Открытый урок. Художественные особенности стихотворения "Жираф" Н.С. Гумилева
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного поэта Николая Степановича Гумилева. Он был поэтом, воином, путешественником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennye_osobennosti_stihotvoreniya_zhiraf.docx | 44.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Класс | 6 |
Учитель | Бакаева Лариса Валентиновна |
Дата | 17.02.2021 год. |
Раздел | Литература. Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству Н. С. Гумилева отводится два часа учебного времени. |
Уровень | Школьный видео урок в «ZOOM» |
Тема урока | Художественные особенности стихотворения Н.С. Гумилева «Жираф» |
Тип урока | Обобщающий урок формирования умений и навыков |
Цель урока |
|
Задачи урока | Познавательная (обучающая):
Развивающая:
Воспитывающая:
|
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Межпредметные связи | Русский язык, история, музыка |
Ресурсы урока | Мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, текст стихотворения «Жираф», раздаточный материал, индивидуальные листы опроса, схема анализа стихотворения, аудиозапись песни Брендона Стоуна «Жираф» на слова Н. Гумилева. |
Формы урока | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методические приемы | Рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, анализ стихотворения. Урок строится как практическая деятельность с использованием групповой формы работы. Учащиеся делятся на 4 группы, получают задания к стихотворениям, с которыми работали дома, и представляют коллективный ответ. |
Технологии | здоровьесбережения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Стратегии смыслового чтения текста | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | Здравствуйте ребята, давайте начнем наш урок: откройте тетради, запишите число и эпиграф к нашему уроку. | настраиваются на урок | ||
2. | Слово учителя. | Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного поэта Николая Степановича Гумилева. Он был поэтом, воином, путешественником. Являлся ярким представителем поэтов русского «серебряного века». Поэт многое успел за свою недолгую жизнь. | Слушают, настраиваются на урок. | ||
3. | Учебная мотивация (самоопределение к деятельности) | Проводит разминку, мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности. Слайд 1,2 В качестве эпиграфа к уроку я взяла строки из стихотворения А. Ахматовой. А теперь! Прочитайте эпиграф Эпиграф Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлинов И стертые карты Америки ... (А. Ахматова) - Как вы поняли эти строки? Любовь к возвышенному - К экзотическому - К путешествиям - (работа в парах) | Вступают в диалог с учителем, настраиваются на урок. Записывают слова, передающие впечатления после первичного прочтения. - «за вечерней пение» - «белых павлинов» «стертые карты Америки». (Беседа, диалог) | Рассечение вопроса Мозговой штурм! Рассечение вопроса | Коммуникативные, Регулятивные (волевая саморегуляция) |
4. | Актуализация знаний | Давайте постараемся увидеть живое лицо конкретного человека биографии, ведите записи в своих рабочих тетрадях, дополняя даты событиями, которые в эти годы происходили. Слайд 3 1. Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Он рассказывает биографию Н,С, Гумилева. | Учащиеся получают на парту хронологическую таблицу, дополняют даты событиями и заполняют ее. дополняют даты событиями в хронологической таблице.
| Рассечение вопроса | Регулятивные (целеполагание), Познавательные (логические УУД,) Коммуникативные (взаимопонимание при работе в паре) |
3. | Выход на тему. Постановка учебных задач в сотворчестве с детьми | Учитель побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач. Слайд 4 - Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни Н.С. Гумилева? Как выдумаете, как мы сформулируем тему урока. Какие поставим задачи? Отработка умения учащихся анализировать лирическое произведение | Вступают в диалог с учителем, дополняют интересными фактами из жизни поэта. Формулируют тему урока, учебные задачи. Н.С.Гумилев. «Жираф». Поэтический анализ стихотворения | Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные (целеполагание, планирование, оценка), Коммуникативные(умение слушать и слышать) | |
4. | Подготовка к первичному восприятию текста стихотворения «Жираф». Предтекстовая работа | Слайд 5,6 Вступительное слово учителя. Из истории создания Стихотворение «Жираф» было издано в 1908 году, во 2-ом сборнике «Романтические цветы», опубликованном после посещения Африки. Слайд 7 1.Первичное знакомство с произведением. Читает выразительно наизусть учитель (или прослушивается аудиозапись) | учащиеся первично читают стихотворение (пользуются распечатками этого стихотворения).
| Глоссарий | Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, диалог в паре, группе) |
5. | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока (Текстовая работа) Интерпретация текста Физкультминутка | Учитель организует работу с текстом (Анализ стихотворения)» Беседа по вопросам. - О чем стихотворение “Жираф”? Оно не является рассказом о животных, оно о любви. Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования. Слайд 8, 9,10,11,12,13 Читают первую строфу и т.д. Что подчёркивает Гумилёв в этом животном? Грациозность, негу, “волшебный узор” шкуры, “с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега — “как радостный птичий полёт”. Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей. Подберите синонимы к слову изысканный: утонченный, необыкновенный. Словарная работа Изысканный – элегантный, красивый, стройный, роскошный, утонченный… Плачет - вопит, голосит, рыдает в три ручья, рыдает, всхлипывает. У жирафов пятна-пятна-пятна. Пятна пятнышки везде. У жирафов пятна-пятна-пятна. Пятна пятнышки везде. На лбу, на ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, Коленях и носках. - Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом. Еще один учащийся читает стихотворение наизусть -Почему герой рассказывает героине именно о жирафе? - Каково настроение стихотворения? - Можно ли пересказать его сюжет? - Где происходит действие? Как оно происходит? -Когда происходит действие? События происходят сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня, равно сейчас, в любое мгновение. -Кто ведет повествование? -Каким вы представляете его себе? Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг! Он нежный, терпеливый, мудрый. - Кто для него любимая? - Какой вы увидели лирическую героиню? В последней строфе герой сомневается в том, что героиня поймет «тропический сад» его души, если не хочет войти туда. Подберите синонимы к слову плачет: рыдает, ревет. - С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ? Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы». Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт". - Помогла ли ей сказка? Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. - Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе? Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде — изысканном красавце жирафе — повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом. Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции? Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте? Предлагает прослушать аудиозапись песни Брендона Стоуна «Жираф». Прислушайтесь, как звучит начало и конец песни. Проследить интонацию строф. Меняется ли настроение? | Продолжают диалог с учителем, погружаются в анализ стихотворения. Читают стихотворения по строфам. (Анализ строф) Рисуют словесные картины Характеризуют настроение строфы Работают над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения) А теперь все сказанное об изобразительно- выразительных средствах мы обобщим виде таблицы “ Словарная работа Работают на листах, подбирают синонимы к словам : плачет - изысканный – (работа в парах) его утонченный образ сродни изысканности героини Оно грустное, почти тревожное. Слушают рассказ ученика, дополняют. Погружение в экзотический мир Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит у окна. Рядом с ней юноша. Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! (Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.) Лирический герой. Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву… . И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера. Непонимание героиней мира героя, она не верит в сказку, ничего не хочет видеть, кроме дождя. Ребята в паре составляют таблицу, приводят примеры из текста (эпитеты, метафоры, сравнения, контрастные образы) Находят последние строки, читают их, обсуждают. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно) Кольцевая композиция Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут ее от одиночества? …и руки особенно тонки, колени обняв… . Продолжают диалог с учителем Прослеживают интонацию строф, прослеживают, как меняется настроение. | Чтение вслух. Чтение про себя с вопросами. Чтение с остановками Стратегия развития словаря | Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД), группирование информации Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, диалог в паре, группе) Регулятивные (оценка) |
6. | Послетекстовая работа Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует работу по подведению итогов урока Подводит итоги работы Возвращает учащихся к теме, учебным задачам. Открывает закрытый в начале урока эпиграф. Слайд15 Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку? Обратите внимание, как тонко Ахматова сумела подметить главные черты характера Гумилева. - Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? - Почему оно называется “Жираф”? Слайд 16 - Почему он так любил «свою Африку»? За экзотику. За огромность неисследованного. За гостеприимство. За то, что она позволяет удалиться от серости будничной жизни. Итог. Оценки. | Выразительное чтение стихотворения. Вспоминают тему, учебные задачи. (работа в паре, задают друг другу вопросы) Делают выводы. эстетизм, любовь к экзотике, путешествиям Диалог с учителем | Тайм- аут. Прием «Согласен -не согласен» | Регулятивные(самооценка) Познавательные (обобщение) Личностные Самооцениване и взаимооценивание |
7 | Домашнее задание | Предоставляет право выбора (по уровню сложности) 1.Выучить стихотворение. ( Всем ученикам) 2.Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева “Жираф” | Выбирают, объясняют свой выбор | Регулятивные(самооценка) |
Приложение № 1
Николай Гумилев
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Приложение № 2
Рабочий лист
Ф.И.___________________________________________
Хронологическая таблица
1898 г. – ________________________________________________________________________________________________________________________
1903 г –________________________________________________________________________________________________________________________
1906 г. – ________________________________________________________________________________________________________________________
1908, 1909, 1913 г.г. – _____________________________________________________________________________________________________________
1910 г. - ________________________________________________________________________________________________________________________
1914 г. – ________________________________________________________________________________________________________________________
17 октября 1914г. – _______________________________________________________________________________________________________________
24 декабря 1914 г. – ______________________________________________________________________________________________________________
15 января 1915 г. – _______________________________________________________________________________________________________________
6 июля 1917 - ________________________________________________________________________________________________________________________________
1921 г. – ________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 3
Анализ стихотворения
История создания | |
Жанр | |
Тема | |
Основная мысль | |
сюжет | |
Эмоциональный настрой | |
Лирический герой Лирическая героиня | |
Художественно-выразительные средства | |
Синтаксические фигуры | |
Композиция | |
Стихотворный размер | |
Сложная языковая конструкция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс
Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....
Открытый урок "Грамматические особенности местоимений разных разрядов"
Открытый урок для учащихся 6 классов по русскому языку. На уроке отрабатываются умения правильно определять морфологические признаки местоимений, выполнять морфологический разбор,систематизировать зна...
План к открытому уроку "Художественные старты" в 6 классе
План-конспект урока контроля знаний в 6 класе в форме игры "Художественные старты"...
Открытый урок:" Художественное воплощение музыкального образа в работе над произведениями различных форм в младших классах ДМШ"
Открытый урок по фортепиано...
Презентация к уроку "Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
Открытый урок «Художественная обработка древесины»
Еще с древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом....
Презентация к уроку "Художественные особенности дружеского послания А.С. Пушкина «И.И. Пущину»
Художественные особенности дружеского послания А.С. Пушкина«И.И. Пущину»...