Русский язык и литература
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)
Презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmeneniya_v_ege-2022_po_russkomu_yazyku.pdf | 1002.4 КБ |
rus-demo2022.pdf | 642.14 КБ |
56294.pptx | 248.51 КБ |
55132.pptx | 1.15 МБ |
53137.pptx | 1.27 МБ |
55289.pptx | 367.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : 1.Повторить орфоэпические нормы 2. Повторить написание Н и НН: 1)в отыменных прилагательных; 2)в отглагольных прилагательных и причастиях; 3) в наречиях на –о, -е; 4) в существительных.
Расставьте ударение Августовский, алкоголь, апостроф, аристократия, асимметрия, аф(е,ё)ра, баловать, баловник, бармен, банты, благовест, благоволить, бочковый, гастрономия, грушевый, дефис, диспансер, договор, досуг, дочерна, дремота, духовник, жалюзи, завидно, задолго, закупорить, звонит, знамение, иконопись, искра, каталог, катарсис, кашлянуть, квартал, кедровый, кинематография, коклюш, крапива, красивее, кухонный, ломота, ломоть, мельком, надолго, обеспечение, отчасти, премировать, столяр, танцовщица, торты, туфля, украинский, форзац, ходатайствовать, цыган, шприцы, щавель, шарфы.
проверка А вгустовский, алког о ль, апостр о ф, аристокр а тия, асимметр и я, аф е ра, балов а ть, баловн и к, б а рмен, б а нты, бл а говест, благовол и ть, б о чковый, гастрон о мия, гр у шевый, деф и с, диспанс е р, догов о р, дос у г, дочерн а , дрем о та, духовн и к, жалюз и , зав и дно, зад о лго, зак у порить, звон и т, зн а мение, и конопись, и скра, катал о г, к а тарсис, к а шлянуть, кварт а л, кедр о вый, кинематогр а фия, кокл ю ш, крап и ва, крас и вее, к у хонный, лом о та, лом о ть, м е льком, над о лго, обесп е чение, отч а сти, премиров а ть, стол я р, танц о вщица, т о рты, т у фля, укра и нский, ф о рзац, ход а тайствовать, цыг а н, шпр и цы, щав е ль, ш а рфы.
в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ -Н- и -НН-
Одна буква Н пишется: В суффиксах -ан- (-ян-) -ын- (-ин-) отыменных прилагательных: лед ян ой ← лёд песч ан ый ← песок серебр ян ый ← серебро комар ин ый ← комар Исключение: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый Примечание: В прилагательных типа солов ь иный, мурав ь иный перед суффиксом -ин пишется ь
Запомни! Масляный – от существительного масло в значении состоящий из масла, сделанный на масле. Масляные краски (разведенные на масле), масляный насос (работающий на масле). Масленый – от глагола маслить в значении смазанный маслом, пропитанный маслом. Масленая каша ( пропитанная маслом), масленые руки (испачканные маслом), а также масленые глаза, масленый голос (льстивый)
Одна буква Н пишется в словах: Багряный, зеленый, пряный, пьяный, рдяный рьяный, румяный, свиной, синий, юный, бараний, тюлений и др.
Исключение ВЕТРЕНЫЙ Образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н . Ветре н ый человек , ветря н ой двигатель, НО: обветре нн ый, безветре нн ый
Две буквы НН пишутся: В отыменных прилагательных, образованных от основ на - н , -мя при помощи суффикса - н - : каме нн ый ← каме н ь, плам енн ый ← пла мя осе нн ий ←осе н ь весе нн ий ← вес н а семе нн ой ← се мя , семе н а време нн ый ← вре мя , време н а
Две буквы НН пишутся: В суффиксах - енн - , - онн - отыменных прилагательных: торжеств енн ый ← торжество традици онн ый ← традиция Прилагательные с суффиксом - енн могут выражать субъективную оценку (большую меру признака): здоровенный тяжеленный высоченный (ср. здоровый, тяжелый, высокий)
Краткие прилагательные В кратких прилагательных пишется столько н , сколько было в полной форме: речь торжестве нн а (торжестве нн ая) девушка ветре н а (ветре н ая)
Имя существительное В существительных, образованных от соответствующих основ, пишется столько н , сколько их было в прилагательном: нефтя н ик, конопля н ик, гости н ица, бессребре н ик родстве нн ик, имени нн ик, листве нн ица, мали нн ик
в причастиях и отглагольных прилагательных -Н- и -НН-
Правописание отглагольных прилагательных .
Отглагольные прилагательные В отглагольных прилагательных пишется н : пече н ый, коше н ый, лома н ый, правле н ый. Такие прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида и не имеют ни приставок, ни пояснительных слова. Исключения: дела нн ый, жела нн ый, жема нн ый, медле нн ый, свяще нн ый, чва нн ый, чека нн ый и нек. др.
Примечания Написание не меняется в составе сложных слов: златотка н ый, малохоже н ый; лома н ый-перелома н ый, хоже н ый-перехоже н ый. Наличие приставки не- не влияет на написание н и нн : некоше н ая трава, негаше н ая известь, небеле н ые стены Исключения: невида нн ый, негада нн ый, неждан н ый, неслыха нн ый, нечая нн ый, недрема нн ый и нек. др.
Суффиксы -ованн- - -еванн- В суффиксах - ованн - - - еванн - полных и кратких отглагольных прилагательных пишется нн : взволн ова н н ая мать - мать взволн ова нн а риск ова нн ое дело - дело осуществимо, но риск ова нн о
Следует отличать отглагольные прилагательные кова н ый, жева н ый, клева н ый , в которых пишется одна буква н , так как - ов - и -ев- входят в состав корня, от причастий, в которых пишутся две буквы нн : подкова нн ый, разжева нн ый, исклева нн ый
Запомни исключения! Н Названый брат Смышленый (мальчик) Посаженый отец Приданое Кованый Жеваный Прощеное воскресенье Конченый человек Раненый (при отсутствии зависимого слова) Клеваный НН Желанный Священный Медленный Чеканный Жеманный Деланный считанный Невиданный Неслыханный Нежданный негаданный нечаянный
Правописание причастий.
В суффиксах причастий пишется НН. Указателем на это является: Наличие приставки: полома нн ый, исправле нн ый Наличие зависимых слов: лома нн ый на мелкие куски правле нн ая редактором рукопись Бесприставочные образования от глаголов совершенного вида: Броше нн ый, купле нн ый
При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова: назва н ый брат, посаже н ый отец, смышле н ый ребенок, проще н ое воскресенье . Эти же слова в прямом их значении будут причастиями, т.е. будут иметь нн : назва нн ая пьеса, проще нн ые долги
Краткие причастия Краткие страдательные причастия прошедшего времени пишутся с одной буквой н : план выполне н работа выполне н а задание выполне н о расчеты выполне н ы
От кратких форм прилагательных необходимо отличать краткие формы причастий, которые пишутся с н и, как правило, требуют пояснения: дорога изъезже н а (кем?) дети избалова н ы (кем?)
Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?
Имена существительные В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с производящей основой: свяще нн ик ←свяще нн ый пута н ик ← пута н ый воспита нн ость ← воспита нн ый варе н ик ← варе н ый Исключение: прида н ое
Наречия В наречиях пишется столько же н , сколько и в слове, от которого оно образовано: Торжестве нн ый – торжестве нн о печаль н ый - печаль н о выглядеть изыска нн о - изыска нн ый
Правописание наречий и существительных. Наречия на –о, -е В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано. Н-р, говорить (как?) взволнованно (образовано от слова взволнованный) Работать серьезно (от серьезный) Существительные В производных существительных Н или НН пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены.
Запомни! В сочетаниях : глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм и др. во второй части, несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно Н, так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например, гладкокрашеный, домотканый, малоезженый, свежемороженый и др.
Упражнения
Вставьте пропущенные буквы Карти…ая галерея, деревя…ая ложка, мыши…ая возня, безветре…ый день, торжестве…ый момент, дровя…ой склад, соловьи…ая песня, кухо…ый стол, огне…ый шквал, листве…ый лес, багря…ый закат, новая гости…ая, были…ый богатырь Проверь себя
Проверь себя Картинная галерея, деревянная ложка, мышиная возня, безветренный день, торжественный момент, дровяной склад, соловьиная песня, кухонный стол, огненный шквал, лиственный лес, багряный закат, новая гостиная, былинный богатырь
Вставьте пропущенные буквы Жаре…ая рыба, изране…ый зверь, невида…ый успех, богатое прида…ое, примерный труже…ик, домотка…ая скатерть, мой воспита…ик, сгуще…ое молоко, писа…ая акварелью картина, он говорил взволнова…о, произошла сплошная пута…ица, газирова…ая вода Проверь себя
Проверь себя Жареная рыба, израненный зверь, невиданный успех, богатое приданое, примерный труженик, домотканая скатерть, мой воспитанник, сгущенное молоко, писанная акварелью картина, он говорил взволнованно, произошла сплошная путаница, газированная вода
Вставьте пропущенные буквы Семена рассея…ы. Вы всегда рассея…ы. Земли ограниче…ы морем. Мои желания ограниче…ы. Его предки были возвыше…ы Иваном IV . Его запросы возвыше…ы. Степь была пусты…а. Свеча была погаше…а. Она была рассея…а и невнимательна. У меня любовь к книге воспита…а с детства. Стены домика выкраше…ы масляной краской. Дочь избалова…а, упряма и ветре…а. Проверь себя
Проверь себя Семена рассеяны. Вы всегда рассеянны. Земли ограничены морем. Мои желания ограниченны. Его предки были возвышены Иваном IV . Его запросы возвышенны. Степь была пустынна. Свеча была погашена. Она была рассеянна и невнимательна. У меня любовь к книге воспитана с детства. Стены домика выкрашены масляной краской. Дочь избалованна, упряма и ветрена.
Домашнее задание. Стр.129 правило упр.66, 71
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание: Укажите количество грамматических основ в предложении, кликнув мышкой на соответствующей цифре. Если ответ верный, репродукция картины В.М. Васнецова раскрасится . Удачи!
Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. 3 4 5
Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук " р ", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. 2 3 4
Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. 4 5 6
Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смутилась. 3 4 5
Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. 2 3 4
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 3 4 5
Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. 1 2 3
Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. 2 3 4
Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих "птенцов" на лестнице. 3 4 5
Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! 4 5 6
Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. 2 3 4
Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем! 1 2 3
Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. 2 3 4
Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. 3 4 5
Это были страшные минуты, когда слёзы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. 3 4 5
Фон Тест Тест Стрелка «Богатыри» « Ковер-самолет » «Баян» «Снегурочка» « Три царевны тёмного царства» «Витязь на распутье» «Богатырь» «Богатырский галоп» «Царевна-лягушка» «Поле побоища Игоря Святославовича с половцами» «Воины апокалипсиса» « Алёнушка » «Бог Саваоф » «Царевна Несмеяна » Источники:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Образовательная : познакомить учащихся с новой темой, дать полное объяснение о глаголе; научить правильно находить в предложениях глаголы. Развивающая: способствовать развитию мышления через чтения и письмо, учить последовательно правильно излагать свои мысли; Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов, воспитать в учащихся чувство патриотизма, бережное отношение к природе, к окружающей среде, к культуре.
ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ? Глагол – это.... Глагол отвечает на вопросы: Глагол обозначает… часть речи Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал?.... действие предмета .
Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать.
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО С ДЕЛАТЬ? Несовершенный вид Совершенный вид
Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? - ТЬ, - ТИ, -ЧЬ
Игра « Найди лишнее слово » Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее. Запишите это слово в этой же форме. Писать размышлять отнести прочитал смотреть гулять Играть дышать сказал привезти сидеть решать
Игра « Кто быстрее? » Задание: напишите 8 глаголов 1 команда Глаголы совершенного вида 2 команда Глаголы несовершенного вида
Зарубить на носу; Клевать носом; Пропустить мимо ушей; Делать из мухи слона; Обвести вокруг пальца; Держать язык за зубами. Фразеологизмы
Выберите номера тех предложений, в которых допущена ошибка. Вчера на уроке математики мы будем решать задачи. Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком. На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке. В водоемах журчала и плещется прозрачная вода. С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями. Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев.
Пишется Ь или нет? Спряч … , сторожиш … , стереч … , думаеш … , леч … , дремуч … , решаеш … . Колюч … , слышиш … , нареж … те, смеёш … ся , плачеш … , береч … , открыт … .
Напишите глаголы, противоположные по смыслу. 1) сесть - … 4) ссориться - … 2) увеличивать - … 5) поднять - … 3) взять - … 6) говорил - … Напиши глаголы во множественном числе. бросить - … 4) радовать - … прыгать - … 5) смотреть - … хвалить - … 6) петь - …
Не выучил, не делай, Не знаешь, не спеши, С глаголами отдельно Частицу не пиши.
1) После драки кулаками ... машут. 2) Волков бояться – в лес ... ходить. 1) ... учи рыбу плавать. 2) Без труда ... вынешь рыбку из пруда.
Земной шар в миниатюре. Как называется человек написавший какое-либо произведение? Кто поймал золотую рыбку? Существительное от глагола «бежать». Жидкое, как вода, Белое, как снег. Все дети любят. 6. Любимое время года школьников. Г Л О Б У С
Г Л О Б У С П И С А Т Е Л Ь С Т А Р И К Б Е Г М О Л О К О Л Е Т О Земной шар в миниатюре. Как называется человек написавший какое-либо произведение? Кто поймал золотую рыбку? Существительное от глагола «бежать». Жидкое, как вода, Белое, как снег. Все дети любят. 6. Любимое время года школьников.
Тест Глагол отвечает на вопросы А) Какой? Какое? Какая? Б) Кто? Что? В) Что делать? Что сделать? 2. Глагол обозначает А) Признак предмета Б) Действие предмета В) Предмет 3. Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы А) Что делал? Что сделал? Б) Что делать? Что сделать? 4 . Какое слово является глаголом? А) Бег Б) Побежал В) Беговая 5. Как пишется не с глаголами? (Не) вырастишь овощей, (не) сваришь щей. А) Слитно Б) Раздельно В) Через дефис
Рефлексия Я работал с ____ настроением. Я _____ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _____. Я бы хотел стать более ______.
Рефлексия Скажи себе: "Я - молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия".
Домашнее задание: 1) Упражнение 373 стр 53. 2) Выучить правило на стр. 53.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогой друг! Хорошо ли ты знаешь сказки А.С. Пушкина? Давай проверим! Быстрее бери в руки мышку! Угадай название сказки. Щелкай по карточке и проверяй свои знания! Желаю удачи!
Где жили старик со старухой? У моря
Какую птицу приобрёл царь Дадон , чтобы спасаться от врага? Петушка
Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? Зайчишку
Кто стал мужем Людмилы? Руслан
У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? У зеркальца
Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? Белочка
С кем гуляла в лесу бурая медведиха? С медвежатами
Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? Корыто
Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? Звездочёт
С кем Балда соревновался на море? С чертёнком
Кого убил князь Гвидон , чтобы спасти царевну Лебедь? Коршуна
Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? Три щелчка по лбу
Сколько лет жили вместе старик со старухой? 30 лет и 3 года
С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? С помощью поцелуя выход
Интернет- ресурсы: http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-po-skazkam-a-s-pushkina-v-nachalnoi-shkole.html - викторина http://static.diary.ru/userdir/1/5/1/6/1516768/49574016.jpg - фон http:// easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/kollekcija_ramok_dlja_sozdanija_prezentacij/277-1-0-21925 - рамка Работа выполнена в рамках мастер-класса "Технологический приём "Анимированная сорбонка ". Ведущий мастер-класса : учитель начальных классов Фокина Лидия Петровна http://linda6035.ucoz.ru /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе
В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....