Рабочая программа по литературе, 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)

Людмила Валерьевна Скосырская

102 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklvat_rab_progr_11_kl_lit.doc401 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540,  barguzinschool@gmail.com

«Рассмотрено»

  Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская сош»:

Л. В. Скосырская /________  /

Протокол №___________от

 «___»________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

НМР   МБОУ «Баргузинская сош»:

Л.М. Жалсанова /________/

«___»________2017г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская  сош»

А. И. Молчанов /_________/

Приказ № ______

от « ___» _______2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературе

для обучающихся  11   класса

на    2017  _ - 2018  учебный год

                             

                               Составлена

                                                                                 учителем  русского языка и литературы:                                                  

        Скосырской Л.В.

       

                                                 Принята  на заседании

                                                 педагогического совета

                                            протокол №_____от

                                                   « ___» ___________2017г.

        

с. Баргузин 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа (ФКГОС) по литературе для 11класса  составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. №  273-ФЗ);

-    Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в  Республике Бурятия"

-     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в     общеобразовательных учреждениях"

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

-   Приказ  Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089  "Об утверждении и введении в действие федерального компонента государственных образовательных стандартов общего  образования " 

-  Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального  базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 

- Приказ № 1994 от 03.06.2011 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»
  • Приказ №1093 от 12.07.2011г. «О внесении изменений в региональный учебный план примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.09. 2008 г. №1168»;

- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55

-  Основная образовательная  программа общего образования    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная  от 31.09.2017г.

- Положение о рабочей программе по предмету в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом  № 79 от 08.06.2013г.

Примерной программы  и программы по литературе к учебному комплексу для 11 класса    ( «Русская литература ХХ века.11 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлёва. -  Москва. : Просвещение, 2014 г.)  

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

 Актуальность программы

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с  программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Организация образовательного процесса

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели и задачи

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями       целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или   развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Ведущие принципы  

  • Принцип доступности
  • Принцип научности
  • Принцип системности
  • Принцип гуманистической направленности
  • Принцип практической направленности
  • Принцип наглядности
  • Принцип индивидуализации
  • Валеологический принцип

Учет возрастных  и психологических особенностей подростков

   Основной школьной деятельностью является учебная, в ходе которой ребёнок не только осваивает навыки и приёмы получения знаний, но и обогащается новыми  смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

   Одним из периодов школьного онтогенеза является подростковый период (14-17 лет) - период бурного развития организма. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения, возрастает концентрация внимания, объём памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление. Появляется  умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

   Учебная деятельность обеспечивается развитием первичных и вторичных свойств индивидной организации.  В старших классах (10-11классы) наиболее значимой становится ориентация на будущее и ведущим мотивом становится мотив учения ради будущей жизненной перспективы, общение со сверстниками, формируется мировоззрение, убеждения, самосознание.  Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремлённым, внутренне более собранным и организованным.

    На передний план работы с ребёнком перед педагогом встают следующие цели:  обучение подростка самостоятельно искать и находить знания, которые выступают уже как средство и материал работы по развитию обучающего. Построение процесса должно способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. В связи с этим при построение учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности деятельности обучающихся.

          Типы уроков по литературе

1. Объяснение нового материала

2. Закрепление приобретённых знаний

3. Обзорные уроки

4. Уроки по развитию речи и анализу творческих работ

5. Вводные занятия к монографическим темам

6. Анализ художественного произведения

7. Обучение школьников выразительному чтению

8. Уроки внеклассного чтения

9. Формирование теоретико-литературных понятий

10 Обучение письму сочинений

11. Самостоятельное чтение учащихся художественной литературы

12. Работа со словарём и справочником

Сроки реализации программы

  Данная программа реализуется в течение 1 учебного года (2017-2018гг),  из расчета 102 часа, 3 часа в неделю.

Формы текущего и итогового контроля

    Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный (входная диагностика, работа у доски, фронтальный опрос, домашний эксперимент), текущий( устный опрос, самостоятельная работа, творческая работа, тест), итоговый( зачет,  итоговый тест, контрольное сочинение).

    Для развития у учащихся имением оценивать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя, который осуществляется постоянно.

  Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценки

        Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

        

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала 

Бал лы

Степень выполнения заданий

1

Менее чем на балл «2»

2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий      

4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий  

10

Выполнены все предложенные задания

Виды проверочных и контрольных заданий по литературе

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения  предлагают задания разных видов:

комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

тесты по изученному произведению, теме, разделу;

тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

тексты и задания для проверки навыка чтения молча

комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодий ).

Тесты (вид проверочных и контрольных работ)

   Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей.

Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 6 баллов, работа считается выполненной):

«5» – ученик набрал 9–10 баллов;

«4» – ученик набрал 7–8 баллов;

«3» – ученик набрал 5–6 баллов;

«2» – ученик набрал менее 5 баллов.

Литературные диктанты

   Литературные диктанты – это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разделить на три вида: лексические, информационные и литературоведческие.

Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия, а информационные – имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

 В лексический диктант входят слова только из тех произведений, которые есть в учебнике или учебной хрестоматии. Литературоведческие и информационные диктанты состоят из литературоведческих понятий и сведений, которые учащиеся узнали при изучении разделов учебника. В диктанты не включаются слова, которые учащиеся не могут проверить по учебным пособиям.

«5» – если в работе нет ошибок;

«4» – если в работе одна ошибка;

«3» – если в работе две ошибки;

«2» – если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания

Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).

Диагностические задания, направленные на изучение учебной и читательской деятельности, помогут учителю контролировать уровень самостоятельности учащихся, способы работы, сформированность самоконтроля и самооценки, а самое главное – развитие школьников в процессе овладения ими учебной деятельностью. Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой.

Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла – задание выполнено верно.

Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса):

высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;

средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;

низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

Анализируя выполнение диагностических заданий, учитель может увидеть соотношение между предметными знаниями и уровнем сформированности компонентов учебной и читательской деятельности, внести коррективы в организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Диагностические работы учитель проводит по своему желанию, чтобы определить реальный уровень развития учащихся. Через 2–3 месяца можно предложить этот же тест малоуспешным учащимся, чтобы установить их продвижение или отставание, выявить причины последнего и оказать помощь.

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

При выборе контрольных текстов, предлагаемых для проверки навыка чтения  учитываются следующие параметры: 1) объем (количество слов); 2) сложность содержания; 3) язык и строение фраз.

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений. К выразительному чтению ученик приступает только после ознакомления с содержанием текста.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая – в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

   Оценивается:

1) Логические ударения

2) Паузы

3) Темп речи

4) Сила и тембр речи

Отметка «5» – ученик читает  без ошибок, умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает, допуская 1-2 ошибки,  при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Отметка «3» – ученик читает, допуская 3-4 ошибки, определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка выразительности чтения

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Отметка «5» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

Отметка «4» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» – ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.

В старших классах отметки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются  в классном журнале на страницах по литературе (отметка за содержание) и по русскому языку (отметка за грамотность). Отметки за сочинения, изложения, диктанты, независимо от того, когда проверялась работа, выставляются в журнал на день проведения работы  при строгом учете записи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11 КЛАСС

Количество учебных часов:  102 часа (3 ч. в неделю)

№ п/п

Тема

Количество часов на

Изучение темы

Контрольные работы

Уроки развития речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Творчество И.АВ. Бунина

4

Творчество А.И. Куприна

5

2

Творчество М. Горького

5

1

Серебряный век русской поэзии

10

1

Творчество А.А. Блока

5

1

Новокрестьянская поэзия

1

1

Творчество С.А. Есенина

5

Творчество В.В. Маяковского

6

1

Литературный процесс 20-х гг.        

5

1

Творчество Е.И. Замятина

3

1

Литературный процесс 30-х гг.

1

Творчество М.А. Булгакова

6

1

Творчество А. Платонова

2

Творчество М.И. Цветаевой

2

Творчество О.Э. Мандельштама

1

Творчество А.А. Ахматовой

4

1

Творчество Н.А. Заболоцкого

1

Творчество М.А. Шолохова

6

1

Литература периода Великой Отечественной войны

2

Литература 50-90-х гг.

5

1

Творчество А.Т. Твардовского

2

Творчество Б.Л. Пастернака

3

1

Творчество А.И. Солженицына

4

Творчество В.П. Астафьева

2

1

Творчество В. Распутина

2

Творчество Ю. Трифонова

1

Творчество А. Вампилова

2

1

Авторская песня

2

«Возвращенная литература» русского зарубежья

1

Литература конца ХХ – начала ХХI вв.

3

1

ИТОГО:

102

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Содержание (тема урока)

Количество часов

Информационно-методическое обеспечение

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид тематического, итогового контроля

Дата проведения

План (учебная неделя)

Факт (дата)

Литература рубежа веков (1 ч.)

1.

Введение.

Русская литература в контексте мировой культуры.

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), Поурочные планы (Егорова)

Знать: конфликт  человека и эпохи, трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе;

Уметь: работать над конспектом лекции

конспект

1

И.А. Бунин (4 ч.)

2.

Лирическое мастерство И.А. Бунина

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), Тропы и фигуры. Терминологический словарь (Москвин)

Знать: философичность и тонкий лиризм лирики Бунина, живописность и лаконизм его стиля, основную тематику его стихотворений;

Уметь: анализировать поэтический текст

Опрос

1

3.

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

Поурочные планы (Егорова), Русская литература (Справочник)

Знать: своеобразие рассказов, новизну психологического изображения человека;

Уметь: обсуждать прочитанное, видеть неоднозначность трактовок

Опрос

1

4.

Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник»

1

Поурочные планы (Егорова), Принципы и приемы анализа лит. Произведения (Есин)

Знать: своеобразие темы любви, роль деталей в произведении;

Уметь: анализировать характер героев

Опрос

2

5.

Рассказ «Антоновские яблоки»

1

Учебник (Кутузов), Поурочные планы (Егорова)

Знать: принципы создания характера, роль художественные детали

Уметь: анализировать прозаический текст

Проверочная работа

2

А.И. Куприн (5 ч.)

6.

А.И. Куприн. «Олеся». Богатство духовного мира героини, трагичность ее судьбы.

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), Русский язык. Литература (игры, викторины и др.) (Мордас)

Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения дать оценку героям и событиям

Конспект

2

7.

«Да святится имя Твое…» Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы, роль детали, символический смысл, поэтическое изображение природы, роль эпиграфа

Уметь: анализировать прозаический текст

Устный опрос

3

8.

Проблематика повести Куприна «Поединок»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова), презентация по теме урока

Знать:  исторические предпосылки создания повести, проблему самопознания личности;

Уметь: анализировать характеры персонажей

Устный опрос

3

9-10

РР 1-2. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна

2

Учебник (Журавлев)        

Знать: особенности творчества писателей

Уметь: писать сочинение на заданную тему

Сочинение

3-4

М. Горький (5 ч.)

11.

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького

1

Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя, проблематику и особенности композиции рассказа, романтизм ранних рассказов, проблемы

Уметь: конспектировать лекцию, делать сообщения

Опрос

4

12-13

Социально-философская драма М. Горького «На дне»

2

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова), Русская литература (Справочник)  

Знать: смысл названия пьесы, система образов, новаторство писателя, основные компоненты произведения, составляющие жанра и конфликта в пьесе;

Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям

Опрос

4-5

14

«Три правды» в пьесе Горького «На дне»

1

Поурочные планы (Егорова), Русский язык. Литература (игры, викторины и др.) (Мордас)

Знать: позицию автора и героев пьесы по отношению к вопросу о правде.

Уметь: анализировать прозаический текст, Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

Беседа

5

15

РР3. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького.

1

Учебник (Журавлев)

Знать: особенности творчества писателя

Уметь: составлять развернутый план сочинения

Конспект

5

Серебряный век русской поэзии (10 ч.)

16.

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии.

1

Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока

Знать: литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм и их основных представителей;

Уметь: конспектировать лекцию

Конспект

6

17.

Символизм как литературное направление

1

Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока

Знать: истоки русского символизма. Понимание символа. Старшие символисты и младосимволисты

Уметь конспектировать лекцию, выступать с сообщениями, вести беседу

Конспект, сообщение

6

18.

Поэзия В. Брюсова

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать основные тапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии

Уметь: анализировать поэтический текст

Стихотворение наизусть

6

19.

Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать основные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии

Уметь анализировать поэтический текст

Стихотворение наизусть

7

20.

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать основные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии

Уметь анализировать поэтический текст

Стихотворение наизусть

7

21.

Акмеизм как литературное направление

1

Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока

Знать истоки акмеизма, программу акмеистов,

Уметь конспектировать лекцию

Конспект

7

22.

Мир образов Н. Гумилева

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать своеобразие сюжетов, экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии

Уметь анализировать поэтический текст

Стихотворение наизусть

8

23

Футуризм. Поэзия В. Хлебникова

1

Поурочные планы (Егорова), Русская литература (Справочник)

Знать манифест футуристов, их пафос и проблематика, своеобразие

Уметь анализировать поэтический текст

Конспект

8

24.

«Эгофутуризм» И. Северянина

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать эмоциональность ироничность лирики оригинальность словотворчества

Уметь анализировать поэтический текст

Проверочная работа

8

25.

1. Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века.

1

Поурочные разработки (Егорова), Проверочные работы (Беляева)

Знать особенности течений и направлений Серебряного века

Тест

9

А.А. Блок (5 ч.)

26

А. Блок: судьба и творчество. Цикл «Стихи о прекрасной даме»

1

Поурочные планы (Щетинкина). Презентация по теме урока

Знать: основные этапы жизни и творчества,

мотивы и образы ранней поэзии музыкальность, символы поэзии

Уметь: конспектировать лекцию

Конспект

9

27.

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

1

Учебник (Журавлев), Принципы и приемы анализа литературного произведения (Есин)

Знать: особенности стихотворения, способы переработки текста

Уметь: анализировать поэтический текст

Анализ стихотворения

9

28.

Тема Родины в творчестве Блока

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать: основной пафос патриотических стихотворений. Цикл «На поле Куликовом», «Скифы»

Уметь: анализировать поэтический текст.

Стихотворение наизусть

10

29

Поэма А. Блока «Двенадцать». «Слушайте революцию!»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать историю создания, авторский опыт осмысления истории, сюжет, композицию,

Уметь: анализировать поэтический текст.

Опрос, тест

10

30.

РР4. Сочинение по творчеству А. Блока  (домашняя заготовка)

1

Учебник (Журавлев)

Знать: особенности творчества Блока

Уметь: писать сочинение на заданную тему

Сочинение

10

Новокрестьянская поэзия (1 ч.)

31

ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина)

1

Презентация по теме урока

Знать: проблематику и поэтику новокрестьянской поэзии

 Уметь: анализировать стихотворения, конспектировать лекцию учителя.

Сообщение, конспект

11

С.А. Есенин (5 ч.)

32.

Сергей Есенин как национальный поэт. "В сердце светит Русь"

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать: основные факты жизни и творчества С. Есенина; особенности творческого метода; традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике,  значение темы , темы быстротечности человеческого бытия

Уметь: анализировать поэтический текст

Конспект, сообщение

11

33.

Искренняя любовь и сострадание ко всему живому в лирике Есенина.

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать: об отражении в лирике особой связи природы и человека, о светлом и трагическом в поэзии Есенина;

Уметь: анализировать поэтический текст

Стихотворение наизусть

11

34.

Любовная лирика Есенина

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать светлые и трагические стороны любви, адресаты лирики

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Стихотворение наизусть, анализ

12

35.

Поэма « Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской

1

Учебник (Кутузов), Поурочные планы (Егорова)

Знать тематику, проблематику.

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Опрос

12

36

«Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать тематику, проблематику.

Уметь выразительно читать и анализировать текст.

Проверочная работа

12

В.В. Маяковский (6 ч.)

37

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского

1

Презентация по теме урока

Знать раннюю лирику поэта, новаторский характер поэзии

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Комментированное чтение

13

38

Маяковский и революция

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать отражение революции в творчестве, пафос революционного переустройства мира

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Комментированное чтение

13

39

Своеобразие любовной лирики Маяковского.

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать особенности любовной лирики

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Проверочная работа

13

40-41.

Сатирическая лирика и драматургия Маяковского.

2

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока

Знать: сатирические образы лирики Маяковского

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст

Опрос

14

42.

РР5. Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина

1

Учебник (Журавлев)

Знать: особенности творчества поэтов

Уметь: писать сочинение на заданную тему

Сочинение

14

Литературный процесс 20-х гг. (5 ч.)

43

Литературный процесс 20-х гг.

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать: особенности литературного процесса 20-х гг., основные темы, способы изображения;

Уметь:  конспектировать лекцию учителя, готовить доклад на выбранную тему

Конспект

15

44-45

Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма

2

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать: реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию;

Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию

Опрос

15

46

ВЧ Образ революции в творчестве И. Э. Бабеля

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать: особенности повествователя, рассказчика в творчестве Бабеля;

Уметь: анализировать прозаический текст

Беседа

16

47.

Сатира 20-х гг. (творчество М. Зощенко и А. Аверченко)

2

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать: особенности сатиры 20-х гг.

Уметь: конспектировать лекцию, готовить сообщение

Конспект, сообщение

16

Е.И. Замятин (3 ч.)

48

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы"

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока

Знать реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию;

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода;

Конспект

16

49

Судьба личности в тоталитарном государстве

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать: особенности творческого метода Замятина

Уметь: участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Беседа

17

50.

2. Контрольная работа по теме «Литературный процесс 1920-х гг.»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать особенности литературного процесса 1920-х годов.

Письменная работа

17

Литературный процесс 30-х гг. (1 ч.)

51.

Литературный процесс 1930-х гг.

1

Презентация по теме урока, Учебник (Журавлев)

Знать: особенности литературного процесса 1930-х гг.;

 Уметь: конспектировать лекцию учителя

Конспект

17

М.А. Булгаков (6 ч.)

52

М.А. Булгаков. Жизнь, личность, творчество.

1

Презентация по теме урока, учебник (Журавлев)

Знать: основные этапы жизни и творчества, особенности психологизма

Уметь: конспектировать лекцию

Конспект

18

53

Сатира Булгакова

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать: понятие сатиры, цели булгаковской сатиры.

Уметь: строить монологический ответ

Беседа

18

54

Роман «Мастер и Маргарита. История романа. Жанр и композиция.

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова), Русская литература (Справочник)

Знать: особенности жанра и композиции, прием «роман в романе»

Уметь: дать оценку героям и событиям, анализировать произведение

Опрос

18

55

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать: переклички линий романа

Уметь: анализировать прозаический текст, выстраивать монологический ответ

Опрос

19

56

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать: содержание романа.

Уметь: анализировать произведение, давать оценку героям и событиям.

Тест, опрос

19

57

РР6. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

1

Учебник (Журавлев)

Уметь: писать сочинение на заданную тему

Сочинение

19

А. Платонов (2 ч.)

58

Оставаться человеком!.. Трудная судьба А. Платонова. Пророческое слово Платонова. Характерные черты времени в повести "Котлован"

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова, утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести; о "непростых" и простых героях Платонова

Уметь анализировать текст

Конспект

20

59

Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать о философском, обобщающем смысле категорий пространства и времени в повести, о значении метафоричности, образах-символах для понимания художественного замысла Платонова

Уметь анализировать текст

Беседа, проверочная работа

20

О.Э. Мандельштам (1 ч.)

60

Жизнь и творчество О. Мандельштама

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина),

Знать основные этапы жизни и творчества

Уметь конспектировать лекцию

Конспект

20

М.И. Цветаева (2 ч.)

61

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова), презентация по теме урока

Знать основные этапы жизни и творчества

Уметь конспектировать лекцию

Конспект

21

62

Поэтический мир Цветаевой

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)

Знать основные темы творчества поэта

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Опрос, стихотворение наизусть

21

А.А. Ахматова (4 ч.)

63

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать: основные этапы жизни и творчества, особенности любовной лирики  

Уметь: анализировать поэтический текст

Конспект, анализ

21

64

Судьба России и судьба поэта в лирике

1

Учебник (Журавлев),

Поурочные планы (Егорова)

Знать: своеобразие темы родины, темы поэта и поэзии

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Стихотворение наизусть,

анализ

22

65

«Реквием» Особенности жанра и композиции.

Единство трагедии народа и поэта.

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать: особенности жанра и композиции, роль эпиграфа

Уметь выразительно читать и анализировать текст

Тест, опрос

22

66.

3. Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой.

1

Учебник (Журавлев)

Знать проблематику и поэтику произведений Ахматовой и Цветаевой

Тест

22

Н.А. Заболоцкий (1 ч.)

67.

Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого

1

Презентация по теме урока, поурочные планы (Егорова)

Знать основные вехи творческой биографии Заболоцкого, поэтику и проблематику лирики

Уметь конспектировать лекцию, анализировать тексты.

Конспект

23

М.А. Шолохов (6 ч.)

68

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. "Донские рассказы"

1

Презентация по теме урока, поурочные планы (Егорова)

Знать основные этапы жизни и творчества

Уметь конспектировать лекцию

Конспект

23

69

Картины жизни донских казаков в романе "Тихий Дон"

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать содержание романа

Уметь анализировать прозаический текст

Опрос

23

70

"Чудовищная нелепица войны" в изображении Шолохова

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать содержание романа

Уметь анализировать прозаический текст

Беседа

24

71

"В мире, расколотом надвое". Гражданская война в изображении Шолохова

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать содержание романа

Уметь анализировать прозаический текст

Опрос

24

72

Судьба Григория Мелехова

1

Поурочные планы (Егорова), презентация по теме урока

Знать содержание романа

Уметь анализировать прозаический текст, составлять план

Проверочная работа

24

73

РР7. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон»

1

Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать содержание романа

Уметь анализировать прозаический текст, составлять развернутый план

Конспект

25

Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч.)

74

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать об истоках изображения войны в литературе военных лет; о поэзии и прозе войны
Уметь конспектировать лекцию учителя

Конспект

25

Литература 50-90-х гг. (5 ч.)

75

Темы и образы русской литературы 50-90-х гг.

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать основные темы, проблемы и образы литературы 50-90-х гг.

Уметь конспектировать лекцию учителя

Конспект

25

76.

«Лейтенантская  проза»

1

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова)

Знать особенности «лейтенантской прозы», психологизм;

Уметь: вести диалог, строить монологическое высказывание

Конспект

26

77-78

Особенности психологического изображения в романе Ю. Бондарева «Горячий снег»

2

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова), Принципы и приемы анализа литературного произведения (Есин)

Знать: содержание романа, проблематику

Уметь: анализировать текст

Беседа

26

79

ВЧ Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой»

1

Поурочные планы (Егорова)

Знать содержание повести, проблематику

Уметь строить монологический ответ, анализировать эпизод

Беседа

27

А. Т. Твардовский (2 ч.)

80

Жизнь и творчество. Лирика Твардовского.

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать основные темы творчества поэта

Уметь: конспектировать лекцию учителя

Конспект

27

81

Народный характер поэмы «Василий Теркин». «Теркин на том свете» - поэма-сказка, поэма-сатира.

1

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова)

Знать: историю создания произведений, основные проблемы, особенности жанра, композиции

Уметь: анализировать текст

Сообщение, опрос

27

Б. Л. Пастернак (3 ч.)

83

Человек, история и природа в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать о судьбе романа, о взглядах Пастернака на соотношение человека и истории, о гуманизме и ценности этих взглядов;

Уметь анализировать художественный текст

Конспект

28

84

Христианские мотивы в романе. Стихотворения Юрия Живаго

1

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова)

Знать о значении христианских мотивов в творческом замысле Пастернака;

Уметь анализировать художественный текст

Опрос

28

85

4. Контрольная работа по теме «Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»

1

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова), Принципы и приемы анализа литературного произведения (Есин)

Знать особенности поэтики и проблематики произведения; Уметь анализировать лирическое произведение

Тест

29

А.И. Солженицын (4)

86

А.И.Солженицын Жизнь и творчество.

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать основные темы творчества писателя

Уметь конспектировать лекцию, готовить сообщение

Сообщение, конспект

29

87

РР 8. Анализ повести «Матренин двор».

1

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова)

Знать содержание повести

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь , анализировать текст

Опрос

29

88

«Лагерная» тема в повести «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына

 

1

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова

Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретиро

вать художественное произведение

Беседа

30

89

Роман «Архипелаг Гулаг» А.И.Солженицына Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

1

Знать/понимать:

содержание изученных литературных произведений;

Сообщение опрос

30

В.П. Астафьев (2 ч.)

90

Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба»

1

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова)

Знать: проблематику творчества Астафьева, взаимосвязь человека и природы в его произведениях.

Уметь делать сообщение, конспектировать лекцию учителя

Конспект, сообщение

30

91

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать: проблематику и поэтику повести

Уметь: анализировать текст

Беседа

31

В.Распутин (2 ч.)

92-93

Нравственная проблематика повести «Прощание с Матерой»

2

Учебник (Журавлев), поурочные планы (Егорова)

Знать содержание повести

Уметь выделять проблемы

Сообщение, опрос

31

Ю. Трифонов (1 ч.)

94

«Городская проза» в современной литературе. «Вечные темы» и нравственные проблемы в повести «Обмен».

1

Презентация по теме урока, Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать проблематику повести

Уметь анализировать текст, конспектировать лекцию учителя

Конспект, беседа

32

А. Вампилов (2 ч.)

95-96

ВЧ Темы и проблемы современной драматургии. А. Вампилов. Слово о писателе. «Старший сын»

2

Презентация по теме урока, Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать тематику и проблематику пьесы.

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Опрос

32

Авторская песня (2 ч.)

97-98

Авторская песня

2

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова), Тропы и фигуры (Терминологический словарь) (Москвин)

Знать тематику и проблематику стихотворений.

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Конспект, анализ

33

«Возвращенная литература» русского зарубежья (1 ч.)

99

Литература русского зарубежья. Возвращенные имена и произведения.

1

Презентация по теме урока, Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)

Знать тематику и проблематику произведений русского зарубежья

Уметь делать сообщение, конспектировать лекцию учителя

Сообщение, конспект

33

Обзор литературы последнего десятилетия (5 ч.)

100

Литературный процесс конца 20 – начала 21 вв.

1

Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)

Знать основные направления развития литературного процесса конца 20 – начала 21 вв.

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное

Конспект

34

101

Проза В. Пелевина. Сатира в повести «Затворник и Шестипалый»

1

Поурочные планы (Егорова)

Знать основные тенденции творчества В. Пелевина.

Уметь анализировать художественный текст

Сообщение, конспект

34

102

Новейшая русская поэзия Повторение и обобщение изученного

1

Поурочные планы (Егорова)

Знать основные поэтические направления, школы, группы последних десятилетий

Уметь анализировать лирические произведения 

Сообщение, конспект

34

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Содержание и форма.
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
  • Деталь. Символ.
  • Психологизм. Народность. Историзм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
  • Литературная критика.

        

Произведения для заучивания наизусть

    На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12  стихотворений или стихотворных или прозаических отрывков. Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

                                  Одиннадцатый класс

И. Бунин. «Настанет день – исчезну я», «Собака», «Слово», «Вечер» (и другие по выбору учащихся)

А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок» (отрывок по выбору учащихся

В. Короленко. Короткий рассказ по выбору учащихся.

В. Брюсов. «Я люблю», «Фаэтон», «Идут года, но с прежней страстью…» (и другие по выбору учащихся)

Н. Гумилёв. «Из логова Змиёва», «Капитаны», «Перстень» (и другие по выбору учащихся).

М. Цветаева «Бабушке» (и другие по выбору учащихся)

М. Горький «На дне» (монолог о человеке).

А. Блок «Незнакомка», «Тропами тайными, ночными…» и др. (на выбор)

С. Есенин «Выткался на озере алый свет зари…», «Русь. Русь советская», «Мы теперь уходим понемногу», «Быть поэтом» и др. (на выбор) «Анна Снегина» (отрывок)

В. Маяковский «О дряни», «Разговор с фининспектором о поэзии и др. (на выбор), «Облако в штанах», «Про это» (отрывки на выбор).

М. Булгаков «Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита» (отрывки на выбор )

Н. Заболотский  Стихотворения по выбору учащихся

А. Твардовский «Слово о словах», «Утро», «О Родине», «Я убит подо Ржевом», «На дне моей жизни», «Нехожен путь…», «Я знаю, никакой моей вины», «Московское утро»(на выбор), «Тёркин на том свете», «По праву памяти»(отрывки на выбор)

М. Шолохов «Тихий Дон» отрывок «Похороны Аксиньи»

Б. Пастернак. Определение поэзии. Определение творчества (на выбор)

  Условия для реализации программы

1. Кабинет русского языка и литературы, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами СанПина.

2. УМК

3. Дидактический материал, таблицы.

4. Аудио- видео материалы.

Источники информации

                               Литература для учителя

1.В.В. Агеносов и А.Н. Архангельский «Русская литература XX века.11 класс. 2 части. Издательство «Дрофа» Москва. 2012г.

2. . Журавлёв В.П. Русская литература XX века. I-II часть. М.: Просвещение 2013 г.

4. Крамчаткина Е. М., Ерохина Е. Л. Методические рекомендации к таблицам. Учебно-методическое пособие. ООО «СПЕКТР-М» Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва,2011г.

5. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я. Программа по литературе 5-11 классы.

6. Кондрашов В. Н. Литературные викторины. Пособие для учителей. Изд. 2-е, переработ., доп.  М., «Просвещение», 2010.

7. Крундышев А. А. Как работать над сочинением: Пособие для учащихся. – СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1992.-143с.

8. Миронова Ю. С. ЕГЭ. Литература: Раздаточный материал тренировочных тестов/ Ю.С. Миронова.- СПб.: Тригон, 2010. – 96с.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 442 с.

10. Соловейчик А. С. Подписное издание Научно-методическая газета «Литература» Издательство «Первое сентября»

11.  Самойлова Е.А. ЕГЭ 2009. Литература. Репетитор / Е.А. Самойлова.- М.: Эксмо, 2009.-160 с.

12. Чертов В.Ф. Литература 10-11 классы. Тесты, вопросы и задания по русской литературе XIX-XX в.в. М.: Просвещение, 2014.

Литература для учащихся.

1.В.В. Агеносов и А.Н. Архангельский «Русская литература XX века.11 класс. 2 части. Издательство «Дрофа» Москва. 2013г.

2.Журавлёв В.П. Русская литература XX века. I-II часть. М.: Просвещение 2013 г.

3. Миронова Ю. С. ЕГЭ. Литература: Раздаточный материал тренировочных тестов/ Ю.С. Миронова.- СПб.: Тригон, 2011. – 96с.

4. Самойлова Е.А. ЕГЭ 2009. Литература. Репетитор / Е.А. Самойлова.- М.: Эксмо, 2014.-160 с.

5. Крундышев А. А. Как работать над сочинением: Пособие для учащихся. – СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2013.-143с.

6. Школьный курс по основным предметам. 5-11 классы. + CD: Справочное пособие.- СПб.: ИГ «Весь», 2012.- 800 с.

Список используемой литературы для написания  программы.

1. «Русская литература ХХ века.11 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлёва. -  Москва. : Просвещение, 2014 г.)  

2. Богомолов Е.И. и др. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов. М., «Высш. Школа» 2011 г.

3. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я. Программа по литературе 5-11 классы.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 442 с.

5. Журнал «Завуч» №2 1999 г. Методы обучения учащихся, блок №2

6. Павлова О.А. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Справочник заместителя директора  №1- 2012., с. 10-20.  

7. Ресурсы Интернета

Действие рабочей программы

Данная программа реализуется в течение 1 учебного года, из расчёта 102 часа, 3часа в неделю.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....