Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (10 класс)
олимпиадные задания по литературе (10 класс)
Задания разработаны для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в школах Советского района Хмао-Югры (2021 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02-09-2021_18-16-04.zip | 141.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 2021-2022 учебный год.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе для 10 класса
Задание №1. Выполните целостный анализ текста.
Книга
Лёжа на гумне в омете, долго читал – и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?
Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака – всё жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, – главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чём никогда не пишут как следует в книгах.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, – особенно к югу, – ещё светлые, красивые, а к западу, за деревней, за её лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. В саду поёт одна иволга.
По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим чернозёмом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.
– На своей девочке куст жасмину посадил! – бодро говорит он. – Доброго здоровья. Всё читаете, всё книжки выдумываете?
Он счастлив. Чем? Только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.
В саду поёт иволга. Всё прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поёт – не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живёт сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для её флейтового пения?
"На своей девочке куст жасмину посадил". А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, – для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.
"Всё читаете, всё книжки выдумываете". А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука – вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!
И.А. Бунин
1924
Слова для справок: погост – кладбище, омёт – сложенная в кучу солома.
Выполняя целостный анализ рассказа И.А. Бунина, постарайтесь дать ответы на вопросы:
Почему повествование ведётся от первого лица? Какие вопросы волнуют автора? Как бы вы ответили на них? Что говорит писатель о влиянии книги на человека? В чём смысл названия рассказа? Что позволяет понять приём противопоставления, используемый в произведении? Какие детали, образные средства говорят о непревзойдённом мастерстве Бунина-стилиста? Работа должна представлять собой связный, цельный, завершённый текст.
Задание №2. Выполните творческое задание.
На выставке «Литература и живопись» представлена картина В. Максимова «Слепой хозяин» (см. рис.1). Вам как сотруднику музея предстоит написать короткий текст для аудиогида. Помогите посетителям разобраться, с каким (какими) произведением (-ями) русской литературы может ассоциироваться эта картина, какие проблемы поднимает автор полотна, как они перекликаются с произведениями русской литературы 19-20 века? Постарайтесь рассказать о картине живо, заинтересовать посетителей музея, дать им ключ к пониманию произведения. Примерный объём текста – 130-160 слов.
Рис.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для школьного этапа олимпиады по математике (8 класс)
Вниманию желающих предлагаются задания для школьного этапа по математике.Задания соответствуют современным требованиям к обучению математике.Вместе с заданиями имеются и решения.Все вместе облег...
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (5 класс).
Олимпиада по литературе в 5 классе с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).
Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).
Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....
Методическая разработка «Задания для школьного этапа олимпиады по географии. 7 класс»
В данной методической рпазработке представлены задания для школьной олимпиады по географии в 7 классе....
Задания для школьного этапа олимпиады по биологии, 7 класс
Материалы могут использоваться для проведения школьного этапа одимпиады по биологии или на стадии подготовки к нему. Также они могут быть полезны для обобщения материала при подготовке к экзаменам....
Задания к школьному этапу олимпиады по литературе. 11 класс
В файле размещены задания и критерии оценивания творческой работы...