Конспект урока по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Светлана Александровна Вахрушева

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме "Повесть А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: конспект урока по литературе

Тема урока: « «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)»

Класс: 6

Тип урока: урок внеклассного чтения

Тема урока

«Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)

Цель

Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести. 

Образовательная:

познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями;

выявить роль антитезы в повести.

Развивающая:

закреплять умения анализировать характер персонажа художественного произведения;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

Задачи

дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика;

пробудить интерес к художественной литературе;

научить давать характеристику героя литературного произведения. 

     Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

     Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

     Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Повесть, антитеза, литературный персонаж, эпиграф, композиция и ее элементы

Ресурсы

Компьютер, презентация, тексты повести; цветные карандаши, бумага

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Формы организации учебной деятельности

Форма оценивания

  1. Организационный.

Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: музыкальный клип

вступительное слово учителя

(3 мин.)

Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем

(Звучит романс на стихи К . Батюшкова «Мой гений»)

Вступительное слово учителя.

Подготовка к работе на уроке.

Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

формирование словарного запаса

2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(2 мин.)

Каким было домашнее задание?

Что об уездных барышнях говорил автор?

Запись темы урока .

Каковы цели нашего урока?

А задачи?

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Пересказ д/з

Формулируется тема урока «Что за прелесть эти уездные барышни!»

(по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение


Пересказ

формирование словарного запаса

3. Актуализация и оптимизация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания»

(5 мин.)

Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?

- Что дает совмещение этих слов?(Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения, прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

- Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Лексическая работа.

Прелесть – обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. / перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует. 
2. Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.

Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего)

Антитеза - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Используется для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Повесть – прозаическое произведение среднего объема. Может иметь эпиграф, интригу, неожиданный финал

Отвечают на вопросы и пишут в тетрадь термины

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные: формулирование собственного мнения

Участие в беседе

Подбор примеров

формирование словарного запаса

выборочное чтение

устные выступления

Лист самооценки

4. Усвоение новых знаний

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

10 минут


А теперь поиграем. Для вас – викторина на знание текста.

По схеме на слайде составляем, даже заполняем кластер.

Участвуют в викторине на знание текста, получают жетоны.

Активно анализируют образы, решают проблемную ситуацию. Заполняют кластер.

В игровой форме усваивают материал урока.

Составляют кластер.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

дидактические игры

анализ и интерпретация текста

Лист самооценки

Взаимооценка

5. Проверка понимания знаний.

Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения

5 минут

Организую работу уч-ся.

Вам сейчас предстоит нарисовать маски главной героини.

Работают в группах: учащиеся рисуют маски Лизы - Бетси-Акулины и словесно их описывают

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы

Коммуникативные: умение выражать мысли

рисунки по произведению

подбор примеров (цитат)

Лист самооценки

6. Закрепление новых знаний

7 минут

Организую работу учащихся над композицией и сюжетом повести.

Показываю видеоролик.

Задаю проблемный вопрос о случае, его роли в повести.

Помогаю им вспомнить: Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог.


Вспоминают и записывают элементы композиции.

Закрепляют понятие композиции и сюжета произведения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

анализ  текста

формирование словарного запаса

просмотр видеоролика

Лист самооценки

6. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

1 минута


Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

формирование словарного запаса

Лист самооценки

7. Домашнее задание (1 мин.)


.

Коммуникативные

Создание сочинения - миниатюры «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....