урок по стихотворению А.С. Пушкина "Зимнее утро"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Дреева Галина Николаевна

Тема: А. С. Пушкин. «Зимнее утро».  Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.

Класс: 6

Учебник: Литература, 6класс. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина -М.: Просвещение, 2019.

Цели деятельности учителя: познакомить с текстом и с историей создания стихотворения; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста и анализа его художественных особенностей произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.

                  Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет удобную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_pushkin_zimnee_utro.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. С. Пушкин. «Зимнее утро».  Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.

Класс: 6

Учебник: Литература, 6класс. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина -М.: Просвещение, 2019.

Цели деятельности учителя: познакомить с текстом и с историей создания стихотворения; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста и анализа его художественных особенностей произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.

                  Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет удобную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

                                          Ход урока:

1. Организационный момент урока.

2. Этап мотивации учащихся.

Просмотр изображений зимних пейзажей.

- Любите ли вы, сибиряки, зиму?

3. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

-Как вы думаете, нравилась ли зима А.С. Пушкину? Сделайте вывод на основе предложенных текстов.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

В домах всё темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

-Чем похожи и чем отличаются искусство фотографии и поэтическое искусство?

4. Постановка цели и задач урока.

Конечно же, природа всегда являлась источником вдохновения для творчества. А. С. Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений, посвящённых природе, особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш урок.

- Скажите, хотелось бы вам узнать, каким увидел зимнее утро А. С. Пушкин?

- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

(Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста).

5. Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство с краткой историей написания стихотворения. (учитель) Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. В этот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была омрачена печалью и одиночеством. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро» стало приятной неожиданностью для критиков и друзей поэта.

Знакомство стихотворения с текстом в актерском исполнении.

Работа в парах по лексике (самостоятельно работают с текстом, затем устно представляют результат работы, сверяются с ответом, предложенным учителем, на слайде презентации)

      1).Нега («сомкнуты негой взоры»)- подбери однокоренные слова, в которых Г/Ж, постарайся определить лексическое значение слова.

  1. Аврора («навстречу северной Авроры») – обратись к дополнительному материалу в раздаточном материале, постарайся определить лексическое значение слова. Вспомни знания, полученные на уроках истории.
  2. Вечор («вечор, ты помнишь вьюга злилась)- если автор описывает сегодняшнее зимнее утро, то что такое «вечор»?
  3. Лежанка («приятно думать у лежанки»)- подбери однокоренные слова, постарайся определить лексическое значение слова.

  Работа над композицией стихотворения: работа с текстом, на слайде изображены, пронумерованные фотографии, которые нужно расположить в соответствующем порядке и озаглавить словами из стих-я (1. Мороз и солнце; день чудесный! 2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… 3. А нынче… погляди в окно… 4.Приятно думать у лежанки… 5. Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня!)

Работа в 5 группах (по количеству композиционных частей) по заполнению таблицы «Ключевые образы и средства создания образов», учащимся предлагается справочный материал «Изобразительно – выразительные средства». Обсуждение полученных наблюдений. Общая таблица на слайде.

Ключевой образ

Слова, характеризующие образ

Средства изобразительности

Красавица

Утро

Вьюга

Зимнее утро

Комната

Лирический герой

Герой и героиня

  - Каким настроением проникнуто стихотворение? Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

- Какой контраст, противопоставление использует автор?

Этот принцип противопоставления называется антитеза (запись в тетради примеров из стихотворения. Обсуждение).

6. Первичная проверка понимания.

 О чем же это стихотворение? (о единении человека и природы).  Зачитайте строки стихотворения, где, по-вашему, наблюдается единение человека и природы.

7.Первичное закрепление.

Выразительное чтение стихотворения учащимися с учётом полученных знаний. ( учащиеся дают комментарий)

8.Рефлексия. 

 - Что же хотел нам сказать А. С. Пушкин стихотворением «Зимнее утро»? (Идея стихотворения «Зимнее утро» заключена в том, что стоит унывать - жизнь продолжается, надо уметь наслаждаться жизнью и великолепием природы!)

- Скажите, удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?

Вернемся к фотографиям, с которыми работами в начале урока, выберите из них одну, которая, на ваш взгляд, в полной мере отражает настроение данного стихотворения.

9.Оценка урока. На магнитной доске окно - пейзаж зимнего утра. Выходя из класса, ученики должны прикрепить к доске листочки виде снежинок со словами, которые запишут на листочках, выразив своё отношение к теме урока (интересно и познавательно, не все получилось (указать что?)

10. Домашнее задание:

1.Выучить стихотворение наизусть.

2.Нарисовать иллюстрации к нему

           3. Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике -

сочинить собственное стихотворение на ту же тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока:               –   познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева–   выявить основн...

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Урок по стихотворению Никитина "Утро"

Разработка урока позволяет учителю познакомить детей с творчеством поэта Ивана Никитина....

Урок литературы "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»Цели урока:Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики...

Конспект урока развития речи "Описание картины Яблонской "Утро"

Подготовка к сочинению- описанию картины...