Конспект урока по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме "Повесть А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse_.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: конспект урока по литературе
Тема урока: « «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)»
Класс: 6
Тип урока: урок внеклассного чтения
Тема урока | «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка») | |||||
Цель | Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести. Образовательная: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями; выявить роль антитезы в повести. Развивающая: закреплять умения анализировать характер персонажа художественного произведения; развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся. Воспитательная: | |||||
Задачи | дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика; пробудить интерес к художественной литературе; научить давать характеристику героя литературного произведения. Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации. Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности. Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания. | |||||
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | |||||
Основные понятия | Повесть, антитеза, литературный персонаж, эпиграф, композиция и ее элементы | |||||
Ресурсы | Компьютер, презентация, тексты повести; цветные карандаши, бумага | |||||
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа. | |||||
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | Формы организации учебной деятельности | Форма оценивания |
Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: музыкальный клип вступительное слово учителя (3 мин.) | Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем (Звучит романс на стихи К . Батюшкова «Мой гений») Вступительное слово учителя. | Подготовка к работе на уроке. Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока | Самопроверка готовности к уроку | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности | формирование словарного запаса | |
2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (2 мин.) | Каким было домашнее задание? Что об уездных барышнях говорил автор? Запись темы урока . Каковы цели нашего урока? А задачи? | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. | Пересказ д/з Формулируется тема урока «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение | Пересказ формирование словарного запаса | |
3. Актуализация и оптимизация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (5 мин.) | Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? - Что дает совмещение этих слов?(Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения, прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.) - Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.) ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества. | Лексическая работа. Прелесть – обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. / перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует. Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего) Антитеза - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Используется для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. Повесть – прозаическое произведение среднего объема. Может иметь эпиграф, интригу, неожиданный финал | Отвечают на вопросы и пишут в тетрадь термины | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения | Участие в беседе Подбор примеров формирование словарного запаса выборочное чтение устные выступления | Лист самооценки |
4. Усвоение новых знаний Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации 10 минут | А теперь поиграем. Для вас – викторина на знание текста. По схеме на слайде составляем, даже заполняем кластер. | Участвуют в викторине на знание текста, получают жетоны. Активно анализируют образы, решают проблемную ситуацию. Заполняют кластер. | В игровой форме усваивают материал урока. Составляют кластер. Корректируют ответы друг друга. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией. | дидактические игры анализ и интерпретация текста | Лист самооценки Взаимооценка |
5. Проверка понимания знаний. Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения 5 минут | Организую работу уч-ся. Вам сейчас предстоит нарисовать маски главной героини. | Работают в группах: учащиеся рисуют маски Лизы - Бетси-Акулины и словесно их описывают | Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы Коммуникативные: умение выражать мысли | рисунки по произведению подбор примеров (цитат) | Лист самооценки |
6. Закрепление новых знаний 7 минут | Организую работу учащихся над композицией и сюжетом повести. Показываю видеоролик. Задаю проблемный вопрос о случае, его роли в повести. Помогаю им вспомнить: Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог. | Вспоминают и записывают элементы композиции. | Закрепляют понятие композиции и сюжета произведения. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. | анализ текста формирование словарного запаса просмотр видеоролика | Лист самооценки |
6. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности 1 минута | Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. | формирование словарного запаса | Лист самооценки | |
7. Домашнее задание (1 мин.) | . | Коммуникативные Создание сочинения - миниатюры «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....