Рабочая программа по предмету «Литература» 7«Б» класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Рабочая  программа учебного предмета «Литература» для  7 «Б»   класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ  разработана на основе:

1) Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);

2) Примерной образовательной программы основного  общего образования (2015 г).;

3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

5) Программы курса «Литература». 5-9 классы. / Г. С. Меркин, С. А. Зинин. - М: ООО «Русское слово – учебник», 2020;

6) Учебника «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных  организаций: в 2 ч.» /авт.-сост. Г. С. Меркин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.;

7) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).

       В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 68 часов (2  часа в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl._rp_po_literature.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ

Газимуро-Заводская  СОШ

__________ /Уварова Г.Ф./

Приказ №  ___  от _________2021 г.

Рабочая программа

по предмету «Литература»

7«Б» класс

                                                           

Составитель:

Головина А.В.,

учитель русского языка и литературы

   

                                   

Газимурский Завод,  

2021 г.

           Пояснительная записка

     Рабочая  программа учебного предмета «Литература» для  7 «Б»   класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ  разработана на основе:

1) Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);

2) Примерной образовательной программы основного  общего образования (2015 г).;

3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

5) Программы курса «Литература». 5-9 классы. / Г. С. Меркин, С. А. Зинин. - М: ООО «Русское слово – учебник», 2020;

6) Учебника «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных  организаций: в 2 ч.» /авт.-сост. Г. С. Меркин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.;

7) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).

       В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 68 часов (2  часа в неделю).

Требования к результатам освоения учебного предмета «Литература»

     Личностные результаты:

— формировать понимание важности процесса обучения;

— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

— формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;    

— развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

     Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). 

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять самоконтроль и самооценку, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- владеть приёмами смыслового чтения: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный, текст nonfiction); критически оценивать содержание и форму текста;

- выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы;

- активно использовать словари и другие поисковые системы; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учётом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметными результатами освоения программы по литературе являются:

— воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

 — совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

— способствовать совершенствованию читательского опыта;

 — развивать потребность в систематическом, системном, инициативном, в том числе досуговом, чтении;

 — совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

— развивать интерес к творчеству;

— развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

— развивать навыки анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

 — развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

 — формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

— формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

Содержание учебного предмета

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личностьавтора, позиция писателя, труд и творчество; творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.

Из устного народного творчества

«Святогор и тяга земная», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпос; эпические жанры в фольклоре; былина (эпическая песня), тематика былин, своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня; эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительныйхарактер древнерусской литературы; мудрость, преемственностьпоколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.«Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книгцерковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтическогоязыка оды и лирического стихотворения; поэтические образы.Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения изначение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; учение М.В. Ломоносова о «трех штилях»; риторические фигуры; эпиграмма; тема и мотив (развитие представлений).

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича«Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения;своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалмасоригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды; тематическое разнообразие лирики; псалом; риторические фигуры (развитие представлений).

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесыи ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки,мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья;отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений);классицизм.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Деревня», «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России 114 в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история произведений. Теория литературы: поэма, баллада; образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип; тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора); жанровое образование — дружеское послание.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении;проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь,достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести ихудожественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирическогостихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно - художественный прием;прием контраста; вымысел и верность исторической правде;градация.

Н.В. ГОГОЛЬ

 Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И. С. Тургенева.

Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик; эпилог; стихотворение в прозе (углубление представлений).

Ф.И. ТЮТЧЕВ 

Краткие сведения о поэте. Стихотворения : «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Величие и бессилие человеческого разума.

Теория литературы: философская лирика; строфа; стопа; ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий; деталь; антитеза, олицетворение, сравнение, эпитет, метафора; художественная идея

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы; тропы и фигуры (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, бессоюзие — развитие представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашнийдень, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведенийпоэта; своеобразие поэтической музы Н. А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основнаяпроблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость,стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие,покорность судьбе.

Теория литературы: теория литературы: поэма (развитие представлений); диалог

М.Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория — развитие представлений)

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческаяистория «Севастопольских рассказов». Литература и история.

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война,жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основныетемы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга (цикл) рассказов (развитие представлений)..

Н. С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писательбудущего». Сказ«Левша». Особенность проблематики ицентральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Теория литературы: сказ, рассказчик (развитие представлений); своеобразие стиля

Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..» Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений)

ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОССИИ

Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»

Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).

Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Степь» (фрагмент). Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы: психологический портрет; сюжет; сатира (развитие представлений).

Из  русской литературы XX века

И. А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...».

Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы - персонажи; образприроды; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно – выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

А. И. КУПРИН

Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст; художественная идея. Теория литературы: рождественский рассказ; диалог; прототип; мотив (развитие представлений); кульминация.

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору); «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи. Теория литературы: автобиографическая проза; трилогия; контраст (развитие представлений); герой-романтик.

А.С. ГРИН

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

Теория литературы: развитие представлений о герое-романтике.

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы созданияобразов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

С. А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж; тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, метафора, поэтический синтаксис — развитие представлений); неологизм

И. С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальныйхарактер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава«Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании,рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественнойдетали, выразительные средства; сказ.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина,человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» —по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающихмир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительныесредства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора,олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений), эссе

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла«Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «ВасилийТеркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом,сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпосаА.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны

Н. П. Майоров. «Творчество», Б. А. Богатков. «Повестка»;М. Джалиль. «Последняя песня»;Вс.  Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные«будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его рольдля понимания художественной идеи произведения, проблемаистинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

В. М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Русские поэты XX века о России

Г. Тукай. «Родная деревня».А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М. И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»И. Северянин. «Запевка».Н.М. Рубцов «В горнице».Я. В. Смеляков. «История».А. И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бымалым ни был мой народ…»Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «МойДагестан».А. А. Вознесенский. «Муромский сруб».А. Д. Дементьев. «Волга».Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Теория литературы: сравнение, риторические фигуры (развитие представлений)

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…».Темы и мотивы. «Вечные»темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

МАЦУО БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

ДЖ. СВИФТ

Краткие сведения о Дж. Свифте. История написания книги «Путешествия Гулливера». Характеристика структуры книги, определение объектов сатиры. Разоблачение человеческих пороков и общественных недостатков. Переводы книги на русский язык. Теория литературы: приключенческая литература; сказка, притча, роман; сатира, ирония, гротеск, аллегория, фантастика.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращениесолдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основныемотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ»(часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы созданияобразов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленькийпринц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Для заучивания наизусть

М. В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А. С. Пушкин. Одно - два стихотворения (по выбору).

М. Ю. Лермонтов. «Родина».

В. Гоголь «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»(отрывок).

Ф.И. Тютчев. Одно стихотворение (по выбору).

А. А. Фет. Одно стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды оДанко»).

С. А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Введение

1

Из устного народного творчества

3

Из древнерусской литературы

2

Из русской  литературы 18 века

5

Из русской  литературы 19 века

30

Из литературы XX века

         19

Из зарубежной литературы

7

Итоговые уроки

1

Итого

68

Календарно - тематическое планирование

Класс 7 «А»

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Введение (1 ч.)

1

Любите читать!

Из устного народного творчества (3 ч.)

2

Былина «Святогор и тяга земнаая»,

3

Былина«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

А.К. Толстой «Илья Муромец»

4

Русские народные песни.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

5

Из «Повести временных лет»

6

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Из литературы XVIII века (5 ч.)

7

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.

8

Из оды «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

9

Краткие сведения о Г.Р.Державине. Стихотворение «Властителям и судиям».

10

Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения. Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

11

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии.

Из литературы XIX века (30 ч.)

12

А.С.Пушкин. После лицея. Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Деревня», «Во глубине сибирских руд...».

13

Человек и природа в стихотворении «Туча».

14

Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла в стихотворении «Анчар».

15

«Песнь о вещем Олеге».

16

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.

17

М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М. Ю. Лермонтов-художник.

18

Стихотворения «Три пальмы»,  «Родина».

19

«Песня про… купца Калашникова».

20

Основные мотивы «Песни…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

21

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

22

«Бранное, трудное время...». Степь как образ Родины в повести Гоголя.

23

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

24

Мастерская творческого письма. Рассказ о событиях от лица их участника.

25

И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая

история и своеобразие композиции

26

И.С.Турненев «Хорь и Калиныч»

27

И.С.Тургенев «Певцы», «Нищий»

28

Ф. И. Тютчев. Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан».

29

А. А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер».

30

Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

31

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность преданность, независимость, стойкость.

32

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

33

Краткие сведения о М. Е.Салтыкове-Щедрине. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик».

34

Р. р. Письменный отзыв

35

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

36

Краткие сведения о Н.С.Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра.

37

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

38

Поэзия 19 в. о России

39

А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон», «Степь»

40

А.П.Чехов «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа; позиция писателя.

Из  русской литературы XX века  (19 ч)

41

Краткие сведения об И.А.Бунине. «Догорал апрельский светлый вечер…»

42

И. А. Бунин. Рассказ «Кукушка».

43

Краткие сведения об А.И.Куприне. «Чудесный доктор»

44

Краткие сведения о М.Горьком. «Детство».

45

М. Горький «Челкаш».  «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль».

46

А. С. Грин «Алые паруса»

47

Краткие сведения о В.В.Маяковском. Стихотворение  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

48

Краткие сведения о С.А.Есенине. Лирика

49

Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворении С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…».

50

Краткие сведения об И.С.Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня», роман «Лето Господне». Глава «Яблочный Спас»

51

Краткие сведения о М.М.Пришвине. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река».

52

Краткие сведения о К.Г.Паустовском. Главы из повести «Мещёрская сторона».

53

К .Г.Паустовский . Главы из повести «Мещёрская сторона».

54

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» . Р/р. Сочинение-эссе «Труд души».

55

Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»

56

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

57

Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.

58

Краткие сведения о Б.Л.Васильеве. «Летят мои кони» (фрагмент). «Экспонат №…».

59

«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.Шукшина.

60

Русские поэты XX в. о России.

Из зарубежной литературы (7 ч.)

61

У. Шекспир. Темы и мотивы шекспировских сонетов.

62

Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку (хайку).

63

Краткие сведения о Дж. Свифте. Разоблачение человеческих пороков и общественных недостатков в книге «Путешествие Гулливера»

64

Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворение «Возвращение солдата»,

65

Р. Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»).

66

Краткие сведения об Антуане де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Повесть «Планета людей» (глава «Линия»).

67

Краткие сведения о Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идёт?».

Подведение итогов (1 ч.)

68

Итоговая работа. Рекомендации для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы основного общего  образования В.Я. Коровиной.Имеет пояснительную записку и   календарно-тематическое  планиро...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету литературы для 7 класса, составленная Ерохиной Л.Е.

Рабочая программа по предмету литературы в 7 классе мною разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я Коровиной....

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...