Урок в 8 классе "Нравственная проблематика в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Антоненкова Ирина

Проблема нравсвенного выбора героев повести "Станционный смотритель" А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stantsionnyy_smotritel.docx24.36 КБ
Файл stantsionnyy_smotritel.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственная проблематика в повести

А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели: формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека», проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;

 регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.

Инсценированное чтение отрывка из трагедии.

Эпиграф : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Проблемы (социальные и нравственные):

проблема бесправного положения «маленького человека»;

проблема отношения «отцов» и «детей»;

проблема нравственного выбора.

1. Слово учителя.

Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома - набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но  будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, - это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, - но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература  вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.

2. История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.

Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).

Цикл состоит из 5 повестей:

  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка».

3. Словарная работа.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.

4. Беседа по вопросам:

-Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)

А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”?)

-Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?

-Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?

-Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?

-Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват?

-Проанализируйте эпизод первой встречи Вырина и Минского. ( Просмотр к/ф) Прочитайте его выразительно. (. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).

-Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? (…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…)

-Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. (Происходит психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое достоинство. ---Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”).

Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.

-Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)

-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)

-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)

5. Работа с евангельской притчей.

(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)

Индивидуальное домашнее задание.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

О БЛУДНОМ СЫНЕ

Картина Рембрандта “Возвращение блудного сына” .

Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.

6. Составление таблицы.

-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

( Просмотр к/ф) 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

7. Сделаем выводы.

-Почему же несчастен отец Дуни?

Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…



Предварительный просмотр:

Нравственная проблематика в повести

А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели: формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека», проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;

 регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.

Инсценированное чтение отрывка из трагедии.

Эпиграф : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Проблемы (социальные и нравственные):

проблема бесправного положения «маленького человека»;

проблема отношения «отцов» и «детей»;

проблема нравственного выбора.

1. Слово учителя.

Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома - набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но  будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, - это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, - но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература  вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.

2. История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.

Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).

Цикл состоит из 5 повестей:

  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка».

3. Словарная работа.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.

4. Беседа по вопросам:

-Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)

А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”?)

-Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?

-Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?

-Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?

-Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват?

-Проанализируйте эпизод первой встречи Вырина и Минского. ( Просмотр к/ф) Прочитайте его выразительно. (. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).

-Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? (…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…)

-Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. (Происходит психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое достоинство. ---Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”).

Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.

-Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)

-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)

-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)

5. Работа с евангельской притчей.

(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)

Индивидуальное домашнее задание.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

О БЛУДНОМ СЫНЕ

Картина Рембрандта “Возвращение блудного сына” .

Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.

6. Составление таблицы.

-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

( Просмотр к/ф) 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

7. Сделаем выводы.

-Почему же несчастен отец Дуни?

Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"...

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии»

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии» учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2001 Кузнецовой Елены Николаевны...

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс.  Урок построен с учетом элементов р...

« Биография М.Е. Салтыкова -Щедрина. Своеобразие сюжета и проблематики сказки «Повесть как мужик двух генералов прокормил»

Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, развитие самостоятельности мысли, умение анализировать,  выступать;методическая цель – совершенствование а...

Конспект урока литературы в 7 классе "А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

Конспект урока литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы (на примере изучения повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы на примере изучения повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель»...

Открытый урок по литературе "Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 7-й класс

1. Актуализация знанийДорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?Давайте вспомним сюжет...