Образ матери в русской литературе
план-конспект урока по литературе (11 класс)
На уроке рассматривается образ русской женщины - матери, в интерпретации разных писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_materi_v_russkoy_literature.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Образ матери в русской литературе»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: презентация с применением групповой формы работы.
Цель: проследить, как изображали писатели образ матери в русской
Задачи:
Обучающие: выявить наиболее яркие черты образа матери в русской литературе, рассмотреть особенности образа женщины-матери в контексте писателей русской литературы.
Развивающие: развивать духовно-нравственный мир учащихся, раскрыть творческий потенциал
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к женщине-матери, воспитывать патриота своей страны, человека нацеленного на совершенствование общества.
Методические приемы: индивидуальная и групповая форма работы учащихся.
Необходимое оборудование для учителя: ноутбук, фонохрестоматия, медиапроектор.
Программа обучения: рабочая программа по литературе в 5-11 классах под ред. В.Я.Коровиной
Используемая литература: Н.А.Некрасов «Мать» А.А. Ахматовой поэма «Реквием», А.А.Фадеев «Молодая гвардия», Л.Т. Космодемьянская повесть о «Шуре и Зое», В.Гроссман «Жизнь и судьба», Виталий Закруткин «Матерь человеческая».
Учитель: Бивол Юрий Михайлович, литература
ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образовательного образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 89 имени генерал – майора П.И. Метальникова
Ход урока
I. Вступительное слово (учитель рассказывает притчу В.А .Бесединой «За день до своего рождения»)
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
– Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
– Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
– Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
– Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
– О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
– Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
– Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
– Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
– Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
– Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
– Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
– Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.
Дорогие ребята! Начать наш урок бы хотелось с обращения, прежде всего к самому слову «мама». Согласитесь, ведь в жизни каждого из нас оно имеет великое значение. Это слово соединяет в себе всеобъемлющую любовь, доброту и заботу. Источник материнской любви никогда не высохнет и в любой момент утолит жажду.
И сегодня на уроке нам необходимо рассмотреть одну из самых святых страниц в литературе, которая дорога и близка каждому из нас – это произведения о матери.
(ученики разделены на группы, у каждой группы на столе лежат заранее подготовленные учителем поэтические и прозаические сборники произведений).
Слово учителя. Учащиеся каждой группы должны были дома рассмотреть на выбор творчество одного из предложенных писателей (поэтов) и на примере их произведений проследить какую роль в их жизни играла мать (задание на слайде).
II. Выступление первой группы учеников.
По-настоящему, глубоко тема матери нашла свое отражение в творчестве Н.А.Некрасова. Сам поэт был не находил ярких слов и выражений, чтобы описать роль матери в своей жизни. Он всегда с любовью отзывался о ней.
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать» - читает наизусть ученик)
Учащиеся анализируют стихотворение: «Внимая ужасам войны» и фрагмент из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
УУД. Познавательные: учащиеся извлекают необходимую информацию из прочитанных текстов. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: учащиеся устанавливают рабочие отношения. Учатся эффективно работать.
Слово учителя. Как вы понимаете следующую строчку из стихотворения Н.А.Некрасова «Мать». «Кто защитит тебя?»
Выводы учеников: Поэт понимает, что кроме него, больше некому замолвить слово о страдании земли русской.
УУД. Коммуникативные: учащиеся стремятся воспроизводить подготовленные высказывания. Регулятивные: оценивают достигнутые результаты.
Учитель читает наизусть строки из стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны» (слайд с иллюстрациями)
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве,
Своих поникнувших ветвей…
III. Продолжение выступлений первой группы.
Эти до глубины души пронизывающие строки из далекого 19в. напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Вот оно бессмертие истинной поэзии.
(Звучат отрывки из поэмы. Фонохрестоматия, 11 класс)
Семнадцать месяцев кричу,
Зовут тебя домой…
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
Следует обратить наше внимание, что это судьба не только одной матери. А судьба многих материей нашей Родины. Ведь мать в этой поэме проходит круги ада.
УУД. Коммуникативные: учащиеся строят устные высказывания.
Личностные: уважение и любовь к Родине.
IV. Выступление второй группы учеников.
(учащиеся выступают с подготовленными сообщениями)
1.по роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» (просмотр фрагмента из фильма);
2.по повести «О Зое и Шуре» Л.Т.Космодемьянской (слайды презентации).
УУД. Познавательные: учащиеся извлекают нужную информацию. Коммуникативные: учащиеся готовили выказывания в устной форме, стремятся слушать друг друга.
Слово учителя. Почему же люди, так жестоко относятся к женщине – матери, которая подарила им жизнь?
(Ответы учеников, размышления)
V. Продолжение выступлений второй группы
Давайте обратим внимание на известный роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»
Какое царит насилие и жестокость и писатель создает для нас картины, той угрозы, которую оно несет для жизни.
(Ученица читает вслух письмо матери Штрума Анны Семеновны, которая она написала накануне гибели).
УУД. Познавательные: учащиеся осознанно строят свои выказывания, делятся впечатлениями.
Слово учителя. Мать В. Гроссмана погибла от рук фашистских палачей в 1942 г.
И сын только через 19 лет написал письмо (сохранилось в архиве)
«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа твоей судьбой (В.Гроссман)(слайд)
Эти строки невольно пронизывают нашу душу. Ведь каждая слеза, которую писатель пролил, по своей старой матери обжигает наши сердца.
IV. Литературный анализ поэмы Виталия Закрыткина
«Матерь человеческая» (выступления учащихся двух групп).
Меня до глубины души затронула героическая поэма Виталия Закруткина «Матерь человеческая». В этой поэме показано мужество, стойкость и человечность русской женщины-матери. В произведение В.Закруткин вводит некое обобщение (символический образ) – Мадонна с младенцем на руках.
«Я всматривался в ее лицо и вспоминал историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время – люди воздадут должное…(В.Закруткин) (слайд)
(размышления учащихся первой и второй групп)
УУД. Коммуникативные: учащиеся готовят высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивают достигнутые результаты.
VI. Заключительное слово учителя.
Да, каждому из нас хочется, чтобы на земле был мир, чтобы люди оставались людьми-братьями. И каждый из нас должен любить и почитать своих матерей. Ведь настоящая мать дается человеку всего один раз.
VII. Домашнее задание
- Написать сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .
Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Доклад Нравственное воспитание через образ матери в русской и тувинской литературе.
Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание на примере уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале....
«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)
Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...
Методическая разработка урока Образ матери в русской литературе
Образ матери в русской литературе рассматривается на примере произведений Паустовского "Телеграмма", В.Н.Крупина "Молитва матери" и Д.Кедрина "Мать"...
Образ кошки в русской литературе. Урок литературы в 6 классе .
Проблема: Как выглядит кот в литературе?...
Внеклассное мероприятие "Образ матери в мордовской литературе, живописи, скульптуре и в произведениях мордовских композиторов"
Образ матери становится одним из вечных тем в искусстве. Многие писатели и поэты, художники и композиторы черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.&bull...