Элективный курс "Анализ лирического произведения" 10 класс
элективный курс по литературе (10 класс)
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 10 класса. В основе данной программы лежит программа под редакцией Н.А.Владимировой «Анализ лирического произведения».
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литературы и культуры.
Актуальность: уметь анализировать лирическое произведение – одно из самых основных требований программы по литературе. Необходимые навыки формируются у учащихся в течение ряда лет, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся, как правило, отсутствует. Таким образом, целесообразно вести элективный курс «Анализ лирического произведения» для учащихся классов с углубленным изучением литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_analiz_liricheskogo_proizvedeniya_10_klass.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 10 класса, составляет 34 часа в год. В основе данной программы лежит программа под редакцией Н.А.Владимировой «Анализ лирического произведения».
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литературы и культуры.
Актуальность: уметь анализировать лирическое произведение – одно из самых основных требований программы по литературе. Необходимые навыки формируются у учащихся в течение ряда лет, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся, как правило, отсутствует. Таким образом, целесообразно вести элективный курс «Анализ лирического произведения» для учащихся классов с углубленным изучением литературы.
Цель элективного курса – это воспитание нравственной и творческой личности, становление гражданских качеств ученика в процессе усвоения основных методов культуры.
Задачи курса:
- рассмотреть поэзию как великое чудо, способное выразить свое время, воздействовать на сердце, ум, душу читателя;
- выяснить, почему поэтическое произведение заставляет испытывать особые чувства эстетического удовольствия;
-обеспечить углубленное и многостороннее изучение художественной литературы старшеклассниками;
- совершенствовать умение учащихся обобщать и сопоставлять литературные явления и факты;
- развивать у учащихся способность контекстуального рассмотрения литературных явлений;
- создать условия для индивидуализации личности, развития творческих способностей;
- способствовать эффективной подготовке учащихся к самоопределению, самовыражению.
Элективный курс в 10 классе строится на историко-литературной основе с актуализацией знаний по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке, полученных на предыдущих этапах обучения. При изучении произведения акцентируется внимание на исследовательской, самостоятельной работе школьников, их творческой деятельности. Учащиеся к десятому классу имеют представление о литературе как процессе, умеют анализировать лирические произведения разных жанров, владеют теоретико–литературным материалом. Важной задачей на данном этапе обучения является систематизация, обобщение и осмысление нравственного опыта и теоретико-литературных знаний школьников.
Отбор материала подчинен нескольким основным условиям литературного образования, формирования самостоятельности мышления и развития интеллектуальной сферы личности:
- соответствие изучаемых произведений возрастным особенностям школьников, доступности их восприятию;
- чтение и анализ лирических произведений 19 века;
- сравнительный анализ произведений 19 века и рассмотрение литературных традиций;
- чтение и анализ литературно-критических материалов;
- знакомство учащихся с основными особенностями общественно-культурной жизни России.
Обращение к теоретико-литературным понятиям необходимо для анализа лирических произведений с эстетической точки зрения. Это помогает перейти от эмоционального восприятия образа к литературоведческому анализу.
Предлагаемые в рабочей программе творческие задания направлены на развитие творческих способностей школьников. Они разнообразны по жанрам (эссе, рецензия, анализ лирического произведения, отзыв) и тематике. Учащиеся могут выбирать те из них, которые соответствуют их интересам и уровню подготовки.
При изучении элективного курса уделяется внимание не только количеству изучаемого материала, но и полноте, и глубине его комплексного освоения.
Программа элективного курса предполагает использование фронтальной, парной, групповой и индивидуальной форм работы. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учащихся. В ходе парной и групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание необходимой помощи со стороны педагога позволяет, не уменьшая активности обучающихся, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- активные и интерактивные методы обучения;
- исследовательская технология обучения;
- технология развития критического мышления;
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, презентации, таблицы), практического показа способа деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний: слушают, смотрят, читают, запоминают). - частично – поисковый метод (организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности). - исследовательский (организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Метод организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании). - репродуктивный (способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции). - метод мозгового штурма (оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания). - метод аквариума (ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе). - метод дискуссии (выявление существующего многообразия точек зрения на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Дает импульс проблемному обучению. В процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления).
Обучение основывается на педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода;
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения учебного материала;
- систематичности, последовательности, преемственности обучения.
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» представляет планирование и методические разработки занятий элективного курса для учащихся 10 класса.
Способность к эстетическому восприятию произведений искусства надо постоянно развивать. Для этого нужно овладеть законами художественного творчества. В поэзии много специфических элементов: ритмическая организация, рифма, изобразительные средства. Уметь читать – значит тонко чувствовать всю красоту художественного произведения, его идейное своеобразие и художественную форму.
Формы и методы работы:
|
|
Результат освоения курса: данный курс способствует формированию нравственных, гуманистических ценностей, расширяет кругозор учащихся, развивает их речь. Данная программа заключает в себе возможности для всестороннего развития личности учащихся.
Принципы построения рабочей программы
Основой построения рабочей программы являются принципы:
- доступности в отборе литературного и литературно-критического материала;
- сопряженности программы курса по выбору с основной программой по литературе как учебной дисциплине;
- эстетизма;
- единства литературного и речевого развития;
- модульности.
Расширенные аннотации к темам призваны: сориентировать преподавателя в вопросах, основных понятиях, усвоение которых учащимися на занятиях обязательно; предложить один из возможных вариантов рассмотрения темы.
Самые общие методические комментарии к занятиям вынесены в тематический план программы и составлены с учетом современных требований к воспитанию и образованию.
Учащиеся должны знать:
- о диалоге современной литературы с литературой минувших эпох как феномене культуры;
- о различных видах межтекстовых художественных взаимодействий;
- о художественной интерпретации классических произведений как избирательном, творческом овладении чужим текстом;
- важнейшие теоретико – литературные понятия, являющиеся базовыми для анализа и интерпретации лирического произведения;
- реминисцентные истории некоторых произведений русской и зарубежной классики.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и интерпретировать художественные произведения в контексте литературных явлений и фактов;
- соотносить классическое произведение с его художественной интерпретацией и прослеживать логику развития сюжета, конфликта, образов, в новых обстоятельствах;
- выявлять в произведениях русских и зарубежных классиков конкретно – историческое и общечеловеческое содержание;
- создавать собственные речевые высказывания разных жанров и стилей на основе исходного текста, используя различные приемы творческой интерпретации чужого текста.
Содержание программы элективного курса
- Введение. Специфика поэзии (1 ч).
Специфика поэзии.
План анализа лирического произведения.
- Художественный образ (2 ч).
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мой демон».
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я жить хочу, хочу печали».
- Мастерская слова. Тропы (6 ч).
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кинжал».
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ребенка милого рожденье».
Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Сон».
Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Таинственный посетитель».
Анализ басен И.А.Крылова. Анализ стихотворений поэтов 19 века.
- Лексика (1 ч).
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».
5 . Стилистические фигуры (5 ч)
Риторические фигуры. Эпистрофа. Роль риторических фигур в поэтическом тексте.
Стилистические фигуры. Оксюморон. Антитеза. Анаколуф.
Стилистические фигуры. Бессоюзие. Многосоюзие.
Роль стилистических фигур в поэтическом тексте.
Анализ стихотворений поэтов 19 века.
7. Системы стихосложения (2 ч).
Системы стихосложения. Дольник. Верлибр. Тонический стих.
Системы стихосложения.
Фигурные стихи. 8. Архитектоника (2 ч).
Строфа. Одическая строфа. Венок сонетов.
9. Рифма (1 ч).
Внутренняя рифма. Тавтологическая рифма.
10. Звукопись (1 ч).
Звукопись. Роль аллитерации и ассонанса в поэтическом произведении.
11. Основные виды лирики (1 ч).
Основные виды лирики.
12. Идея лирического произведения (2 ч).
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И.Тютчева «Слезы людские, о слезы людские…»
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Я.П.Полонского «Узница».
13. Композиция лирического произведения (2 ч).
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.К.Толстого «В стране лучей, незримой нашим взорам…»
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…»
14. Контрольные работы (2 ч).
Восприятие, истолкование, оценка предложенных стихотворений.
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…»
15. Защита исследовательских работ (6 ч).
Учебно-тематический план
№ пп | Разделы программы | Темы и формы текущего и итогового контроля | Кол-во часов |
1 | Введение. Специфика поэзии. | Создание презентации | 1 |
2 | Художественный образ | 2 | |
3 | Тропы | 6 | |
4 | Лексика | Контрольная работа Защита исследовательских работ | 1 |
5 | Стилистические фигуры | 5 | |
6 | Системы стихосложения | Создание презентации | 2 |
7 | Архитектоника | 2 | |
8 | Рифма | 1 | |
9 | Звукопись | 1 | |
10 | Основные виды лирики | Контрольная работа Защита исследовательских работ | 2 |
11 | Идея лирического произведения | 2 | |
12 | Композиция лирического произведения | 2 | |
13 | Контрольные работы | 2 | |
14 | Защита исследовательских работ | 6 | |
Итого: | 35 |
Виды итогового контроля освоения программы
- Контрольные работы - тест - 1 час.
- Контрольные работы «Анализ лирического произведения» - 1 час.
- Защита исследовательских работ - 5 часов.
Система оценивания и контроля: создание групповых проектов, подготовка сообщений, взаимоконтроль, самоконтроль, презентация, рефлексия и самооценка, создание собственных текстов и высказываний. Критерии оценивания соответствуют образовательным стандартам.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности и формы организации учебных занятий | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
1 | Введение. Специфика поэзии. | Специфика поэзии. План анализа лирического произведения. Основные требования к анализу лирического произведения. | Лекция с элементами беседы Конспектирование. | 1 | 1 | 4.10 | |
2 | Художественный образ. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мой демон». | Особенности художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Мой демон» | Исследовательская деятельность. Парная работа. Беседа. | 1 | 1 | 11.10 | |
3 | Художественный образ. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я жить хочу, хочу печали» | Особенности художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Я жить хочу, хочу печали». | Исследовательская деятельность. Групповая работа. | 1 | 1 | 18.10 | |
4 | Тропы. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кинжал» Художественный образ. Мастерская слова. | Лекция «Тропы. Эпитет в поэтическом тексте». Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кинжал». Особенности художественного образа в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Кинжал». | Лекция с элементами беседы Мастерская слова. Парная работа. Исследовательская деятельность. | 1 | 0,5 | 0,5 | 25.10 |
5 | Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ребенка милого рожденье». Художественный образ. Тропы (продолжение). | Лекция «Тропы. Сравнение. Уподобление в поэтическом тексте» Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ребенка милого рожденье». | Лекция с элементами беседы Мастерская слова. Исследовательская деятельность. Индивидуальная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Мастерская слова. Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Сон». Тропы (продолжение). | Лекция «Метафора, метонимия в поэтическом тексте» Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Сон». Роль метафоры в стихотворении В.А.Жуковского. | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Индивидуальная работа. Интерпретация произведения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Мастерская слова. Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Таинственный посетитель». Тропы (продолжение). | Лекция «Тропы. Перифраз. Синекдоха» Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Таинственный посетитель». Роль синекдохи в стихотворении В.А.Жуковского. | Лекция с элементами беседы. Исследовательская работа. Создание презентации. Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Мастерская слова. Анализ басен И.А.Крылова. | Лекция « Ирония. Сарказм. Каламбур. Символ. Аллегория». Мастерская слова Анализ басен И.А.Крылова. Роль аллегории в баснях. | Лекция с элементами беседы. Метод «Мозговой штурм». Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция «Гипербола. Литота. Аллюзия. Алогизм в поэтическом тексте». Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Роль алогизмов и аллюзий в стихотворениях поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Дискуссия. Фронтальная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Лексика. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». | Лекция «Лексика. Антонимы. Архаизмы в поэтическом тексте» Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.С.Пушкина «Пророк». Роль архаизмов в раскрытии авторского замысла в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк». | Лекция с элементами беседы. Групповая исследовательская работа по предложенному плану. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | Лекция «Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора. Градация. Параллелизм. Эллипс. Роль стилистических фигур в раскрытии авторского замысла». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы Сопоставительный анализ. Индивидуальная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | Лекция «Риторические фигуры. Эпистрофа. Роль риторических фигур в поэтическом тексте». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Создание презентации. Парная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры | Лекция « Стилистические фигуры. Оксюморон. Антитеза. Анаколуф». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с индивидуальными заданиями. Мастерская слова. Метод аквариума. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | «Лекция Стилистические фигуры. Бессоюзие. Многосоюзие. Роль стилистических фигур в поэтическом тексте» Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с индивидуальными заданиями. Метод круглого стола. Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Контрольная работа. | Восприятие, истолкование, оценка предложенных стихотворений | Индивидуальная работа. | 1 | 1 | ||
16 | Мастерская слова. Анализ стихотворений поэтов 19 века. Стилистические фигуры. | Лекция «Стилистические фигуры». Анализ стихотворений поэтов 19 века. | Лекция с элементами беседы. Метод просеивания идей. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Защита исследовательских работ. | Исследовательские проекты учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | ||
18 | Защита исследовательских работ. | Исследовательские проекты учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | ||
19 | Защита исследовательских работ. | Исследовательские проекты учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | ||
20 | Системы стихосложения. | Лекция «Системы стихосложения. Дольник. Верлибр. Тонический стих». | Лекция с элементами анализа. | 1 | 1 | ||
21 | Системы стихосложения. Архитектоника. | Лекция «Системы стихосложения.. Фигурные стихи». Одическая строфа. | Лекция с элементами анализа. Индивидуальная работа | 1 | 1 | ||
22 | Архитектоника. | Лекция «Венок сонетов». | Лекция с элементами анализа. Групповая работа. | 1 | 1 | ||
23 | Рифма. Белый стих. | Лекция «Внутренняя рифма. Тавтологическая рифма». | Лекция с элементами анализа. Исследовательская мастерская. Парная работа. Создание презентации. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Звукопись. Аллитерация. Ассонанс. | Лекция «Звукопись. Роль аллитерации и ассонанса в поэтическом произведении». | Лекция с элементами анализа. Исследовательская мастерская. Парная работа. | 1 | 1 | ||
25 | Основные виды лирики. | Лекция «Основные виды лирики». | Лекция с элементами анализа. Групповая работа. | 1 | 1 | ||
26 | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И.Тютчева «Слезы людские, о слезы людские…» | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И.Тютчева «Слезы людские, о слезы людские…» Образ лирического героя. | Исследовательская работа. Мозговой штурм. Групповая работа. | 1 | 1 | ||
27 | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Я.П.Полонского «Узница». | Идея лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Я.П.Полонского «Узница». Основная идея произведения. Образ лирического героя. | Метод аквариума. Парная работа. | 1 | 1 | ||
28 | Композиция лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.К.Толстого «В стране лучей, незримой нашим взорам…» | Композиция лирического произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.К.Толстого «В стране лучей, незримой нашим взорам…» Роль композиции в раскрытии авторского замысла. | Метод круглого стола Групповая работа. | 1 | 1 | ||
29 | Композиция лирического Произведения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» | Анализ стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…» Особенности композиции стихотворения А.А.Фета. | Мозговой штурм. Парная работа. | 1 | 1 | ||
30 | Контрольная работа Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…» | Анализ стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…». | Круглый стол Групповая работа | 1 | 1 | ||
31 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | ||
32 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | ||
33 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | ||
34 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 | ||
35 | Защита исследовательских работ. | Защита индивидуальных исследовательских работ учащихся. | Дискуссия. | 1 | 1 |
Литература для учителя
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000.
3.Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение: Учебное пособие. -
М. : Высшая школа, 2005 . – 203 с.
4.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.: Учебник для 10-11кл.общеобразовательных учреждений./А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.- 10-е изд. – М.:Просвещение, 2005. – 350 с.
5.Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004, - 192 с.
6.Злобина Т.А. Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать. – М.: Вербум -М , 2004 . – 141 с.
7.Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 классов – М.: Дрофа, 2003. – 320с.
8.Львова С.И. Уроки словесности. -5-9 классы. –М.:Дрофа, 2000, - 416 с.
9.Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000. – 224 с.
10. Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших классах. – Волгоград, Учитель- АСТ, 2002, - 112 с.
11.Шапошникова В.В. «И всей души моей излучины…». Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. М.: Московский Лицей, 2001. – 131 с.
12.Шапошникова В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературном анализу для старших классов. М.: Московский Лицей, 2002, - 166 с.
Литература для учащихся
- К.М.Азарова. Текст. Пособие по русской литературе 19 века. В 2-х частях. Москва. «Прометей», 2010 г.
- М.А.Аристова. Русский язык. Справочник для школьников. Москва. «Экзамен», 2008 г.
- О.А.Лукьянченко. Устный экзамен по литературе. 11 класс. Ростов – на –Дону. «Феникс», 2007 г.
Интернет - ресурсы
1. Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)
2. «Питерская школа» (http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79).
3. Мир слова русского (http://www.rusword.com.ua).
4. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm).
5. Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы. http://www.klassika.ru/
6. Артикул. Электронная поэтическая библиотека русской и зарубежной поэзии, Проза поэтов, статьи, заметки, эссе. Избранные статьи литературоведов. http://www.ipmce.su/~igor/
7. Библиотека Максима Мошкова. http://lib.ru/
8. Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале». http://litera.edu.ru/
9. Биографии великих русских писателей и поэтов. http://writerstob.narod.ru/
10. Друзья и партнеры: Русская литература. Двуязычный информационно-поисковый сайт по русской литературе XIX—XX вв.
http://www.fplib.org/literature/
11. Библиотека. http://www.azbuk.net/school/
12. Русофил. Методика. http://www.russofile.ru/strategy/
13. Русофил – Русская филология. http://www.russofile.ru/
14. Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. http://www.magister.msk.ru/library/pushkin/pushkin.htm
15. Методико-литературный Интернет-сайт. http://www.mlis.ru
16. Виртуальное методическое объединение учителей литературы. http://www.edu.nsu.ru/vmrus/
17. Материалы к урокам по русской литературе. http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=2449
18. Сочинение по литературе как модель исследования: дистанционный курс. http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html
19. «Летопись личных и творческих взаимоотношений В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова». http://ppf.asf.ru/letop.html
20. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». http://www.vehi.net
21.Тамбовщина – родина Е.А. Баратынского. http://www.tstu.ru/koi/kultur/literary/borat/titul.htm
22. Сетевая словесность. http://www.litera.ru/slova
23. Новое литературное обозрение. http://nlo.magazine.ru/
24. Литература: лента времени. http://time.good.ru/
25. Русский переплет: литературный журнал. http://www.pereplet.ru/
26. Журнальный зал: электронная библиотека современных литературных журналов России. http://magazines.russ.ru
Материально- техническое обеспечение:
проектор, экран, сканер, принтер, компьютер с доступом в Интернет.
Критерии оценивания презентации
Структура презентации (20 баллов) | Титульный лист, название, авторское право | 1 - 5 | |
Содержание разделов выдержано в логической последовательности | 1 - 5 | ||
Понятная навигация | 1 - 5 | ||
Указаны информационные ресурсы | 1 - 5 | ||
Оформление презентации (40 баллов) | Единый стиль оформления | 1 - 5 | |
Оформление не отвлекает от содержания | 1 - 5 | ||
Выполнено акцентирование наиболее значимой информации | 1 - 5 | ||
Использование для вставки статических объектов | 1 - 5 | ||
Использование для вставки динамических объектов | 1 - 5 | ||
Рациональное использование анимационных эффектов | 1 - 5 | ||
Вставка объектов Excel (таблиц, диаграмм, графиков) | 1 - 5 | ||
Отсутствие грамматических ошибок | 1 - 5 | ||
Содержание презентации (20 баллов) | Определены вопросы для исследования | 1 - 3 | |
Сформулированы гипотезы в качестве предварительных ответов | 1 - 3 | ||
Указаны методы и план проведения исследования | 1 - 4 | ||
Полученные в ходе проведенных исследований данные, подтверждены практически или документально | 1 - 5 | ||
Подведены итоги и сделаны выводы | 1 - 5 | ||
Итог |
Сочинение (итоговое) оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объёма своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Приложения
Приложение №1
Перечень ключевых слов
Жанр
Тема
Идея
Лирический герой
Проблема
Конфликт
Пафос
Композиция
Художественный образ
Деталь художественная
Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, оксюморон, аллегория.
Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие.
Метрика: ямб, хоре, дактиль, амфибрахий, анапест, логаэд, дольник, тактовик, пиррихий, спондей, паузы.
Рифма
Строфика: дистих, терцет, катрен ,секстина, октава,.триолет,рондо, сонет, онегинская строфа.
Фоника: звукопись, ассонанс, аллитерация, эвфония.
Интонация
Темп
Затекст
Реминисценция
Аллюзия
Ассоциация
Приложение №2
Алгоритм анализа стихотворения
^ 1.Определение жанра.
Тематический принцип ( любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика)
Или
Определить природу поэтического высказывания:
А) чистая лирика (прямой разговор о чувствах)
Б) лирика мысли (лирические размышления , прямое высказывание)
В) ролевая лирика ( переживания персонажа, который сам говорит о себе)
Г) описательная лирика (показ конкретной картины)
Д) повествовательная (передача событий, вызвавших переживание)
^ 2.Выявление лирического сюжета.
3.Обозначение темы.
4.Определение идеи.
5.Истолкование названия.
6.Анализ композиции.
Возможные композиционные части: кульминация, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или содержащие прямое высказывание.
Композиция может быть кольцевой, может строиться на контрасте или антитезе ( резкое противопоставление явлений)
^ 7.Характеристика образов.
Истолкования требуют :
- образ лирического героя ;
- аллегорические образы ( другие лица, явления, предметы)
- символические образы;
- предметный мир.
^ 8.Характеристика лирического героя.
Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении.
9.Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание.
10.Выявление организации поэтической речи.
- размер (ямб, хорей ,дактиль, амфибрахий, анапест)
- ритм (пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма)
^ Паузы:
- цезура, которая делит стих;
- пауза, которая фиксирует конец стихотворной строки.
Рифма :
- мужская открытая (дана – окружена), мужская закрытая (убегал – скал), женская (могила – изменила ), дактилическая (палубе – жалобе), гипердактилическая ( палевая- отчаливая)
- точная (убого – строго), неточная (милый – силой)
Рифма может быть оценена как
- банальная (розы – морозы)
- оригинальная ( гитары – Гюльнары)
- неожиданная (треф – лев)
- эффективная (Бокль – бинокль)
^ 11.Анализ строфики
Каждая строфа – группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом).Различают строфы по количеству строк и способу рифмовки : двустишие (дистих, александрийский стих), трехстишие (терцет, терцина), четверостишие (катрен), шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие ( нона),десятистишие ( децима,одическая строфа).
Повторяющиеся сочетания различных строф в стихотворении создают сложные строфы.
Триолет – восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце, а первый еще раз как четвертый.
^ Рондо – состоит из двух пятистиший и трехстишия между ними.
Сонет – состоит из 14 стихов, разделенных на два катрена и два терцета.
Онегинская строфа – 14-стишие. Три четверостишия с перекрестной. Парной и кольцевой рифмовкой и завершающее двустишие.
Рифмовка – комбинация рифм. В катренах: парная (смежная), перекрестная, кольцевая.
^ 12.Анализ языка. Лексика.
Специальные изобразительные средства:
Эпитеты - художественные определения.
- постоянные ( добрый молодец. Дальний путь)
- изобразительные (лазурная высь, шелковый узор)
- лирические ( пустынный уголок, прощальный свет)
- сложные ( светло-пушистая снежинка)
- метафорическая (снежинка смелая, туманящий сон)
Сравнения – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, словно, подобно. Их роль :
- рисуют внешний облик героя.
- передают характер героя.
- создают картину или вызывают впечатление.
- передают авторскую оценку.
- передают настроение.
- создают яркий образ.
Сравнение может быть прямым, отрицательным, развернутым.
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует ( день догорел)
Олицетворение – уподобление неживого живому. (неслышно подползает сон)
Метонимия – переносное значение на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении (три тарелки съел)
Синекдоха (разновидность метонимии)- переносное значение на основе количественной связи, сближения части и целого, использование единственного числа вместо множественного и ,наоборот, целого вместо части. ( все флаги будут к нам)
Перифраз – употребление описательного выражения вместо названия или имени ( забав и роскоши дитя (Онегин))
Гипербола – художественное преувеличение (в сто сорок солнц закат пылал)
^ Литота – художественное преуменьшение ( сам с ноготок)
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение ( живой труп)
Аллегория – иносказание. Перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных.
^ Ирония – скрытая насмешка.
Овеществление – уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам (гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.)
^ 13.Анализ языка. Синтаксис.
Специальные синтаксические средства – фигуры.
Повторения отдельных слов или выражений:
- анафора-единоначатие.
- эпифора - повторение слов и выражений в конце строки или строфы.
- стык – повторение в конце одного стиха и в начале следующего.
- рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.
Параллелизм – развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях:
А месяц будет плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Перенос – несовпадение стиховой паузы со смысловой и грамматической, разделение грамматического предложения стихом:
Никто мне не скажет : Куда ты
Поехал, куда загадал?
Инверсия – необычный порядок слов:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
Умолчание – пропуск слов или словосочетаний.
Мои мечты…они чисты,
А ты, убийца дальний, кто ты?
^ Риторические фигуры помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении:
-риторический вопрос.
-риторическое обращение.
- риторическое восклицание.
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости. ( Не жалею, не зову, не плачу)
Антитеза – противопоставление ( Черный вечер, белый снег)
Сопоставление противоположностей (Я царь, я раб, я червь, я бог)
Инвектива – резкое обвинение ( надменные потомки)
Панегирик – восхваление.
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов ( Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари)
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее.
^ 14. Анализ фонетического строя языка.
Звукопись – специальный набор созвучных гласных или согласных, создающих или усиливающих впечатление.
Аллитерация – повторение согласных звуков ( Пора. Перо покоя просит.)
Ассонанс – повторение гласных звуков (Стало в комнате темно Заслоняет слон окно)
Анафора – единоначатие.
Звукоподражание – прямое и непрямое , т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками. (чуть слышно, бесшумно шуршат камыши)
Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи. ( леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.)
Приложение №3
Анализ лирического стихотворения
I. «Выходные данные».
- Автор, название, время появления, история
создания, место в творчестве автора, кому
посвящено и т.п. - Сведения о литературной ситуации: как приняли
стихотворения, какие существовали в поэзии
течения и направления, к кому был близок автор.
II. Структура образов и развитие конфликта.
1.Тема и идея произведения.
2.Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).
3. Система художественных образов стихотворения.
Прямая или опосредованная их соотнесенность с
жизнью человека и его чувствами.
III. Основные особенности поэтического языка.
- Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора,
метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор,
инверсия и проч.), - языковой поуровневый анализ.
1)Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация, звукопись).
2)Поэтическая лексика( синонимы, антонимы,архаизмы, неологизмы и т.п.).
3)Использование явлений морфологии и синтаксиса.
- Ритм. Стихотворный размер (ямб, хорей, амфибрахий,
анапест, дактиль). Рифма (мужская, женская,
дактилическая). - Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн,
романс, элегия, послание.-..). - Черты лирического героя.
- Мое восприятие произведения.
Приложение №4
План анализа лирического произведения
I В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной куль туры?
Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает?
Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?
^ II
1. Имеет ли стихотворение название?
Что в нем отражено?
Кто адресат посвящения (если оно есть)?
В чем смысл посвящения?
2. Как построено стихотворение?
Если оно делится на строфы, то сколько их?
Каковы они по форме?
Как связаны между собой?
3. Как звучит начало стихотворения?
Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?
Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние?
Что с ним происходит?
С помощью каких художественных средств это изображено?
4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?
Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.?
Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?
Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?
Какие ассоциации возникают? Почему?
Как они углубляют восприятие?
Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации?
Какими художественными средствами это изображено?
5. Каков итог лирического высказывания?
Находит ли лирический конфликт свое разрешение?
Какими поэтическими средствами это выражено?
Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
III
Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения?
В чём традиционность, а в чём новаторство его манеры?
Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?
Приложение №5
Диалог с любителями поэзии.
Отвечаем на вопросы, размышляем, соглашаемся, спорим, исследуем, экспериментируем, творим…
* «Вчитайтесь, вслушайтесь, вдумайтесь в каждое слово...»;
* «Давайте вместе прочитаем...»;
* «Прочитайте эти строчки медленно, вдумчиво...»;
* «Перечитайте еще раз это маленькое стихотворение»;
* «Оцените точность и смысловую нагруженность эпитетов...»;
* «Проверьте: прочитайте эту строчку по-другому...»;
* «Сравните эти эпитеты с теми, которые...»;
* «Задумывались ли вы, почему все эти слова...»;
* «Вчитайтесь в первую строфу, чтобы...»;
* «Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты»;
* «Догадались ли вы...»;
* «Попробуйте произвести небольшой эксперимент»;
* «Вспомните, как...»;
* «Подумайте, как построено это стихотворение, всмотритесь в его синтаксис – он откроет
вам секрет его выразительности, его поэтической интонации…
* «Попробуйте сами определить...»;
*«Поищите, угадайте слово, в которое поэт вложил так много себя, свою судьбу»
* «Пристальнее вглядимся и вдумаемся в образный строй этого стихотворения, в его язык, чтобы понять, почему...».
* «Попробуйте восстановить эпитет к слову…»
* «Как бы вы стали читать стихи друзьям? Попробуйте — и послушайте, как они звучат...»;
* «Почему это стихотворение читается на одном дыхании?»;
* «Согласны ли вы, что внимание к построению предложений, значению слов, к форме помогает по-настоящему оценить поэтическое мастерство?»;
* «Какая строчка самая важная? Как она выделена?»;
* «Какими словами вы описали бы...»;
* «Какие еще слова и выражения остановили ваше внимание?»;
* «Задумывались ли вы, почему...»;
* «Какие зрительные образы рождает это слово в вашем воображении? Какие передает ощущения? Можно ли найти для этого контекста другое слово — такое же точное и насыщенное по смыслу, по значению?»
Приложение №6
Одно-единственное слово из словаря эпитетов
ВЗГЛЯД
^ 1. Выражение глаз, устремленность зрения.
О продолжительности. Беглый, быстрый, длинный, долгий, затяжной, короткий, мгновенный, мимолетный, молниеносный, неторопливый, спешный, стремительный, тягучий.
^ О свойстве, характере, выражении об опосредованной передаче чувства настроения, состояния.Бархатный, бегающий, бездонный, безжизненный, безмолвный, бешеный, блеклый, блестящий, буравящий, влажный, внимательный, водянистый, воспаленный, всевидящий, всепроникающий, выцветший, вялый, гипнотический, глубокий, говорящий, горячий, горящий (устар. поэт.), жадный, жаждущий, жалящий, жаркий, жгучий, жесткий, живой, зажигательный, заспанный, застывший, затаенный, затуманенный, значащий, значительный, зоркий, избегающий, искрометный (устар. поэт.), испепеляющий, исподлобный, ищущий, клейкий, колючий, колющий, косой, красноречивый, легкий, ледяной, лихорадочный, лучистый, масленый, матовый, мертвенный, мертвый, мерцающий, многоговорящий, многозначительный, многообещающий, молодцеватый, молчаливый, мрачный, мутный, мягкий, наблюдательный, напряженный, настойчивый, настороженный, насупленный, небрежный, невидящий, немой, немигающий, неморгающий, неотрывный, неотступный, неподвижный, непроницаемый, огнемечущий, огненный, огневой (устар.), одичалый, оживленный, оловянный, опустошенный, опытный, осмысленный, осоловелый, остекленевший, осторожный, острый, остылый, открытый, отсутствующий, отуманенный, отчужденный, охмелелый, оценивающий, оцепенелый, пасмурный, погасший, посоловелый (просторен.), потухший, пристальный, присупленный (просторен.), прищуренный, пронзающий, пронзительный, пронизывающий, проникновенный, проницательный, профессиональный, прямой, пустой, пытливый, расплывчатый, рассеянный, режущий, ровный, сверкающий, сверлящий, светлый, свинцовый, сдержанный, сияющий, случайный, смирный, смутный, собранный, сонный, сосредоточенный, спокойный, стальной, стариковский, старческий, стеклянный, сторожкий (просторен.), странный, страшный, стремительный, студенистый, сумрачный, схватчивый, твердый, тихий, туманный, тупой, тусклый, тяжелый, узкий, упорный, упрямый, хмурый, холодный, цепкий, чистый, чудесный, чудный, чужой, шальной, энергичный, ясный.
^ О прямом выражении конкретного чувства, настроения, состояния. Апатичный, безжалостный, безмятежный, безразличный, безучастный, беспечный, беспокойный, беспомощный, беспощадный, бессмысленный, бесстрастный, бесстыдный, бешеный, благодарный, благосклонный, блаженный, боязливый, боязный(просторен.), вдумчивый, величественный, веселый, виноватый, вкрадчивый, властный, влюбленный, вопросительный, вопрошающий, восторженный, восхищенный, враждебный, выжидательный, вызывающий, выразительный, высокомерный, гневный, гордый, горестный, грозный, грустный, дерзкий, добрый, доверительный, доверчивый, дружелюбный, дружеский, жалостливый, жестокий, жуткий, завистливый, загадочный, заговорщицкий, задорный, задумчивый, заинтересованный, заискивающий, злобный, зловещий, злой, игривый, изумленный, изучающий, инквизиторский, иронический, испуганный, испытующий, испытывающий, кокетливый, кроткий, ласкающий, ласковый, ленивый, ликующий, лукавый, любовный, любопытный, любопытствующий, любящий, манящий, мечтательный, молящий, меланхолический, наглый, наивный, насмешливый, нахальный, нахмуренный, невеселый, невинный, негодующий, недобрый, недоверчивый, недовольный, недоумевающий, недоуменный, недружелюбный, нежный, нелюбезный, ненавидящий, ненасытный, неподкупный, непримиримый, неприязненный, нескромный, несмелый, нетерпеливый, ободряющий, одобрительный, ожидающий, озабоченный, озлобленный, озорной, оробелый, оскорбительный, оторопелый, печальный, плотоядный, плутовской, подбадривающий, победный, подозрительный, покорный, понимающий, понурый, похабный (просторен.), похотливый, почтительный, пошлый, презирающий, презрительный, пренебрежительный, приветливый, призывный, притворный, просительный, прощальный, прямодушный, пугливый, пылкий (устар. поэт.), равнодушный, радостный, разъяренный, растерянный, ревнивый, робкий, сентиментальный, сердечный, сердитый, скептический, скорбный, скучающий, сладострастный, смелый, смущенный, соболезнующий, сочувственный, сочувствующий, страдальческий, страстный, строгий, счастливый, сытый, теплый, томный, торжественный, торжествующий, тоскливый, тоскующий, требовательный, тревожный, трусливый, убийственный, уверенный, угодливый, угрожающий, угрюмый, удивленный, укоризненный, укорительный (устар.),улыбчивый, умиленный, умилительный, умный, умоляющий, умственный (шутл.), уничтожающий, успокаивающий, усталый, участливый, хитрый, хищный, чарующий, честный, ядовитый, яростный, ярый (устар.).
^ В сравнении с животными, птицами и др. Бараний, бычий, воловий, волчий, газелий, голубиный, змеиный, кошачий, орлиный, рыбий, рысий., собачий, соколиный, ястребиный.
* ^ Редкие эпитеты. Бесшабашный, взболтанный, думающий, дымный, животворный, задымленный, зеркальный, зыбкий, зыркающий, каменный, неломкий, солнечный, стрелоподобный, тяжеловесный, царапающий, щупающий.
2. Мнение, суждение, точка зрения.
Беглый, беспристрастный, благоприятный, верный, ветреный, взаимоисключающие (мн.),господствующий (обычно мн.), диалектический, допотопный (разг.), заплесневелый (разг.), здравый, идеализированный, консервативный, косный, крайний, критический, легкий, легкомысленный, ложный, мизантропический, наивный, научный, независимый, непредвзятый, непредубежденный, обветшалый, объективный, ограниченный, односторонний, определенный, отживший, отсталый, ошибочный, поверхностный, полярные (мн.), последовательный, правильный, предубежденный, прогрессивный, противный, противоположный, противоречивые (мн.), разноречивые (мн.),разумный, реальный, распространенный, революционный, серьезный, старомодный, строгий, субъективный, твердый, традиционный, трезвый, тупой, убежденный, узкий, умеренный (обычно мн.), упрощенный, устарелый, устоявшийся, чуждый, широкий, эволюционный, эклектичный, элементарный (устар.), ясный.
*Редкие эпитеты. Аскетический, держимордовский, ископаемый, сухой.
♦ Большевистский, буржуазный, демократический, идеалистический, коммунистический, марксистский, материалистический, пацифистский, позитивистский, политический, реалистический, философский, эволюционистский, эстетический и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)
Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...
Элективный курс для 11 класса
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...