Конспект урока литературы в 7 классе "А.С. Пушкин "Станционный смотритель"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pushkin_stantsionnyy_smotritel.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7 классе
Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина».
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
Образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;
Развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;
Воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок – размышление.
Основные понятия урока: повесть, тема, проблема, сюжет, притча. Образ «маленького человека».
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Оборудование: экран, компьютер, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя:
- Ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие на тройке коней, как во времена А. С. Пушкина, по просторам нашей родины.
- После долгого путешествия мы остановились на почтовой станции.
Перед учащимися появляется портрет А. С. Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции.
Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями. В более ранние времена, соответствующие скорой ямской гоньбе, такое место называлось ямом.
Определение учащимися (самостоятельно) темы и целей урока.
- О каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы догадались?
- Речь пойдет о повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина».
Тема нашего урока: «Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе».
Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Целеполагание.
Учитель:
- Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?
Кто такой «маленький человек»? Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека?
Мотивационный этап.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Учитель:
- Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял фильм по этому произведению. Роль Самсона Вырина сыграл Николай Пастухов.
Сообщение ученика:
Уникальный факт: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт он в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».
Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кот отвечал за эту работу называли станционными смотрителями.
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».
Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».
3. Закрепление изученного. Работа над текстом.
А. Словарная работа.
- Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель», «повествователь»?
́
Подорожная — в 18—19 вв. письм. свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. П. выдавалась губ. или уезд. властями и удостоверяла право получить на почтовой станции опред. кол-во лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего. Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.
Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).
- Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.
- Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?
- Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.
К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России. Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?
Б. Анализ произведения.
- Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?
(мелкий чиновник)
- Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.
Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.
- Как автор относится к главному герою?
(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)
- А в чём трагедия Самсона Вырина?
- Назовите главных героев повести?
Выразительное чтение текста.
Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к
общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».
- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?
- Каким мы увидели его впервые?
- Найдите в повести другой портрет этот героя.
-Что изменилось в этом портрете?
-Чем вызваны были эти перемены?
Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.
- Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).
Учитель вводит понятие «маленького» человека в литературе. Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
- Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?
- Переходим к образу другого героя – его дочери.
- Подготовьте устный рассказ «Портрет Дуни».
-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?
-Подтвердите цитатами.
Рефлексивный этап.
- Попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?» Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним особенности жанра «поучение».
(Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).
Зачитывание поучений.
4. Итог урока.
- Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
- Что вы унесете сегодня с урока?
- Над чем задумались?
- Каким высказыванием вы бы закончили урок:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
- Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
5. Домашнее задание: напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
Урок литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» является 5-м уроком в системе уроков по творчеству А.С. Пушкина и рассчитан на 1 час. На данном уроке ИКТ б...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...