Урок литературы в 8 классе В.Г. Распутин «Уроки французского»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Нравственные проблемы рассказа
В.Г. Распутина «Уроки французского»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_problemy_rasskaza_v.g._rasputina_uroki_frantsuzskogo.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»
Утверждаю: Директор школы: _________________Н. П. Тихонова приказ № __ от « » 2016 г. |
Школьный конкурс
«Лучший урок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
Урок литературы в 8 классе
по теме :Нравственные проблемы рассказа
В.Г. Распутина «Уроки французского»
Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-размышление
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Будина Лилия Хатдусовна
Таёжный
Слайд1. Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
«Жить по совести – это значит быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека».
В.Г. Распутин
Слайд2..Эпиграф. Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам Литература, на мой взгляд, -
это прежде всего воспитание чувств. И прежде
всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин
Цели урока:
развивающие: выражать своё отношение к произведениям русской литературы, пересказывать отрывки, отвечать на проблемные вопросы, создавать устные монологические высказывания,формировать умение анализировать текст художественного произведения,учить сжато излагать повествовательный текст
воспитательные: формирование критического отношения к тексту, воспитание читательской позиции, способность к сопереживанию,подвестиобучающихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность;воспитывать у обучающихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений
- раскрыть душевный мир героя рассказа;
- обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
- воспитывать нравственные качества в учениках.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,
Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-размышление
продуктивная творческая: написание творческой работы;
поисковая: подбор эпизодов из текста по заданной теме.
Методы урока:
1) словесный (слово учителя, сообщения детей).
2) репродуктивный (краткий пересказ прочитанного, беседа по рассказу)
3) наглядно-иллюстративный (презентация).
4) частично-поисковый (нахождение эпизодов в тексте)
5) практический ( работа над сочинением-рассуждением).
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
Приветствие учащихся, гостей. На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня продолжим занятие по изучению его рассказа и обсудим основные нравственные проблемы, поставленных автором в рассказе.
Слайд3.Учитель:Что такое нравственность?
(ответы учащихся,работа со словарём)
Нравственность -Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности; - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе(Ожегов)
Вывод: Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. (По А. Никонову)
Слайд 4.Учитель: Что такое проблема? (ответы учащихся)
Проблема - это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения
Учитель:Какова цель нашего урока (обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе)
-Какие качества относятся к нравственным? Ответы учащихся(ответственный
честный,дисциплинированный ,вежливый,скромный,аккуратный, добросовестный,
трудолюбивый,культурный,гуманный,добрый,деликатный,тактичный)
Как мы определяем эти качества? (по поступкам)
Самостоятельное целеполагание.
Слайд5. Учитель: Какие узловые моменты можно выделить в рассказе? (самостоятельная жизнь ,игра на деньги, занятия французским языком)
Какие моменты жизни представлены на картинках? (ответы учащихся)
Индивидуальные карточки для учащихся с низким уровнем обученности.
(Приложение 1).
Работа в группах: Выделить нравственные качества, присущиеглавным героям
1 группа-самостоятельнаяжизнь
2 группа – игра на деньги
3 группа- Лидия Михайловна
Представление команд.
Слайд 6.Учитель: Какие пути возможны были для героя рассказа
« Уроки французского»?
- Воровать
- влиться в компанию Птахи
- пожаловаться материи вернуться домой
- принять помощь Лидии Михайловны
- учиться вопреки всему
Слайд7- 8.Учитель: Как говорят о таких людях?Это человек с нравственным стержнем
-Что это за качество? (Быть ответственным за своё дело, то есть за учёбу)
Слайд10. Учитель:Какие качества присущи учительнице французского Лидии Михайловне?(Чувство собственного достоинства, доброта, смелость;милосердие; чуткость; щедрость;отзывчивость.)
Слайд11.Фрагмент из фильма. Проблемный вопрос.Поразмышляем…Можно ли назвать поступок Лидии Михайловны нравственным?(ответы учащихся) Вывод: Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
Слайд12.Творческая работа. Выбрать одно нравстенное качество и написать сочинение – рассуждение в формате ОГЭ(Приложение 2)
.Работа в парах и группах. (раздаточный материал – структура сочинения-рассуждения).
1 абзац (Вступление).
Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
Что такое …? (слово из задания + даём своё объяснение)
2 абзац (первый пример).
Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
Обратимся к тексту….
Сущность данного понятия, по мнению автора текста, сводится к…
Автору (писателю, ученому, лингвисту...) данного текста было важно показать, что…
Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…
3 абзац (второй пример).
Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…
Кроме того, хотелось бы привести пример из жизни…
Разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного понятия….
Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить…
Приводя пример из жизни, хочу обратиться к…
Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…
4 абзац (Вывод).
В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию/ высказываем свою точку зрения).
Итак, можно увидеть, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...
Можно сделать вывод о том, что…
Из вышесказанного следует…
Представление команд по оной из нравственных качеств от каждой группы.
Слайд13.Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? Чтение учителем отрывка «Наказание превращалось в удовольствие»
Наказание превращалось в удовольствие.
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.
«Нет, придется с тобой заниматься отдельно», - сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык.
Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а позванивая, пытались куда-то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, не считала нашу программу выполненной.
Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника.
Наказание превращалось в удовольствие.
(Ответы учащихся)
Вывод:слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.
Слайд14.фото из фильма
Слайд15.Учитель: Каково нравственное значение рассказа?
Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. В предисловии к рассказу.выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.
Слайд16.Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
Слайд17.Урок подошёл к концу, и я хочу сказать…Продолжите предложение
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…
теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …
я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…
Слайд18.Рефлексия:
Чем запомнился Вам урок?
Что нового Вы узнали и какую пользу извлекли сегодня для себя?
Подведение итогов. Оценка учащихся
Домашнее задание: доработать сочинение-рассуждение.
Приложение 1.
Карточка №1
1.Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?
2. Каковы были успехи героя рассказа в школе?
3.Каково было душевное состояние мальчика?
4. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
5. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
6. Каково было отношение мальчика к учительнице?
Карточка №2
1. Какой запомнилась учительница главному герою?
2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
3.Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?
4.Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
5.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?
Карточка №3
1.Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика? Почему?
2. Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?
3.Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?
4.Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
5.Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
Карточка №4
1.Легко ли герою рассказа живется?. Какой выход он находит?
2.Как даются ему выигрыши?
3.Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе и как относится к ним герой?
4. Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?
5.Почему Вадик и Птаха избили его?
6.Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?
Ответы
Карточка №1
1.Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).
2. Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
3.Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».).
4. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
5. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).
6. Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»).
Карточка №2
1. Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…»)
2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность.В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить);
3.Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя.Гордость не позволила мальчику принять подарок);
4.Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»);
5.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
Приложение2.
Структура | План | Шаблоны, клише |
Вступление | Раскрытие термина (определение = родовое понятие + видовые признаки) Комментарий (2-3 предложения) | _____________________________(термин) - __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Основная часть | Переход на текст (Основная мысль) Пример №1 из указанного текста!!! (раскрытие в нем основного термина) Доказательства (анализ ситуации) | В тексте _________________(автор) говорится (рассказывается, повествуется, раскрывается) ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Пример №2 из жизненного опыта или из другого художественного произведения!!! (раскрытие в нем основного термина) Доказательства (анализ ситуации) | Существует немало примеров проявления ____________________ (термин) и в нашей жизни. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Заключе-ние | Вывод | Таким образом, ______________________ (термин) ____________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....
Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...
Презентация к уроку литературы 6 класс В.Г. Распутин
На данном уроке можно ознакомится о жизни и творчестве В.Г. Распутина...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...