Разработка урока на тему Праздник Рождества Христова. Отражение библейского сюжета в иконе «Рождество Христово"
план-конспект урока (мировая художественная культура, 6 класс) по теме
Данный материал можно использовать на уроках МХК, ОПК, литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: « Праздник Рождества Христова. Отражение библейского сюжета в иконе «Рождество Христово»
Ход урока
Цель: - повторить события, связанные с рождением Иисуса Христа;
-рассмотреть, как сюжет праздника отразился в иконописи, вспомнить особенности этого вида искусства
Бог открывается людям в величии небес, в красоте звездного неба, в шелесте листвы, в шуме моря, в стройности мироздания. Во всей вселенной видел человек руку Незримого Творца. Человек слышал Его голос в глубине своего сердца, во всем добром и прекрасном. Но теперь Бог становится человеку близким как никогда. Он воплощается в Человеке. На земле родился Иисус Христос- Богочеловек.
А.Мень
Учитель. Вот уже почти два тысячелетия весь христианский мир каждый год с трепетом и радостью ждет Рождества- праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Но так же, как это отдельное событие перевернуло целый мир, так и воспоминание о нем вышло за рамки просто религиозного праздника и приняло характер и размах поистине общечеловеческий.
Сегодня на уроке мы постараемся еще раз прикоснуться к библейским событиям, исполненным величавой тайной, вспомнить содержание праздника, понаблюдать, как сюжет праздника отразился в иконописи, поговорить об особенностях этого вида искусства.
Библейские мотивы во все века волновали поэтов, музыкантов, художников, историков, и для того, чтобы глубже погрузиться в события праздника, мы попытаемся исследовать материал, создав три группы: 1 группа- историки. 2 группа- искусствоведы,3 группа- любители поэзии.
Итак, давайте мысленно перенесемся в те далекие времена, когда все ожидало чуда. Слово историкам.
Ученик.
Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя: иудеи ожидали его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ждали избавителя. Большинство иудеев ждали в Мессии великого царя- завоеватели, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами. Лишь немногие ожидали Спасителя от греха и смерти.
Ученик. В то время в Палестине, входившей в состав Римской империи, власти объявили перепись населения, причем каждый должен был пройти её в том месте, откуда происходит его род.
И Иосиф, взяв с собой ожидавшую ребенка Марию, отправляется из Назарета в Вифлеем, город Давидова. В дороге застала их ночь, гостиницы были заняты, и семье пришлось остановиться на ночлег в вертепе (хлеву).
Учитель. А о дальнейших событиях позвольте говорить на языке поэзии, чувствами и мыслями лириков. Я думаю, что слияние творчества ребят (рисунки на доске) и классической поэзии даст нам возможность почувствовать грандиозность этого события.
(Во время чтения стихотворений показ слайдов тех мест, где происходили события.)
Стихотворения:
- «Есть страны, где люди от века не знают ни вьюг, ни сыпучих снегов…» С.Я. Надсон.
- «То были времена чудес, сбывалися слова пророка…»
- «Ночь тиха над Палестиной. Спит усталая Земля».
Учитель:
-Ребята, а кто первым узнал о рождении Иисуса Христа? Давайте найдем ответ на этот вопрос в Библии.
-А кто знал о том, что родится Спаситель и ждал это событие? (Волхвы).
-Кто такие Волхвы? (Стихотворение «Волхвы» Константин Льдов).
-О каком царе идет речь?
Учитель:
У людей, живущих в мире зла, насилия появилась надежда.
Что же принесли волхвы, какие дары?
Ладан – это дорогая ароматическая смола особого дерева, её в древности преподносили в знак особого благоволения. Ладан был подарен Спасителю как Богу.
Смирна – это ценное благовонное масло, использовавшееся для помазания усопших, было поднесено Иисусу Христу, так как он примет смерть.
Золото было подарено ему как царю.
Учитель: Эти дары хранятся в монастыре Святого Павла на горе Афон как духовная историческая ценность.
Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству следует считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа (показ слайдов с изображением храма Рождества Христова в Вифлееме.)
-А есть ли в нашем городе храм, посвященный празднику Рождеству Христову? Что вы о нем знаете?
Учитель:
Неразрывно с храмостроением связана иконопись – вид искусства, удивительный и неповторимый.
- Когда искусство иконописи проникает на Русь? (С принятием христианства 988г.)
- Откуда были привезены первые иконы? (Из Византии)
- Что обозначает слово «икона»? (Образ, изображение; образ, воплотивший Слово)
Сегодня на уроке мы обратимся к иконе XV в. «Рождество Христово» Новгородской школы. Я покажу вам ряд икон, а вы попробуйте определить, что характерно для новгородской иконописи (яркие краски, контрастные цвета, много фигур, иконы сюжетные).
Давайте рассмотрим содержание икон, приглашаю искусствоведов.
Ученик:
Остановимся на центральных образах иконы «Рождество Христово». Всё в иконах имеет свой смысл и символику. В центре композиции иконы – Богоматерь. Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Богородица изображена отвернувшейся от Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Поворот туловища символизирует обращение Богородицы к людям, для которых она станет заступницей.
Ученик:
На иконе непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи первыми из всех людей узнали о рождестве Спасителя. Они выражают детский восторг, удивление, радость. Волхвов можно противопоставить пастухам. Они – люди ученые, познавшие всю мудрость человеческую. Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша,как бы олицетворяя все народы земли. В средневековье за ними закрепились имена: Мелхиор, Гаспар, Балтасар. Божественное откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.
Ученик:
В верхней части композиции представляется ангельское воинство. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. И оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти. В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины. В купании младенца можно видеть прообраз Крещения Господня. Таким образом, можно сказать, что иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник.
Учитель:
Мы говорили, что в иконе всё символично. Давайте соотнесем образ и цветовое решение, которое использует мастер, заполним таблицу.
- Похожа икона на картину? (нет)
Иконы писались по определенным правилам, которые иконописец не смел нарушить. Некоторые из них мы с вами вспомним.
- Как изображались фигуры на иконе?
- О чем говорит удлинённость и легкость фигур на иконе?
- Мы можем сказать, что фигуры, изображенные на иконе, реалистичны?
- Могут ли предметы, фигуры отбрасывать тень?
- Существует ли в иконах линейная перспектива?
- Можно ли определить, где начало и конец события?
Образ 1. ложе 2. плащ Богоматери 3. горка 4. пещера 5. младенец 6. нимб, поле иконы | Цвет, символика -красный – страдание, кровь, праздник -фиолетовый - императорский . -голубой – небесный купол. -чёрный – цвет смерти, ада, греха, «ярче яркого». -белый – чистота. -золотой – символ святости. -зеленый – символ надежды. | Изобразительные особенности: 1. Удлиненными, вытянутыми, сознательно нарушались пропорции фигур. 2. О принадлежности изображаемого к духовному миру. 3. Фигуры лишены объёма, они не должны выглядеть реалистично. 4. Отсутствие в иконах свето-тени. Тень – знак тьмы. Фигуры и предметы сами излучают свет. 5. В иконах используется не линейная, а обратная перспектива 6. В иконе нет начала и завершения события. |
Икона сама по себе есть сложный символ, в котором каждая деталь каждый штрих, цветовая гамма исполнены особого назначения. Икона – это окно к Богу, в мир Божественного бытия. Ценность иконы представляет тот духовный мир, который через это окно открывается.
Наш урок я хочу закончить стихотворением Николая Гумилева:
Есть Бог, есть мир,
Они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек ,
Который любит мир и верит в Бога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Праздники и традиции Британии"
Урок может быть проведен в конце изучения темы "Праздники и традиции Британии" для 7 класса...
Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.
Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"...
Разработка урока по теме "Праздники" 8 класс
Разработка урока по теме "Праздники", УМК Кузовлев "The World of English" 8 класс. Обобщающий урок по теме....
Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса
Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9 класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...
Методическая разработка урока по теме "Праздник алфавита" во 2 классе
Методическая разработка урока для учащихся 2-х классов по теме "Праздник алфавита" к УМК Биболетовой М.З. и др. Enjoy English 2. В игровой форме учащиеся закрепляют пройденные вопросы, алфавит и счет....
Разработка урока по теме " Праздники" ( Special days) в 5 классе Spotlight 5
Блочное-событийное погружение по теме " Праздники" в 5 классе по учебнику Spotlight 5 расчитано на 8 часов. Весь материал из модуля делится на тематические блоки, которые помогают достигнуть...
Разработка урока по теме "Праздники" 8 класс
Данный материал предназначен для урока английского языка в 8 классе по теме "Праздники"....