Урок литературы в 7 классе на тему "А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге".
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Цели: представить исторический комментарий к балладе поэта; совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение характеризовать героев по их речи, поступкам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с понятием «баллада», с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;
· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 15.11 КБ |
Презентация | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
У-12
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Цели: представить исторический комментарий к балладе поэта; совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение характеризовать героев по их речи, поступкам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с понятием «баллада», с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;
∙ регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
∙ коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Наизусть отрывок из поэмы «Полтава»
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А. С. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени, интересовался далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.
2. Знакомство со «Сказанием…» аудиозапись.
Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (прорицателя, колдуна, волшебника, волхва) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладевшему столицей империи Константинополем (русские называли его Царицынградом) и в знак победы на воротах прибившему свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.
В «Песне...» есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.
3. Словарная работа.
4. Чтение «Песни...», с. 89-83. Аудио
5. Беседа по вопросам.
– Что поведал кудесник о жизни князя? («прославлено имя», «щит на вратах Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».)
– Что предсказал кудесник князю? («смерть от коня своего».)
– Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца? (Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня»), недоверчив («усмехнулся»), кудесник – спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».)
– Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(Вещий – мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца).
– Что чувствует князь, прощаясь с конем? (Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.)
– Какой эпизод «Песни...» изображен на рисунке в учебнике (с. 90)?
– Есть ли различие между летописью и «Песнью...»? (В «Песне...» расставание с конем после предсказания, в летописи – до него.)
– Назовите в «Песне...» лексику высокого стиля, устаревшие слова. (Сбирается, обрек, грядущего, вещий, отрада, вратах, ведаешь, тризна, секира, чело.)
Вывод. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песнь о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать; какой – инсценировать или прочитать по ролям? (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание: подготовить балладу к выразительному чтению (задание «Учимся читать выразительно», с. 94).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из «Повести временных лет»: «Сказание о смерти Олега от коня».
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» .
Домашнее задание Подготовить балладу к выразительному чтению (задание «Учимся читать выразительно», с. 94).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе. Тема: Творчество А.С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге».
Тема: Творчество А.С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге»....
Презентация на тему "А.С.Пушкин."Песнь о вещем Олеге" к уроку литературы в 7 классе
Презентация к уроку литературы в 7 классе.В презентации дана историческая справка, рассмотрены особенности жанра произведения, тема и идея. Обучающимя предлагается сравнить балладу с летописным изложе...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (ФГОС). Тема: "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
На уроке даётся понятие жанра "Баллада", использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Работа с кроссвордом, групповая работа на соотнесение понятий....
Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе. Тема: А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге".
Урок проведен 18 марта 2015 года. На уроке использована технология развития критического мышления (ТРКМ)...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Урок литературы в 7-м классе. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге ». На уроке обучающиеся знакомятся с летописным источником произведения, развивают навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения, расширяют сло...