Проектная технология как один из методов личностно-ориентированного обучения и её использование в учебной работе
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Метод проектов (проектная технология) – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта.
Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая.
Метод проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания; дает возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности учащихся; создает условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная технология
как один из методов личностно-ориентированного обучения
и её использование в учебной работе
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Сальникова Ирина Леонидовна
Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Понятно, что таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные приемы и методы. И здесь учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующих в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.
Метод проектов (проектная технология) – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта.
Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая.
Из истории.
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, назвал его «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен уже в 1905 году. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Что такое проект?
Что же такое проект? Само понятие проект (от лат. project – брошенный вперед) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать. В самом широком понимании проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Традиционно выделяют три типа проектов:
- научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;
- социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми;
- образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека.
Разумеется, в школе чаще всего реализуются учебные проекты.
Учебный проект – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный проект – работа, запланированная в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного процесса и подразумевает выставление отметок за его выполнение. Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.
Как выбрать тему проекта?
Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание. В методической литературе обычно отмечают, что проект – это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.
Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Обычно используется следующий порядок действий:
- Знакомство класса с общей темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор темы проекта.
- Выбор проектного продукта.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Основанием выбора темы может быть желание реализовать проект, связанный по сюжету с какой-либо областью интересов ученика. При выборе направления работы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они сами могут их сформулировать.
К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определенные требования:
- В названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;
- Название должно выражать главную идею;
- Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;
- Название должно быть коротким, емким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
Итак, тема проекта – это результат сложного индивидуального выбора.
Проектный продукт.
Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.
Мультимедийный продукт:
- Мультимедийная презентация;
- Видеоклип;
- Видеофильм;
- Гипермедиа – сочинение (озвученное сочинение, иллюстрированное видеофрагментами, изобразительно – музыкальными материалами);
- Компьютерная графика;
- Веб – сайт.
Научные или учебные материалы:
- Научный доклад;
- Научная статья;
- Сравнительно – сопоставительный анализ какого – либо явления, процесса;
- Отчет об исследовательской экспедиции;
- Анализ данных социологического опроса;
- Словарь;
- Тесты;
- Атлас, карты;
- Учебное пособие.
Публицистические материалы:
- Стенгазета;
- Школьная тиражная газета;
- Журнал;
- Заметка, интервью, обзор.
Нормативные документы:
- Инструкция;
- Законопроект;
- Система школьного самоуправления.
Творческий проект:
- Сборник стихотворений;
- Литературный альманах;
- Альбом с иллюстрациями;
- Картина;
- Театральная постановка.
Мероприятия:
- Экскурсия;
- Праздник;
- Соревнование;
- Деловая игра;
- Викторина;
- Выставка;
- Пресс-конференция;
- Литературное кафе.
Этапы проектной деятельности.
Этап 1. Подготовительный. Определение темы, целей проекта и конечного продукта.
Ученики выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.
Учитель побуждает и поддерживает интерес к теме, ведет дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта.
Этап 2. Планирование. Уточнение количества участников; формирование групп; распределение обязанностей; определение источников информации; ознакомление с критериями оценки результатов; составление оптимального плана работы.
Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации. Распределить время.
Ученики разбиваются на группы. Распределяют роли в группе. Определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.
Этап 3. Реализация проекта. Сбор и обработка информации, решение возникающих вопросов и проблем, корректировка планирования (при необходимости), оформление документации проекта.
Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.
Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.
Этап 4. Презентация (представление) проекта. Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии), ответы на вопросы, интерпретация полученных результатов.
Ученики представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Учитель принимает отчет, оценивает умение выступать, слушать, обосновывать свое мнение, подводит итог обучения.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта. Подведение итогов, оценка итоговых и промежуточных результатов, самоанализ работы в группах.
Ученики обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.
Учитель (жюри) оценивает усилия учащихся, качество отчета, возможности дальнейшей работы.
Типы учебных проектов.
По содержанию:
- Монопредметный проект: проект по одному учебному предмету.
- Межпредметный проект: проект, объединяющий несколько предметных областей.
По организационной форме:
- Индивидуальный проект: проект, выполняемый одним учащимся.
- Парный проект: выполняется двумя учащимися.
- Групповой проект: проект, выполняемый группой (группами) учащихся.
По времени выполнения:
- Мини-проект: один урок.
- Кратковременный: несколько уроков.
- Долговременный: от недели до года.
По характеру контактов:
- Внутренний (региональный).
- Международный.
Классификация учебных проектов по виду деятельности.
Исследовательские проекты: предлагают доказательство или опровержение какой – либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений.
Практико-ориентированные проекты: направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие.
Информационные проекты: направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете).
Творческие проекты: результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмов.
Игровые проекты: предполагают подготовку какого – либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.)
Подводя итоги
Подводя итоги, постараемся ответить на вопрос «В чем преимущество метода проектов?»
МЕТОД ПРОЕКТОВ
- Позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания;
- Дает возможность связать теорию с практикой;
- Развивает исследовательские, творческие способности учащихся;
- Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора;
- Позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как один из методов экологического воспитания:"Простых цветов очарование"
Данный проект направлен на формирование экологической культуры у воспитанников 6 -7 классов. В рамках проекта дети собрали информацию о истории происхождения, разнообразии и бл...
Технология педагогических мастерских как метод и средство обучения школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану.
Использование технологии педагогических мастерских на уроках математики как способа организации деятельности школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану....
Технология педагогических мастерских как метод и средство обучения школьников, обучающихся по индивидуальному учебному плану.
В работе представлен материал по применению элементов технологии педагогических мастерских на уроках математики...
Продуктивность использования образовательных технологий. 6.Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры»....
Продуктивность использования образовательных технологий.16 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая,
Тема урока: «Обучение технике прыжка в высоту способом перешагивание»...
Продуктивность использования образовательных технологий.17 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая
Тема урока: «Развитие координационных способностей на уроках баскетбола»....
Продуктивность использования образовательных технологий.18 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, проектное обучение, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Преодоление полосы препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия»....