Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Преснякова Ирина Николаевна

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2014 г 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_6_klass.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                      02-02

 МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»

РМ, Чамзинский муниципальный район, р.п.Чамзинка, ул.Титова,12

     РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО                  Заместитель директора

МБОУ «Чамзинская                 по УВР МБОУ «Чамзинская  

       СОШ № 2»                                    СОШ №2»

_____/Преснякова И.Н.              ______/Белкина А.А.

Протокол № 1                                  «31» августа 2021 г    

от    27 августа 2021 г

                                     

   УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБОУ «Чамзинская СОШ №2 »                                       _______/Сыркин В.И./

Приказ № 41/1

от 31 августа 2021 г

 

Рабочая программа

по литературе

для 6 класса

Уровень: общеобразовательный (базовый)

Учитель: Преснякова Ирина   Николаевна

Квалификационная категория: высшая

2021 г

               Рабочая программа учебного курса «Лите6ратура 6 класс» разработана в соответствии:

  • с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
  • составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  • федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312;
  • учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»;
  •  с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2014 г с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

             Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.  Данная программа предназначена для реализации в 2021-2022 учебном году в 6 классе МБОУ «Чамзинская СОШ №2» в связи с учебным планом: 3ч. в неделю –   102ч.

Результаты освоения курса литературы

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв. и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

5) владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

6) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

7) формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

8) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

9) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

10) в коммуникативной сфере:

11) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

12) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

13) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы  на литературные и общекультурные темы;

14) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

15) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы в 6 классе обучающийся

научится

  • понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • учить наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • понимать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • понимать основные теоретико-литературные понятия;
  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русской литературы как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   1. Введение (1 ч)

              Художественное произведение. Содержание и форма. Автор игерой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской

позиции.

 Основные виды учебной деятельности обучающихся

Устное монологическое высказывание. Выявление особенностей содержания и форм литературных произведений.

Основные типы занятий

Урок общеметодологической направленности

2. Устное народное творчество (6 ч)

              Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Конспект статьи, устное монологическое высказывание. Работа по вопросам.

Основные типы занятий

Урок внеклассного чтения

Урок «открытия» нового знания

Урок общеметодологической направленности

3. Древнерусская литература (2 ч)

              «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел,отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с учебником, конспектирование статьи.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

4. Литература ХVIII века  (5 ч)

               Русские басни.

               Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие

понятий).

               Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».

Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с учебником, конспектирование статьи. Устное монологическое высказывание, характеристика литературного героя, работа с учебником. Работа по вопросам.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

5. Литература ХIХ века (47 ч)

А.С.Пушкин

                Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции про-

изведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы,луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга(цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтиче-

ская история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

М.Ю.Лермонтов  

              «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы».Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей)и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).Гоголь Н.В. «Старосветские помещики».

И.С.Тургенев  

              Краткий рассказ о писателе.«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, лю-

бознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Ф.И.Тютчев  

              Рассказ о поэте.Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

А.А.Фет  

              Рассказ о поэте.Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,«Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Н.А.Некрасов  

              Краткий рассказ о жизни поэта.«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта по-

эта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Н.С.Лесков  

              Краткий рассказ о писателе.«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический

эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). «Человек на часах».

А.П.Чехов  

              Краткий рассказ о писателе.«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художествен-

ной детали.Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

             Русская поэзия XIX века

              Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.Толстой. «Где гнутся надомутом лозы...».Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажнаялирика как жанр (развитие представлений).

             Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа с учебником, конспектирование статьи. Рассказывание наизусть. Творческий пересказ, характеристика литературного героя. Письменное оформление творческой работы. Составление развёрнутый план статьи. Анализ лирического произведения. Доклад, взаиморецензирование.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

Урок общеметодологической направленности

Урок развивающего контроля

Урок творчества

Урок внеклассного чтения

6. Русская литература ХХ века (27 ч)

              А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления)

             А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

             А. С. Грин. Краткий рассказ о писателе.«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

               Произведения о Великой Отечественной войне

              К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы

жестоких испытаний.

              В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство,юность, начало творческого пути).«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и

самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

В.Г.Распутин

             Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей во-

енного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).Герой-повествователь (развитие понятия).

             Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

           Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.Подготовка к сочинению.Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века

              А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»;

              Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

              Писатели улыбаются

              Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Составление развёрнутого плана статьи, творческий пересказ, характеристика литературного героя. Устное монологическое высказывание, анализ эпического произведения. Письменное оформление творческой работы. Конспектирование статьи. Работа с эпизодом. Рассказывание наизусть. Доклад, взаиморецензирование.

Основные типы занятий

Урок «открытия» нового знания

Урок общеметодологической направленности

Урок развивающего контроля

            7.   Из литературы народов России(3 ч)

               Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга —«отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

               Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

8.Зарубежная литература (9 ч)

              Мифы Древней Греции. Подвиги ГераклаА. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

              Геродот. «Легенда об Арионе».Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

              Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

              Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

              Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов.Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

             Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз.Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

             Проспер Мериме. Рассказ о писателе.Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами.Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

             Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Творческий пересказ. Характеристика литературного героя. Устное монологическое высказывание, анализ лирического произведения.

Основные типы занятий

Урок общеметодологической направленности

9.Итоговое повторение (1 ч)

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Устное монологическое высказывание, составление списка литературы для летнего чтения.

Основные типы занятий

Урок общеметодологической направленности

Тематическое планирование учебного курса «Литература»

в 6 классе (базовый уровень) (102 ч)

Разделы программы

Кол-во часов

1. Введение

1

2. Устное народное творчество

6

3. Древнерусская литература

2

4. Литература ХVIII века  

5

5. Литература ХIХ века

47

6. Русская литература ХХ века

27

7.Из литературы народов России

3

 8.Зарубежная литература

9

9. Итоговое повторение

2

Календарно – тематическое планирование

учебного курса «Литература» в 6 классе (базовый уровень)

102 часа (3 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

Тип  занятия

Количество часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

 Введение-1ч

1.1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции

Урок общеметодологической направленности

1

2

  Устное народное творчество-6ч

(4+1 Р/Р+1 вн/чт )

2.1

 Обрядовый фольклор. Т.л

Урок «открытия» нового знания

1

2.2

 Обрядовые песни

Урок общеметодологической направленности

1

2.3

Пословицы и поговорки.Т.л

Урок «открытия» нового знания

1

2.4

 Вн/чт Загадки –малые жанры устного народного творчества

 Урок внеклассного чтения

1

2.5

 Проект «Наш любимый семейный праздник»

Урок общеметодологической направленности

1

2.6

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «В чём красота и мудрость  русских обрядов?»

Урок

развития речи

1

3

 Из древнерусской литературы  -2 ч

3.1

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел

Урок «открытия» нового знания

1

3.2

Отражение народных идеалов в летописи

Урок общеметодологической направленности

1

4

 Литература ХVIII века -5 ч

4.1

Русские басни. И.И.Дмитриев  Слово о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья

Урок «открытия» нового знания

1

4.2

Аллегория и мораль в басне. Особенности языка ХVIII столетия

Урок общеметодологической направленности

1

4.3

И.А.Крылов.Краткий рассказ о баснописце. «Листы и корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага

Урок «открытия» нового знания

1

4.4

Басня «Ларчик»–пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

Урок «открытия» нового знания

1

4.5

Осел и соловей». Комическое изображение невежественного судьи,глухого к произведениям истинного искусства

Урок «открытия» нового знания

1

5

 Литература ХIХ века-47ч (28+8 р/р+11 вн/чт)

5.1

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта

Урок общеметодологической направленности

1

5.2

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.3

 Двусложные размеры стиха.Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.4

 «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы–помощь в суровых испытаниях.Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.5

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть.Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.6

Вн/чт «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести

Урок внеклассного чтения

1

5.7

Вн/чт «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Урок внеклассного чтения

1

5.8

 «Дубровский». Изображение русского барства.Дубровский-старший и Троекуров

Урок общеметодологической направленности

1

5.9

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Бунт крестьян

Урок общеметодологической направленности

1

5.10

Романтическая история любви Владимира  и Маши. Авторское отношение к героям.

Урок общеметодологической направленности

1

5.11

 Защита человеческой личности в романе А.С. Пушкина “Дубровский”».

Урок общеметодологической направленности

1

5.12

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в романе А.С. Пушкина “Дубровский”».

Урок развивающего контроля

1

5.13

Р/Р Анализ стихотворения

Урок развивающего контроля

1

5.14

Работа над проектом  «Памятники А.С.Пушкину»

Урок общеметодологической направленности

1

5.15

Защита проекта «Памятники А.С.Пушкину»

Урок общеметодологической направленности

1

5.16

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски ,любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.Т.л

Урок «открытия» нового знания

1

5.17

Приём сравнения как основы построениястихотворения.Т.л

Урок общеметодологической направленности

5.18

 «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Урок общеметодологической направленности

1

5.19

«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.  

Урок общеметодологической направленности

1

     5.20

Трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Урок общеметодологической направленности

1

    5.21

Р/Р Анализ стихотворения

Урок развивающего контроля

1

5.22

Р/Р Написание классного сочинения «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

Урок развивающего контроля

1

5.23

Вн/чт Мои любимые строчки поэта.

Урок внеклассного чтения

1

5.24

Вн/ чт Н.В.Гоголь . «Старосветские помещики».

Урок общеметодологической направленности

1

5.25

Проект «Литературные места ,связанные с именем М.Ю.Лермонтова»

Урок общеметодологической направленности

1

5.26

И.С Тургенев.  Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Т.л

Урок «открытия» нового знания

1

5.27

Вн/чт Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

Урок внеклассного чтения

1

5.28

Ф.И. Тютчев. Рассказ о поэте. «Листья»-символ краткой,но яркой жизни

Урок «открытия» нового знания

1

5.29

«С поляны коршун поднялся…».Противопоставление судеб человека и коршуна:свободный полёт коршуна и земная обречённость человека

Урок общеметодологической направленности

1

5.30

А.А. Фет . Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Урок «открытия» нового знания

1

5.31

 «Ещё майская ночь…» Природа как естественный  мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства

Урок общеметодологической направленности

1

5.32

 «Учись у них–у дуба, у берёзы…».Гармоничность и музыкальность поэтической речи  А.А. Фета. 

Урок общеметодологической направленности

1

5.33

 Краски и звуки в пейзажной лирике. Звукопись.Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.34

Н.А. Некрасов . Краткий рассказ  о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Урок «открытия» нового знания

1

5.35

Народ-созидатель духовных и материальных ценностей

Урок общеметодологической направленности

1

5.36

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

5.37

Вн/чт Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка».

Урок внеклассного чтения

1

5.38

Вн/чт Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Урок внеклассного чтения

1

5.39

Н.С. Лесков . Краткий рассказ о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Т.л

Урок «открытия» нового знания

1

5.40

Гордость писателя за народ,  его трудолюбие, талантливость, патриотизм   

Урок общеметодологической направленности

1

5.41

 Особенности языка произведения.

Урок общеметодологической направленности

1

5.42

Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.Т.л

Урок общеметодологической направленности

5.43

Вн/ чт Н.С.Лесков  «Человек на часах».

Урок внеклассного чтения

1

5.44

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», и другие рассказы Антоши Чехонте.

Урок «открытия» нового знания

1

5.45

 «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

Урок общеметодологической направленности

1

5.46

Вн/ чт Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.Т.л

Урок внеклассного чтения

1

5.47

Вн/чт Художественные средства,передающие различные состояния в пейзажной лирике.Т.л

Урок

внеклассного чтения

1

6

 Из русской литературы ХХ века–26

6.1

А.И.Куприн.Рассказ «Чудесный доктор».Тема служения людям.Т.л

Урок «открытия» нового знания

1

6.2

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное  вокруг нас.

Урок «открытия» нового знания

1

6.3

А.С.Грин.Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса».Жестокая реальность и романтическая мечта в повести

Урок «открытия» нового знания

6.4

Душевная чистота главных героев

Урок общеметодологической направленности

1

6.5

Отношение автора к героям

Урок общеметодологической направленности

1

6.6

Р/Р.Подготовка к классному сочинению по повести А.С.Грина «Алые паруса»(тема по выбору)

Урок развивающего контроля

1

6.7

Р/Р Написание классного сочинения по повести А.С.Грина «Алые паруса»(тема по выбору)

Урок развивающего контроля

1

6.8

Стихотворения,рассказывающие о солдатских буднях

Урок общеметодологической направленности

1

6.9

Вн/чт Дети и война.

Урок общеметодологической направленности

1

6.10

В.П.Астафьев . Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

Урок «открытия» нового знания

1

6.11

 Нравственные проблемы рассказа–честность,доброта,понятие долга

Урок общеметодологической направленности

1

6.12

Юмор в рассказе

Урок общеметодологической направленности

1

6.13

В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского».

Отражение в повести трудностей военного времени

Урок «открытия» нового знания

1

6.14

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

Урок общеметодологической направленности

1

6.15

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, её роль  в жизни мальчика.

Урок общеметодологической направленности

1

6.16

Р/Р Подготовка к классному сочинению«Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Урок развивающего контроля

1

6.17

Р/Р Написание классного  сочинения «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

Урок развивающего контроля

1

6.18

Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Урок общеметодологической направленности

1

6.19

Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

Урок общеметодологической направленности

1

6.20

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

Урок общеметодологической направленности

1

6.21

Обучение художественному пересказу

Урок общеметодологической направленности

1

6.22

А.А.Блок.. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине

Урок общеметодологической направленности

1

6.23

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием

Урок общеметодологической направленности

1

6.24

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы

Урок общеметодологической направленности

1

6.25

В.М.Шукшин . Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики».Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Урок общеметодологической направленности

1

6.26

Контрольная работа по разделу «Из русской литературы ХХ века»

Урок развивающего контроля

1

7

Из литературы народов России–3 ч

7.1

Г.Тукай.Любовь к своей малой родине и к своему родному краю,верность обычаям,своей семье,традициям своего народа

Урок общеметодологической направленности

1

7.2

К.Кулиев.Основные поэтические образы,символизирующие родину в стихотворениях поэта

Урок общеметодологической направленности

1

7.3

Работа над проектом «Традиции моего народа»

Урок общеметодологической направленности

1

8

 Зарубежная литература-9ч

                        (6+ 3 ч вн/чт.)

8.1

 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

8.2

 Геродот.  «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Урок общеметодологической направленности

1

8.3

 Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

8.4

Вн/чт Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ  о писателе.Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных  идеалов.

Урок общеметодологической направленности

1

8.5

Вн/чт Герой, создавший воображаемый мир и  живущий в  нём

Урок общеметодологической направленности

1

8.6

Вн/ чт Ф.Шиллер. Рассказ о писателе. «Перчатка». Повествование о феодальных нравах

Урок общеметодологической направленности

1

8.7

Вн/ чт П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Превосходство  естественной, «простой»  жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами Т.л

Урок общеметодологической направленности

1

8.8

М.Твен.«Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях

Урок общеметодологической направленности

1

8.9

Вн/ чт А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча

Урок общеметодологической направленности

1

9

 Итоговое повторение-2 ч

9.1

 Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

Урок общеметодологической направленности

1

9.2

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения

Урок общеметодологической направленности

1

Итого

102 ч

(Р/Р – 10 ч.,

Вн/ чт. – 18 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....