Рабочая программа по предмету «Русский язык» 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
2) Примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г).;
3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
5) Программы для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2017;
6) Учебника «Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д. Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2017;
7) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 учебных часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_rp_po_russkomu_yazyku.docx | 59.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ Газимуро-Заводская СОШ __________ /Уварова Г.Ф./ Приказ № ___ от _________2021 |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
7 «Б»
Составитель:
Головина Анастасия Васильевна,
учитель русского языка и литературы
с. Газимурский Завод, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
2) Примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г).;
3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
5) Программы для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2017;
6) Учебника «Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д. Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2017;
7) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 учебных часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание программы по русскому языку для 7 класса
- СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (31 ч.)
Речь и речевое общение
Умение общаться — важная часть культуры человека. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.
Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога. Диалог-обмен мнениями, диалог-расспрос. Приемы эффективного слушания в ситуации диалога.
Речевая деятельность
Правила эффективного слушания в ситуации диалога.
Аудирование (выборочное, ознакомительное, детальное). Правила эффективного слушания в ситуации диалога.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Различные стратегии способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля.
Говорение. Разные виды пересказа прочитанного и прослушанного в соответствии с условиями общения. Создание собственного высказывания в соответствии с поставленными коммуникативными целями, с темой, ситуацией и условиями общения.
Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания тезисов, конспекта, расписок. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром
Текст
Текст. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте.
Повествование, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.
Способы развития темы в тексте.
Функциональные разновидности языка
Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности. Жанры публицистического стиля: статья, её особенности.
Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.
Язык художественной литературы.
- СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ (101ч.)
Общие сведения о языке
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты
Морфемика и словообразование
Морфемика. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Словообразование. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Типичные способы образования слов разных частей речи.
Словообразовательные и морфемные словари русского языка.
Лексикология и фразеология
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.
Этимологические словари
Фразеология.Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.
Фразеологические словари.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии
Морфология
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке.Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий
Звукоподражательные слова.
Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Предложение. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом
Правописание: орфография и пунктуация
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
- СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч.)
Культура речи
Культура речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа, происходящих в современном языке изменений. Пословицы и поговорки русского народа, современный городской фольклор.Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Что такое языковые семьи? | 16 |
2 | Какие языки-предки были у русского языка? | 20 |
3 | Какие языки-родственники есть у русского языка? | 21 |
4 | Как изменяются языки? | 31 |
5 | Как появился русский литературный язык? | 16 |
6 | Как связаны история народа и история языка? | 15 |
7 | Как лингвисты изучают историю языка? | 11 |
8 | Повторение | 6 |
Календарно-тематическое планирование
7-а класс
№ урока п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
Что такое языковые семьи? | |||
1 | Вводный урок. | ||
2 | Русский язык – один из индоевропейских языков. | ||
3 | Фонетика. Сильные и слабые позиции звуков. | ||
4 | Виды морфем. | ||
5 | Способы словообразования. | ||
6 | Сращение как способ словообразования. | ||
7 | Переход слов из одной части речи в другую. | ||
8 | Именные части речи. | ||
9 | Глагол и его формы. | ||
10 | Правописание окончаний прилагательных и причастий. | ||
11 | Правописание окончаний имён существительных | ||
12 | Контрольная работа №1. | ||
13 | Сочинение по упражнению 86. | ||
14 | Беседа и спор | ||
15 | Работа над ошибками. | ||
16 | Правила эффективного общения. | ||
Какие языки-предки были у русского языка? | |||
17 | Происхождение русского языка. | ||
18 | Однозначные и многозначные слова. | ||
19 | Группы слов в лексике языка. | ||
20 | Лексика исконная и заимствованная. | ||
21 | Старославянизмы. | ||
22 | Устаревшая лексика. | ||
23 | Неологизмы. | ||
24 | Сочинение - рассуждение | ||
25 | Правописание корней с чередованиями. | ||
26 | Двойные согласные. | ||
27 | Гласные после шипящих и ц. | ||
28 | Правописание н и нн в разных частях речи. Н и нн в именах прилагательных и причастиях. | ||
29 | Ни нн в именах существительных | ||
30 | Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи. | ||
31 | Повторение изученного. | ||
32 | Контрольная работа № 2. | ||
33 | Работа над ошибками. | ||
34 | Конспект. | ||
35 | Выразительные средства языка. | ||
36 | Защита проектных работ. | ||
Какие языки-родственники есть у русского языка? | |||
37 | Русский язык в кругу других славянских языков. | ||
38 | Наречие как часть речи. | ||
39 | Словообразование наречий. | ||
40 | Разряды наречий. | ||
41 | Степени сравнения наречий. | ||
42 | Морфологический разбор наречия. | ||
43 | Слова категории состояния. | ||
44 | Сжатое изложение | ||
45 | Правописание букв после шипящих на конце наречий. | ||
46 | Буквы а и о на конце наречий. | ||
47 | Правописание н и нн в наречиях. | ||
48 | Правописание не с наречиями. | ||
49 | Правописание отрицательных наречий. | ||
50 | Дефис в наречиях. | ||
51 | Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. | ||
52 | Использование наречий в текстах разных типов. | ||
53 | Отзыв. | ||
54 | Употребление наречий в речи. | ||
55 | Повторение изученного гл. 3. | ||
56 | Контрольная работа №3. | ||
57 | Работа над ошибками. | ||
Как изменяются языки? | |||
58 | Изучение письменных памятников. | ||
59 | Предлог – служебная часть речи. | ||
60 | Группы предлогов по структуре. | ||
61 | Группы предлогов по структуре. | ||
62 | Морфологический разбор предлога. | ||
63 | Контрольная работа №4 (за 1 полугодие). | ||
64 | Работа над ошибками. | ||
65 | Союз – служебная часть речи. | ||
66 | Разряды союзов. Сочинительные союзы. | ||
67 | Подчинительные союзы. | ||
68 | Подчинительные союзы. | ||
69 | Морфологический разбор союза. | ||
70 | Сочинение - рассуждение | ||
71 | Частица – служебная часть речи. | ||
72 | Смысловые частицы. | ||
73 | Формообразующие частицы. | ||
74 | Морфологический разбор частицы. | ||
75 | Междометия. Разряды междометий. | ||
76 | Звукоподражательные слова. | ||
77 | Правописание предлогов. | ||
78 | Правописание союзов. | ||
79 | Правописание союзов. | ||
80 | Правописание частиц не и ни. | ||
81 | Раздельное и дефисное написание частиц. | ||
82 | Правописание междометий. | ||
83 | Служебные части речи как средство связи предложений в тексте | ||
84 | Статья. | ||
85 | Стилистическая роль служебных частей речи. | ||
86 | Повторение изученного гл. 4 | ||
87 | Контрольная работа №5 | ||
88 | Работа над ошибками | ||
Как появился русский литературный язык? | |||
89 | Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка. | ||
90 | Словосочетание как единица синтаксиса. | ||
91 | Грамматическое значение словосочетаний. | ||
92 | Виды подчинительной связи в словосочетании. Согласование. | ||
93 | Управление. | ||
94 | Примыкание. | ||
95 | Схема словосочетания. Нечленимые словосочетания. | ||
96 | Изложение. | ||
97 | Употребление прописных и строчных букв. | ||
98 | Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. | ||
99 | Суффиксы причастий. | ||
100 | Синтаксические нормы: употребление словосочетаний. | ||
101 | Повторение изученного гл. 5 | ||
102 | Контрольная работа № 6. | ||
103 | Работа над ошибками. | ||
104 | Деловые бумаги: расписка. | ||
Как связаны история народа и история языка? | |||
105 | Исторические изменения в лексике русского языка. | ||
106 | Предложение – основная единица синтаксиса. | ||
107 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. | ||
108 | Простое двусоставное предложение. Подлежащее двусоставного предложения. | ||
109 | Типы сказуемого простого двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. | ||
110 | Составное глагольное сказуемое. | ||
111 | Составное именное сказуемое. | ||
112 | Знаки пунктуации | ||
113 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
114 | Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. | ||
115 | Цитирование в тексте. Сочинение – рассуждение. | ||
116 | Выбор формы сказуемого в предложении. | ||
117 | Повторение изученного гл 6. | ||
118 | Контрольная работа №7. | ||
119 | Работа над ошибками. | ||
Как лингвисты изучают историю языка? | |||
120 | Историческая лингвистика. | ||
121 | Нераспространённые и распространённые предложения. | ||
122 | Дополнение. | ||
123 | Определение. | ||
124 | Приложение. | ||
125 | Обстоятельство. | ||
126 | Дефисное и раздельное написание наречий. | ||
127 | Способы связи предложений в тексте. | ||
128 | Синтаксические нормы управления и согласования. | ||
129 | Сжатое изложение. | ||
130 | Повторение изученного гл. 7 | ||
Повторение | |||
131 | Повторение изученного в 7 кл. | ||
132 | Повторение изученного в 7 кл. | ||
133 | Контрольная работа №8 (за курс 7 класса). | ||
134 | Работа над ошибками. | ||
135 | Защита проектов. | ||
136 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО
Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык как родной язык"
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык как родной язык" 5 класс...