Внеклассное мероприятие "Литературный калейдоскоп" (7 классы)
методическая разработка по литературе (7 класс)
Цели внеклассного мероприятия:
- расширить познавательный интерес учеников к литературе;
- развить речь, мышление, внимание, память;
- выявить уровень знания художественной литературы;
- выявить общую эрудицию участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kaleydoskop.doc | 377 КБ |
literaturnyy_kaleydoskop_2017.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературный калейдоскоп 7 класс
Дата проведения мероприятия: 10.04.2017
Цели:
- расширить познавательный интерес учеников к литературе;
- развить речь, мышление, внимание, память;
- выявить уровень знания художественной литературы;
- выявить общую эрудицию участников.
4 команды по 5 человек: предварительное задание – придумать название команды и девиз
Жюри.
Всем хорошим в жизни я обязан книгам. (М.Горький)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д.Дидро)
1. Детективы. (Команды обсуждают и записывают на карточках для ответов свои варианты. Отдают жюри. За верный вариант ответа – 3 балла – по 1 баллу за каждый пункт выполненного задания)
Ваша задача – расследовать: кому из героев произведений принадлежат эти вещи или к кому имеют прямое отношение. Кроме того, вам надо назвать произведение, героем которого является этот персонаж, и имя автора!
1) гайка (Денис Григорьев украл гайку - Чехов «Злоумышленник»)
2) люлька с табаком (Тарас Бульба – Гоголь «Тарас Бульба»)
3) детский журнал, карандаши, цифры – арифметика(Женя - Бунин «Цифры»)
4) самовар (Владимир Маяковский – Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)
2. Блеф - клуб.
- Что обозначает слово «блеф»? (Выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо)
Вы должны ответить на вопрос: «Верите ли вы, что…» «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ команда получает очко.
Начнём, пожалуй, с исторических фактов.
1) Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? ( ДА , в старину ткань измеряли локтями .Локоть – расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)
2) Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времён Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы. И совершил полёт в присутствии царя и его свиты ? (ДА. Смерд Никита смастерил такие крылья такие крылья и совершил несколько успешных полётов перед царём и его свитой.)
3) Верите ли вы в то, что на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку, называли супругами?( ДА.)
4) Верите ли в то, что царь Иван Грозный разорвал первую печатную книгу, а первопечатника Ивана Фёдорова изгнал из Москвы? ( НЕТ. Напротив, царь был покорён и восхищён чёткостью печатных букв. Не найдя ни единой ошибки, царь велел открыть печатный двор.)
5) Первым российским музеем была Кунсткамера, открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1719 году. Верите ли вы в то, что посещение такого музея во времена Петра I стоило очень больших денег? (НЕТ. Кунсткамера была открыта для бесплатного обозрения и пользования. Более того посетители не очень охотно шли туда,поэтому царь приказал всех угощать : дамам подавали чашку кофе,а мужчинам – рюмку водки.) .
6) Верите ли вы в то, что для того , чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км ? (ДА. В 1988году Эрмитаж попал в книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея мира .Чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3млн произведений , надо пройти около 25км.)
3. Чей портрет?
Узнайте портрет писателя. По очереди демонстрируются 10 портретов писателей и поэтов. За каждый правильный ответ команда получает очко.
Запишите фамилии в бланк ответов
- Н.А.Некрасов,
- С.А. Есенин,
- А.С. Пушкин,
- М.Ю. Лермонтов,
- Н.В. Гоголь,
- А.П. Чехов,
- В.П. Астафьев,
- А.А. Блок,
- М.В. Ломоносов
- В.В.Маяковский
4.Конкурс знатоков пословиц.
А) Подберите окончание к поговоркам.
Сам пропадай -……………………….
По одёжке встречают -……………………
Глаза страшатся -………………………
Береги платье снову -……………………
Не зная броду -………………
Б) К пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
Дегестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».( Поспешишь – людей насмешишь).
Украинская: «И живи до старости ,и учись до старости.» ( Век живи –
век учись).
Каракалпацкая : «Если кривы дерева ,то от них и тень крива». ( Яблоко от яблони недалеко падает.)
Удмурдская : «Слово не стрела ,а сердце пронзает».( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово – что пуля снайпера.)
5. Знаете ли вы теорию?
Соедините термин и понятие
Сравнение - Образное определение к слову.
Олицетворение - Изображение неодушевлённых предметов
как одушевлённые.
Метафора - Образное средство , которое помогает сопоставить
два предмета.
Эпитет - Образное средство, основанное на уподоблении
одного предмета или явления другому по сходству или
контрасту.
6. Конкурс “Кто написал произведения”
Каждой команде дается листок, на котором написаны в одной колонке фамилии писателей, а во второй колонке произведения этих писателей. Вы должны соединить стрелками название и писателей, который написал это произведение.
7. Конкурс “Викторина”
В следующем конкурсе вы будете отвечать на вопросы викторины.
1. Во многих сказках Г.Х. Андерсена есть волшебные вещи или предметы. Назовите сказки, в которых встречаются следующие предметы:
- зеркало, искажающее мир (“Снежная королева”);
- поющий горшочек с бубенчиками (“Свинопас”);
- огниво (“Огниво”);
- рубашки, связанные из крапивы.
2. Назовите инструмент, под который исполнялись былины (гусли).
3. Как называют книжку-худышку. (Брошюра.)
4. Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги?(Г.Х. Андерсена).
5. Кто автор произведения “Лошадиная фамилия”? (А.П.Чехов)
6. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? (Тридцать три года).
7. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? (В землянке).
8. Кто в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту? (Ветер).
9. В некоторых рассказах А.П. Чехова герои пишут письма. Назовите рассказ по отрывку из послания героя. “А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул”. (“Ванька Жуков”)
10. Закончите крылатую фразу Максима Горького: “Любите книгу – источник ...”: (Знаний).
11. Кто автор произведения “Конь с розовой гривой”? (В.П. Астафьев)
12. По отрывку назовите автора и название этого стихотворения:
“На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн;
И вдаль глядел…”. (А.С.Пушкин. “Медный всадник”)
13. По отрывку назовите автора и название этого стихотворения:
“Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…”. (А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”)
14. По отрывку назовите автора и название этого стихотворения:
Пусть смерть мне суждена –
Мне нечего жалеть!..
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть. (Н.Некрасов «Русские женщины. Княгиня Трубецкая»)
8. Чёрный ящик.
Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос: Что находится в чёрном ящике? За правильный ответ – 4 балла.
1. Усердней с каждым днем гляжу в : …
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах события печать. (словарь - Маршак "Словарь")
2. Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника, без нее
не мог обходиться А.П. Чехов. (Очки)
3.В "черном ящике" находится предмет, с помощью которого известный модельер Вячеслав Зайцев может изготовить удивительные вещи, но этот предмет может уничтожить одного страшного персонажа русских народных сказок. (Игла)
4. А в этом ящике лежит то, что указывало путьдорожку не только ИвануЦаревичу, но и одному из мифических героев Древней Греции. (Клубок)
Жюри подсчитывает количество баллов, объявляет победителей.
1. Детективы. (За верный вариант ответа – 3 балла – по 1 баллу за каждый пункт выполненного задания)
Конкурс знатоков пословиц
А) Подберите окончание к поговоркам.
Сам пропадай -……………………….
По одёжке встречают -……………………
Глаза страшатся -………………………
Береги платье снову -……………………
Не зная броду -………………
Б) К пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы.
Дегестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости»
Украинская: «И живи до старости , и учись до старости»
Каракалпацкая : «Если кривы дерева ,то от них и тень крива»
Удмурдская : «Слово не стрела ,а сердце пронзает»
Знаете ли вы теорию?
Сравнение | Образное определение к слову |
Олицетворение | Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых |
Метафора | Образное средство, которое помогает сопоставить два предмета |
Эпитет | Образное средство, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. |
Старик Хоттабыч | Д.Родари |
Серебряное копытце | Д. Свифт |
Вовка – добрая душа | А.Милн |
Чиполлино | Л.Лагин |
Вини – Пух и все-все-все | И.Крылов |
Путешествие Гулливера | А.Некрасов |
Стрекоза и муравей | А. Барто |
Приключения капитана Врунгеля | П.Бажов |
Знаете ли вы теорию?
Сравнение | Образное определение к слову |
Олицетворение | Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых |
Метафора | Образное средство, которое помогает сопоставить два предмета |
Эпитет | Образное средство, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. |
Старик Хоттабыч | Д.Родари |
Серебряное копытце | Д. Свифт |
Вовка – добрая душа | А.Милн |
Чиполлино | Л.Лагин |
Вини – Пух и все-все-все | И.Крылов |
Путешествие Гулливера | А.Некрасов |
Стрекоза и муравей | А. Барто |
Приключения капитана Врунгеля | П.Бажов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всем хорошим в жизни я обязан книгам (М.Горький) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д.Дидро)
Детективы Кому из героев произведений принадлежат эти вещи или к кому имеют прямое отношение? Назовите произведение , героем которого является этот персонаж, и имя автора!
Блеф - клуб Верите ли вы, что …? Да Нет
Чей портрет ?
Конкурс знатоков пословиц
Знаете ли вы теорию ?
Кто написал произведения? Старик Хоттабыч Д.Родари Серебряное копытце Д. Свифт Вовка – добрая душа А.Милн Чиполлино Л.Лагин Вини – Пух и все-все-все И.Крылов Путешествие Гулливера А.Некрасов Стрекоза и муравей А. Барто Приключения капитана Врунгеля П.Бажов
Викторина
Чёрный ящик
Спасибо за игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа.Игра-викторина "Информационный калейдоскоп" (8 класс)
Материаллы с результатами игры....
Внеклассное мероприятие по биологии "Биологический калейдоскоп" 8 класс
Мероприятие можно использовать при проведении предметной неделиВключает вопросы викторины, конкурсы и др....
Внеклассное мероприятие для 6 классов "Математический калейдоскоп"
Цель игры:§ Расширить знания учащихся;§ Развить познавательный интерес математике;§...
Внеклассное мероприятие для 6 классов "Математический калейдоскоп"
Цель игры:§ Расширить знания учащихся;§ Развить познавательный интерес математике;§...
Внеклассное мероприятие в 9 классе "Армейский калейдоскоп"
внеклассное мероприятие в коррекционной школе 9 класс Армеский калейдоскоп...
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс.
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс....
Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп наук" в 5-7 классах
Цели:обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;− развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышле...