Статья "Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 5-6 классов"
статья по литературе (5 класс)
Примерный план анализа стихотворения для 5-6 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 5-6 классов
Примерный план анализа стихотворения для 5-6 класса
- Выразительное чтение стихотворения( учитель)
- Эмоциональное восприятие текста
- Словесное рисование( пейзажная лирика.)
- Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.
- Определение темы стихотворения, основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Собственное отношение к прочитанному.
Примерный план сочинения-анализа лирического произведения.
- Название стиотворения и его автор. Ведущая тема. 9 О чем стихотворение?) Основная мысль. ( Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
- Какую картину рисует в своем стихотворении? ( опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)
Настроение, чувства, передаваемые автором.Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
- Главные образы стихотворения. Выразительные средства ( эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.
- Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Речевые клише
Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Автора пронизывает чувство…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство
Словарь настроений
В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.
|
|
|
|
Словарь терминов.
Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.
Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.
Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.
Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.
ГИПЕРБОЛА (от греч. - преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.
Жанр – тип художественного произведения.
Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.
Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
Поэзия – словесное художественное творчество.
Проза – не стихотворная речь.
Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)
Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.
Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.
ТРОПЫ (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
ЭЛЕГИЯ (от греч. - жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.
Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.
Средства выразительности речи
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 5-6 классов
Примерный план анализа стихотворения для 5-6 класса
- Выразительное чтение стихотворения( учитель)
- Эмоциональное восприятие текста
- Словесное рисование( пейзажная лирика.)
- Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.
- Определение темы стихотворения, основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Собственное отношение к прочитанному.
Примерный план сочинения-анализа лирического произведения.
- Название стиотворения и его автор. Ведущая тема. 9 О чем стихотворение?) Основная мысль. ( Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
- Какую картину рисует в своем стихотворении? ( опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)
Настроение, чувства, передаваемые автором.Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
- Главные образы стихотворения. Выразительные средства ( эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.
- Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Речевые клише
Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Автора пронизывает чувство…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство
Словарь настроений
В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.
|
|
|
|
Словарь терминов.
Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.
Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.
Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.
Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.
ГИПЕРБОЛА (от греч. - преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.
Жанр – тип художественного произведения.
Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.
Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
Поэзия – словесное художественное творчество.
Проза – не стихотворная речь.
Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)
Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.
Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.
ТРОПЫ (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
ЭЛЕГИЯ (от греч. - жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.
Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.
Средства выразительности речи
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При составлении таблицы использованы источники: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)
Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...
Программа спецкурса по литературе. Анализ лирического произведения. 11 класс
Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественно...
Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...
Пути анализа лирического произведения в 5-6 классах
Статья содержит два пути анализа лирического произведения на уроках литературы в 5-6 класса (композиционный и образный)...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....
Элективный курс "Анализ лирического произведения" 10 класс
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 10 класса. В основе данной программы лежит программа под реда...
Элективный курс "Анализ лирического произведения"11 класс
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 11 класса, составляет 35 часов в год. В основе данной программы лежит программа под редакцией Н.А.Влади...