Рабочая программа по литературе 5 класс.
рабочая программа по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова - Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол №1 от 30 августа 2021г руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31» августа 2021г | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А.Левицкая приказ № 284 от «31» августа 2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Классы 5 А, Б, В, Г, Д, Е
Учитель:
Количество часов
всего - 85 часов
в неделю - в 1 полугодии 3 часа,
во 2 полугодии 2 часа
Плановых контрольных работ (в том числе сочинения) – 5
Учебная программа (под ред. В.Я.Коровиной): Программа по литературе для 5–9 классов под редакцией В.А.Коровиной М.: «Просвещение», 2021
Учебно-методический комплекс: В.Я Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2021
2021-2022 уч.год
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы в 5 классе
Ученик научится:
– Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
– Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
– Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
– Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
Ученик научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из его частей;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– первоначальному умению смыслового восприятия текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик научится:
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
– учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
– пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
– выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
– сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Ученик научится:
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Ученик получит возможность научиться:
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Итого: 85 часов
Из них:
Сочинений – 5 часов
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | |
1 | Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. | 1 |
2 | Устное народное творчество Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. | 11 |
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Загадки, пословицы и поговорки ХМАО | ||
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. | ||
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. | ||
Легенды и мифы ХМАО | ||
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. | ||
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» | ||
Сказки бабушки Аннэ | ||
3 | Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Теория литературы. Летопись. | 2 |
Возникновение древнерусской литературы | ||
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | ||
4 | Из русской литературы XVIII века. | 2 |
Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | ||
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | ||
5 | Из литературы XIX века. | 40 |
Русские басни. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. | ||
«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). | ||
«Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | ||
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна» | ||
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | ||
Баллада В.А.Жуковского«Кубок» | ||
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). | ||
«Няне». Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | ||
«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | ||
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. | ||
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | ||
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | ||
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. | ||
«Заколдованное место». Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. | ||
«Вечера на хуторе близ Диканьки» | ||
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. | ||
«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы). Поэтический образ русской женщины. | ||
«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. | ||
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму». Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | ||
Афанасий Афанасьевич Фет. «Чудная картина». Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | ||
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. | ||
Антон Павлович Чехов. «Хирургия». Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. | ||
Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | ||
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды», А.Н. Плещеев «Весна». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок). А.Н. Майков «Ласточки». И.З. Суриков «Зима»(отрывок) | ||
Поэты ХМАО – Югры о природе. | ||
6 | Из литературы XX века | 17 |
Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. | ||
Сергей Александрович Есенин. «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!». Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. | ||
Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка» Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | ||
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | ||
«Теплый хлеб» | ||
«Заячьи лапы» | ||
Андрей Платонович Платонов. «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. | ||
Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро» Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. | ||
Писатели улыбаются | 2 | |
Саша Черный. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор.«Кавказский пленник» | ||
«Игорь-Робинзон» | ||
Юлий Черсанович Ким. «Рыба – кит». Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии. | ||
7 | Из зарубежной литературы | 8 |
Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. | ||
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | ||
Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Краткий рассказ о писателе. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. | ||
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | ||
Джек Лондон. «Сказание о Кише» Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | ||
8 | Повторение изученного в 5 классе | 2 |
Итого | 85 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
Введение 1ч | ||||
1 | Введение Роль книги в жизни человека. | |||
Устное народное творчество – 11ч | ||||
2 | УНТ. Малые жанры фольклора. | |||
3 | Р.К. Загадки, пословицы и поговорки ХМАО | |||
4,5,6 | Сказка – вид народной прозы. Поэтика волшебной сказки. Волшебная сказка и ее герои | |||
7 | «Царевна-лягушка» – встреча с волшебной сказкой. | |||
8 | Р.К. Легенды и мифы ХМАО | |||
9 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | |||
10 | Особенности сюжета сказки. | |||
11 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | |||
12 | Р.К. Сказки бабушки Аннэ. | |||
Из древнерусской литературы – 2ч | ||||
13 | Возникновение древнерусской литературы. | |||
14 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | |||
Из русской литературы 18 века – 2ч | ||||
15 | М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | |||
16 | Роды и жанры литературы. | |||
Из русской литературы 19 века – 40ч | ||||
17, 18 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | |||
19 | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | |||
20 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | |||
21 | «Спящая царевна». Сходство и отличия с народной сказкой | |||
22 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | |||
23 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | |||
24 | «У лукоморья…» – пролог к поэме «Руслан и Людмила» | |||
25 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
26 27 28 | Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Стихотворная и прозаическая речь. Рифма и ритм. Мои любимые сказки А.С. Пушкина | |||
29 | А. Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | |||
30 | Мир детства в изображении А.Погорельского. | |||
31 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». | |||
32 | Патриотический смысл стихотворения «Бородино». | |||
33 | Эпитеты и сравнения в стихотворении «Бородино». | |||
34 | Н.В. Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. | |||
35 | Сюжет повести «Заколдованное место». | |||
36 | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | |||
37 | Контрольное изложение по произведению Н.В.Гоголя | 1и | ||
38 | Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» | |||
39 | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | |||
40 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». | |||
41 | История отношений Герасима и Татьяны. | |||
42 | Герасим и Муму. Счастливый год. | |||
43 | Прощание с Муму. | |||
44 | Духовные и нравственные качества Герасима | |||
45 | Р.р. Сочинение «Герасим – главный герой рассказа» | 1с | ||
46 | А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая…» | |||
47 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». | |||
48 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | |||
49 | Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | |||
50 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | |||
51 52 | Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. | |||
53 |
| Образы природы в русской поэзии. Природа в разные времена года в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. | ||
54 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе | |||
55 | Р.К. Поэты ХМАО о природе | |||
56 | Р.р. Сочинение «Мой любимый уголок природы» | 2с | ||
Из русской литературы 20 века – 17ч | ||||
57 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | |||
58 | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | |||
59 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | |||
60 | Глава «Кукла» – кульминация повести. | |||
61 | Контрольное изложение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 2и | ||
62 | П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка» | |||
63 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | |||
64 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | |||
65 | К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». | |||
66 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | |||
67 | Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». | |||
68 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | |||
69 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель А. Платонова в рассказе «Никита». | |||
70 | Жизнь как борьба добра и зла. | |||
71 | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». | |||
72 | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | |||
73 | Р.р. Сочинение (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | 3с | ||
Писатели улыбаются – 2ч | ||||
74 | Юмор в произведениях. Рассказы Саши Чёрного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | |||
75 | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | |||
Из зарубежной литературы – 8ч | ||||
76 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | |||
77-78 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | |||
79 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | |||
80 | Два мира сказки «Снежная королева». | |||
81 |
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | ||
82 | Том Сойер и его друзья. | |||
83 | Джек Лондон (слово о писателе). «Сказание о Кише». | |||
Повторение изученного в 5 классе – 2ч | ||||
84 | Повторение изученного. Литература на лето | |||
85 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...