Сравнительный анализ рассказов М.Шолохова "Родинка" и К.Оргу "Братья"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Орустук Эрна Эрес-ооловна

Тема: «В мире, расколотом надвое».

(по рассказам М.А. Шолохова «Родинка» и КуулараОргу «Братья»).

Цели:

- посмотреть, как два разных автора, при этом разной национальности, раскрывают тему гражданской войны в своих произведениях;

- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в       исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на  примере  изображения   М.  Шолоховым   казачьего хутора  и  К.Х. Оргу  аратской  семьи.

- воспитание патриотических чувств у  учащихся.

Методические приемы: сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; анализ эпизодов; межпредметные связи с историей и тувинской литературой.

Оборудование урока: репродукции картины, отображающих гражданскую войну; записи песен «Погоня» из кинофильма «Неуловимые мстители»; портрет писателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sholohov_rodinka_k.orgu_bratya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ Лицея №16 г.Кызыл

Орустук Эрна Эрес-ооловна

Тема: «В мире, расколотом надвое».

(по рассказам М.А. Шолохова «Родинка» и КуулараОргу «Братья»).

Цели:

- посмотреть, как два разных автора, при этом разной национальности, раскрывают тему гражданской войны в своих произведениях;

- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в       исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на  примере  изображения   М.  Шолоховым   казачьего хутора  и  К.Х. Оргу  аратской  семьи.

- воспитание патриотических чувств у  учащихся.

Методические приемы: сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; анализ эпизодов; межпредметные связи с историей и тувинской литературой.

Оборудование урока: репродукции картины, отображающих гражданскую войну; записи песен «Погоня» из кинофильма «Неуловимые мстители»; портрет писателя.

Ход урока: I. Оргмомент.

Эпиграф к уроку.                      В гражданской войне нет правых и виноватых,

                                            нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней

                                             есть только побежденные – мы все, весь народ.

                                                                                               Борис Васильев.

II. Слово учителя.

- Тема нашего урока «В мире, расколотом надвое». Сегодня мы попытаемся проанализировать рассказ Шолохова «Родинка» и сопоставить его с рассказом КуулараОргу «Братья». И сделать для себя определенные выводы. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Бориса Васильева (зачитать).

   (Песня «Погоня» из кинофильма «Неуловимые мстители»).

- Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним фильмы про Чапаева, Котовского, песни про «комиссаров в пыльных шлемах» Б. Окуджавы, «Там, вдали за рекой» и т.д.

  Шолохов – один из тех, кто заговорил о гражданской войне, как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Дважды награжденный Золотой Звездой героя социалистического труда, удостоенный Ленинской и Государственной премией, увенчанный высшей литературной наградой – Нобелевской премией. М.Шолохов воспринял XX век как самый трагический в истории Человечества. Литературоведами подсчитано, что из 20 рассказов, включенных писателем в донской цикл, в 10 – герой погибает, в 5- подвергается пыткам или ранен, в 4- должен убить близких.

  В «Донских рассказах» гражданская война изображена антиромантично, без прикрас. Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом. Шолохов в своих произведениях показывает, как «безобразно просто умирали люди».

III. Словарная работа.

Натурализм – художественное направление. В более узком смысле: изображение отдельных эпизодов в произведениях писателей, когда откровенно и излишне подробно изображаются акты жестокости.

Опостылеть – очень надоесть.

Зачерствела (душа) – перен. Становиться бездушным.

IV. Беседа по произведениям М.Шолохова и К.Оргу.

- Что лежит в основе рассказа М.Шолохова «Родинка»?

- С чего начинается рассказ? Прочитайте.. (начинается со смерти).

- Кто главный герой рассказа? Что вы можете о нем рассказать?

- Как вы думаете, почему он стыдится своего возраста? Что заставило его так рано повзрослеть? (рано осиротел, делал тяжелую работу, «до 15 лет мыкался по работникам, в 15 ушел бить Врангеля»).

- Может, быть, главная причина его взросления – очень рано пришлось воевать, видеть смерть. Но, несмотря на это, у него есть мечта. Какая она? (прочитать).

- Какой можно сделать вывод?  (он так молод, а уже устал от жизни).

- В рассказе есть еще один герой. Кто он? Охарактеризуйте его.  (Текст).

- С кем сравнивает автор атамана? Почему? (текст).

 ( через много лет, вернувшись на родину, он прячется от людей, за ним как за хищником идет по следам Николка Кошевой)

- В 3 главе появляется и сам волк. Как вы думаете, с какой целью автор ввел в рассказ волка?

( предвестник несчастья, чего-то нехорошего)

- Теперь, давайте дадим сравнительную характеристику нашим героям.

Атаман                                                                                Николка.

Общее: Им обоим война опостылела, сделала их черствыми. Что их сделала такими?  (война).

- Что за боль точит атамана изнутри?   (Тоска по родным, по мирной жизни).

- Что хорошего унаследовал Николка от отца?   (любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку)

- Почему рассказ называется «Родинка»?  (по родинке отец узнает в убитом им солдате своего сына)

- А еще почему ? Что приносит по народным поверьям родинка ?  (Родинка приносит счастье, в данном рассказе все наоборот, т.е. война поставила все с ног на голову).

- С чего начинается и чем заканчивается рассказ (смертью началась и смертью закончилась).

- Какова основная идея рассказа?  (показать, как в результате братоубийственной войны рушились семьи, брат шел на брата, отец на сына).

- Какие художественные средства использует автор, для того чтобы показать чудовищность происходящих событий?

(эпитеты «лег на траву, заплаканную, седую от росы», «земля поседела от горя», сравнения «черную ленту крови», «как набедившийся волк от овечьей отары», «по – волчьи»).

- Таким образом, собственно в авторских оценках и описаниях отчетливо сквозит неприятие войны, из эпитетов мы видим, что сама природа истосковалась по мирной жизни.

- Как реагирует природа на схватку отца с сыном?    (текст).

- Теперь прочитаем сцену схватки отца с сыном.  (текст читает учитель).

- Как вы думаете, о чем хотел сказать Николка ?

                                      О чем?

                                     

о своей мечте,    о светлом будущем,   хотел стать обыкновенном       юношей

Т.е. он так и умер, никому не сказав о своей мечте.

- Прочитайте последний абзац.

- Как вы думаете, почему автор именно таким образом закончил свой рассказ? Что символизирует небо?   (несмотря на трагичность событий для всех произведений писателя характерна вера в бессмертие и торжество жизни. И неслучайно автор в конце рассказа рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, вечности, хоть и призрачной. Т.е. это призыв к окружающим остановиться, пока не поздно).

-     Тема гражданской войны волнует и тувинских писателей. Есть  много  произведений таких писателей,  как С. Сарыг-оол  «Повесть о светлом мальчике», С. Тока  «Слово арата», С. Пюрбю «Пробуждение» о гражданской войне, где раскрывается классовая борьба между бедными и богатыми. В отличие от них К. Оргу показал в своём рассказе «Братья», как отразилась гражданская война в простой аратской семье. С первых строк в рассказ врывается война.

            Тема этого рассказа созвучно с темой предыдущего произведения. В нём родные братья Пар-оол и Чуданчык  уже в начале встречаются как заклятые враги. Уже эти несовпадения с учением Будды свидетельствуют о том, насколько далеки принципы взаимоотношений людей в эпоху грандиозного разлома от традиционных норм человеческого бытия.

- А теперь попытаемся составить сравнительный анализ рассказов.

Таблица сравнительного анализа рассказов.

Основания для сопоставления

«Родинка»

«Братья»

Начало

«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом…»

Вдруг прозвучал выстрел.

Природа

«За перелеском кто-то взвыл по-звериному». Но мудрый зверь, услышав звуки выстрелов, уходит, спешит укрыться от жестокой человеческой междоусобицы.

Косули любуются окружающей природой. Мир цветной и тихий. Вдруг прозвучал выстрел. Косули спешат укрыться.

Сравнения

«..ведет атаман банду…как набедивший волк от овечьей отары»

«Чуданчык, махая ножом,  прорычал по-волчьи..»

Портретные характеристики главных героев.

«.. плечист Николка, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по –стариковски сутулая».

«Выглядит Чуданчык старше своих лет, по-стариковски опустил бороду».

Взаимоотношения героев.

Николка как за хищником идет по следам атамана.

На протяжении всего рассказа родные братья охотятся друг на друга.

Нравственные ценности

Герой совершил грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказалось сильнее классовой ненависти.

Родные братья встречаются как заклятые враги, что не совпадает с учением Будды. Свидетельство того, насколько далеки принципы взаимоотношений людей в гражданской войне.

Конец

Автор рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, хоть и призрачной.

Автор заканчивает рассказ многоточием, что усугубляет драматизм происходящих событий.

Название рассказов.

Родинка, по народным поверьям должна принести счастье. Это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Здесь все наоборот.

Родные братья становятся заклятыми врагами. Слово «родные» своим корнем связано словами род, родной, родня, родина, обозначающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Вывод:   Рассказы близки по теме и по содержанию. Недолго продолжалась гражданская война, но как устали не только люди, животные, но истосковалась по мирной жизни и сама природа.  

  Как и в рассказе М. Шолохова рассказ КуулараОргу «Братья» начинается смертью и ею же заканчивается. Но в первом случае автор неслучайно в конце рассказа рисует серенькое, бесцветное небо – символ жизни, надежды, хоть и призрачной. Во втором случае в конце произведения автор ставит многоточие, что усугубляет весь драматизм происходящих событий, т.е. призывает нас задуматься, остановиться пока не поздно.

  Таким образом, авторов волнует одно- что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

  Недолго продолжалась гражданская война, но как она искалечила людей. Как на глазах звереют люди. Родные друг другу люди охотятся друг на друга. Пар-оол, как хищник, поджидающий добычу, ждет своего брата. Николка, как за хищником, идет по следам атамана. Главные герои рассказов ожесточились, озлобились, не осталось у них родственных связей.

  В наше трудное время, когда здесь и там вспыхивают междоусобные войны,  эта тема особенно актуальна. Гражданская война – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. (Вернуться к эпиграфу урока).

Т.е. наши герои оказались в мире, расколотом надвое. Гражданская война – это трагедия не только всей страны, это трагедия каждой отдельно взятой семьи.

Домашнее задание: написать сочинение «Тема гражданской войны в русской и тувинской литературе».

Использованная литература.

  1. Бирюков Ф.Г. Шолохов «В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам» 2-е изд.-М:изд.МГУ, 2000.
  2. Шолохов М.А. Донские рассказы. Собр.сочинений т.1. М, 1956.
  3. Оргу К.Х. Родная литература.  «Братья»  6 класс. 1983.
  4. Тимофеева Л.И. «Краткий словарь литературоведческих терминов.
  5. Статья   К.  Март-оола  «100  лучших людей ХХ века»
  6. Руднев  П.  И.  «Гражданская  война  в лирике и прозе» том 1. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ учебников по истории

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».     Можно говорить о недоста...

Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..

Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению  литературоведческих терминов и анализа ст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

«Использование наглядного моделирования - кругов Эйлера при составлении сравнительно-описательных рассказов для детей с ОНР»

В своём мастер-классе мне  хочется рассказать о развитие  связной  речи у детей с  ОНР  через  составление  сравнительно-описательного  рассказа  с  и...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...