педагогические технологии – понятие многомерное. В теории и практике работы современной школы существует множество методов и форм учебной деятельности. Наиболее известны следующие педагогические технологии:
1.Коммуникативная технология
2.Технология критического мышления
3.Информационная технология
4.Технология проблемного обучения.
5.Технология успешного обучения
6.Технология модульного обучения
7.Технология «Портфолио»
8.Технология «Педагогика сотрудничества»
9.Технология диалогового обучения
10.Технология эвристического обучения
Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии – это мера их ориентации на ребёнка, как на индивидуума, участвующего в педагогическом процессе. Некоторые технологии базируются на давно известных, устоявшихся формах урока, где главным действующим лицом является учитель Другие же педагогические технологии основываются на активном взаимодействии учителя и учащихся, при этом учащиеся имеют возможность раскрыть свой творческий и личностный потенциал. Такие технологии являются личностно -ориентированными.
Интерактивные технологии также являются личностно – ориентированными, так как их применение основано на активном взаимодействии учащихся и учителя. Как пишет Г. К. Селевко, при их применении «происходит не авторитарное, а партнёрское взаимодействие участников образовательного процесса»[7, с. 91]К тому же, как показывает мировая практика, данные технологии являются одними из самых передовых и действенных для обучения.
Сам термин «интерактивная технология» или «интерактивное обучение» появился недавно. Изначально прилагательные «интерактивный», «интерактивные» определялись как слова, употребляемые в общественной, социальной сфере жизни. Подтверждением этого может служить определение, данное в известном всем толковом словаре С. И. Ожегова: «Интерактивный – имеющий обратную связь, диалоговый, осуществляющий взаимодействие радиослушателей, телезрителей со средствами массовой информации. Примеры: интерактивный опрос, интерактивное телевидение»[5, с.94 ]. Сегодня понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень в организации учебного процесса. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Таким образом, интерактивная технология – это определённая совокупность педагогических приёмов и методов, основанная на активном взаимодействии учащихся и педагога.. Сущность интерактивных технологий состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания. Но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, обучение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучающиеся учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически и творчески мыслить. Об особенностях приёмов и методов интерактивного обучения пишет в своих исследовательских работах Е. Н. Полат. [ 6, с.102 ]
Использование интерактивных технологий на уроках литературы способствует развитию критического мышления учеников, повышению читательской и языковой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебного материала и личной учебной деятельности. Все виды интерактивных технологий на уроке литературы в той или в иной степени способствуют вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний.
Интерактивные технологии делятся на два типа: групповые и индивидуальные. К индивидуальным относятся различные практические задачи и тренировки. Групповые , в свою очередь , подразделяются на дискуссионные, игровые и тренинг -методы.
К дискуссионным интерактивным технологиям относятся групповые дискуссии, анализ ситуаций морального выбора, презентации, обсуждения, дебаты.
К игровым технологиям относятся деловые и, ролевые игры, организационно –деятельностные игры, различные игры дидактического характера.
Особый вид интерактивных технологий – это тренинг- методы. Тренинг в педагогическом образовании определяется как активный процесс овладения знаниями и развития у него, как у индивидуума, различных умений и навыков. Применение различных интерактивных технологий на уроках литературы (как прозы, так и лирики) служит обеспечению следующих образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса к художественному произведению в прозаической или стихотворной форме
- повышение уровня активности и самостоятельности учащихся на уроке литературы
- развитие у учащихся навыков анализа прозаического, стихотворного текста, взаимодействия, коммуникации;
- саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса
- создание такой атмосферы на уроке литературы, которая более всего способствует сотрудничеству, дает возможность полнее реализовать личностно ориентированное обучение.
Существует около 800 разновидностей различных интерактивных технологий. Конечно, не все эти технологии могут быть использованы на уроках литературы при анализе поэтического или прозаического произведения.
Основные интерактивные технологии, применяемые на уроках литературы.
1) Работа в парах.
2) Работа в малых группах.
3) Незаконченное предложение.
4) Синквейн
5) Мозговой штурм.
6) Ролевая (деловая) игра.
7) Дискуссия.
8) )Дебаты
9) .Кластер
10) Метод «круглого стола»
11) .Разработка проекта
12) Разноуровневые задания
13) .Игровые упражнения
14) .Контрольный лист или тест
15) Учебные и мультимедийные презентации
Урок , на котором используется та или иная интерактивная технология, естественно, будет отличен от традиционного урока. Он должен быть построен по определённому алгоритму.
Каковы же отличительные особенности алгоритмов работы на уроке литературы с использованием интерактивной технологии? Этими особенностями являются:
- определение целесообразности использования интерактивных приемов именно на этом уроке литературы
- тщательный отбор и анализ учебного материала, в том числе и дополнительного (тесты, примеры, ситуации, задания для групп )
- тщательное планирование урока - этапы, хронометраж, ориентировочное разделение на группы, роли участников, вопросы и возможные ответы;
- выработка критериев оценки эффективности работы групп, занятия;
- мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации, представление интересных фактов и т.д.;
- обеспечение понимания учащимися содержания их деятельности и формирования ожидаемых результатов и во время объявления, представления темы;
В своей педагогической практике я использую достаточно много разновидностей интерактивных технологий. Это следующие технологии: синквейн, учебные и мультимедийные презентации, метод «мозгового штурма», метод «кластер», дискуссия, работа в группах. Одними из самых плодотворных и интересных , на мой взгляд, являются задания из разделов учебника литературы «Совершенствуем свою речь» и «Творческие задания». Задания и вопросы в учебнике сформулированы так, что учащиеся могут разнопланово проявить себя на уроке,
Применение интерактивных технологий помогает мне сделать урок интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме.
Во-вторых, как учитель, я могу индивидуализировать процесс обучения, используя удобные способы восприятия информации на литературные темы.
Это вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительную учебную мотивацию к изучению как прозаического, так и поэтического текста
В-третьих, как показывает моя педагогическая практика, применение интерактивных технологий обучения на уроках литературы влияет не только на успешное усвоение материала, что выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение учеников к литературе как к учебному предмету.
Несомненно, что у современного учителя есть право выбора каких-либо определённых интерактивных технологий. Всё зависит от тех учебных задач, которые учитель ставит перед собой на уроке.
Овладение учениками знаниями и умениями, формирование у них различных учебных компетенций , сама результативность урока зависят от очень многих факторов: реализации поставленных целей и задач , готовности класса к обучению, от личности самого учителя и т. д. При этом бесспорным остаётся тот факт, что применение учителем на уроке современных педагогических технологий является одним из факторов, способствующих успешности образовательного процесса.
Использованная литература.
1.Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии –М., Педагогическое общество России, 2002
2..Колеченко И. К. Энциклопедия педагогических технологий – СПб., Каро, 2001
3.Луначарский А. В. Статьи об образовании. - М., Педагогика, 1976.
4.. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка – М., Просвещение, 2017
5.Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь – Екатеринбург, ,издательство Уральского государственного университета, 1995
6..Полат Е. А. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М., Академия, 2009.
7..Селевко Т. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. – М., Народное образование, 2005
8..Хуторской А. В. Современная дидактика – М., Высшая школа, 2007.
9..Что такое интерактивное обучение –www.ru|artik l|230997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инновационные педагогические технологии и их применение в практике преподавания литературы в школе"
Статья знакомит с использованием в практической деятельности современных педагогических технологий, которые помогают сделать привлекательным процесс познания литературы в школе....
Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"
Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"...
Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ"
Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ"...
Статья "Основные интерактивные технологии, которые могут эффективно использоваться на уроке английского языка"
Основные интерактивные технологии, которые могут эффективно использоваться на уроке английского языка...
Статья "Использование интерактивных технологий на уроках английского языка"
Данный материал содержит рекомендации из опыта работы учителя по использованию различных форма интерактивных технологий в практике преподавания английского языка как эффективного способа повышения кач...
Статья "Педагогические технологии и их применение на уроках английского языка"
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...
Статья на тему "Игровые образовательные технологии и их применение на уроках английского языка"
Данная статья предназначена для использования учителями, преподающими английский язык в образовательных учреждениях и посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках английског...