урок по стихотворению А.С. Пушкина "Зимнее утро"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Тема: А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Класс: 6
Учебник: Литература, 6класс. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина -М.: Просвещение, 2019.
Цели деятельности учителя: познакомить с текстом и с историей создания стихотворения; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста и анализа его художественных особенностей произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет удобную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_pushkin_zimnee_utro.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Класс: 6
Учебник: Литература, 6класс. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина -М.: Просвещение, 2019.
Цели деятельности учителя: познакомить с текстом и с историей создания стихотворения; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста и анализа его художественных особенностей произведения; воспитывать любовь к родной природе, к прекрасному.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет удобную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока:
1. Организационный момент урока.
2. Этап мотивации учащихся.
Просмотр изображений зимних пейзажей.
- Любите ли вы, сибиряки, зиму?
3. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
-Как вы думаете, нравилась ли зима А.С. Пушкину? Сделайте вывод на основе предложенных текстов.
Какая ночь! Мороз трескучий, В домах всё темно. У ворот | Вот ветер, тучи нагоняя, | Зима!.. Крестьянин, торжествуя, |
-Чем похожи и чем отличаются искусство фотографии и поэтическое искусство?
4. Постановка цели и задач урока.
Конечно же, природа всегда являлась источником вдохновения для творчества. А. С. Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений, посвящённых природе, особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш урок.
- Скажите, хотелось бы вам узнать, каким увидел зимнее утро А. С. Пушкин?
- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?
(Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста).
5. Первичное усвоение новых знаний.
Знакомство с краткой историей написания стихотворения. (учитель) Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. В этот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была омрачена печалью и одиночеством. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро» стало приятной неожиданностью для критиков и друзей поэта.
Знакомство стихотворения с текстом в актерском исполнении.
Работа в парах по лексике (самостоятельно работают с текстом, затем устно представляют результат работы, сверяются с ответом, предложенным учителем, на слайде презентации)
1).Нега («сомкнуты негой взоры»)- подбери однокоренные слова, в которых Г/Ж, постарайся определить лексическое значение слова.
- Аврора («навстречу северной Авроры») – обратись к дополнительному материалу в раздаточном материале, постарайся определить лексическое значение слова. Вспомни знания, полученные на уроках истории.
- Вечор («вечор, ты помнишь вьюга злилась)- если автор описывает сегодняшнее зимнее утро, то что такое «вечор»?
- Лежанка («приятно думать у лежанки»)- подбери однокоренные слова, постарайся определить лексическое значение слова.
Работа над композицией стихотворения: работа с текстом, на слайде изображены, пронумерованные фотографии, которые нужно расположить в соответствующем порядке и озаглавить словами из стих-я (1. Мороз и солнце; день чудесный! 2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… 3. А нынче… погляди в окно… 4.Приятно думать у лежанки… 5. Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня!)
Работа в 5 группах (по количеству композиционных частей) по заполнению таблицы «Ключевые образы и средства создания образов», учащимся предлагается справочный материал «Изобразительно – выразительные средства». Обсуждение полученных наблюдений. Общая таблица на слайде.
Ключевой образ | Слова, характеризующие образ | Средства изобразительности | |
Красавица | |||
Утро | |||
Вьюга | |||
Зимнее утро | |||
Комната | |||
Лирический герой | |||
Герой и героиня |
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?
- Какой контраст, противопоставление использует автор?
Этот принцип противопоставления называется антитеза (запись в тетради примеров из стихотворения. Обсуждение).
6. Первичная проверка понимания.
О чем же это стихотворение? (о единении человека и природы). Зачитайте строки стихотворения, где, по-вашему, наблюдается единение человека и природы.
7.Первичное закрепление.
Выразительное чтение стихотворения учащимися с учётом полученных знаний. ( учащиеся дают комментарий)
8.Рефлексия.
- Что же хотел нам сказать А. С. Пушкин стихотворением «Зимнее утро»? (Идея стихотворения «Зимнее утро» заключена в том, что стоит унывать - жизнь продолжается, надо уметь наслаждаться жизнью и великолепием природы!)
- Скажите, удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?
Вернемся к фотографиям, с которыми работами в начале урока, выберите из них одну, которая, на ваш взгляд, в полной мере отражает настроение данного стихотворения.
9.Оценка урока. На магнитной доске окно - пейзаж зимнего утра. Выходя из класса, ученики должны прикрепить к доске листочки виде снежинок со словами, которые запишут на листочках, выразив своё отношение к теме урока (интересно и познавательно, не все получилось (указать что?)
10. Домашнее задание:
1.Выучить стихотворение наизусть.
2.Нарисовать иллюстрации к нему
3. Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике -
сочинить собственное стихотворение на ту же тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"
Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....
Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/
Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева– выявить основн...
Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"
Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...
Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"
Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова как органической части развивающейся рус...
Урок по стихотворению Никитина "Утро"
Разработка урока позволяет учителю познакомить детей с творчеством поэта Ивана Никитина....
Урок литературы "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"
Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»Цели урока:Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики...
Конспект урока развития речи "Описание картины Яблонской "Утро"
Подготовка к сочинению- описанию картины...