Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Программа с КТП по литературе для 10 класса (базовый уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._po_l-re_10kl._baza.docx | 76.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Гимназия № 97 г. Ельца»
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла наук (протокол № 1от 29.08.2016) Руководитель МО ________(Дюкарева Н.Ю.) | Принята решением педагогического совета МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (протокол № 1 от 30.08.2016) | Утверждена приказом по МБОУ «Гимназии №97 г. Ельца» от 30.08.2016 № 286 Директор ___________ (Пирогова В.А.) |
Рабочая программа
по предмету «Литература»
для 10-А класса
на 2016 – 2017 учебный год
Рабочую программу составила
учитель Плюхина Н.Е.
г. Елец, 2016
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Литература» в 10 классе (базовый уровень).
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
-федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 ( изменения: приказ МОиН РФ от 01.02.2012 № 74);
-приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 № 1089 (изменения: приказ МОиН РФ от 10.11.2011 № 2643; приказ МОиН РФ от 24.01.2012 № 39), приказ от 31.01.2012 №69;
-приказ МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 № 253;
-письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ «О федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 № 08-548;
-письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным программам федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 № 03-1263;
-программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).
-письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 №3499;
-приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2016-2017 учебный год» от 15.04.2016 № 386;
-методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2016-2017 учебном году».
-учебный план МБОУ «Гимназия № 97 г.Ельца» на 2016-2017 учебный год (принят на педагогическом совете гимназии, утвержден приказом директора МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» от 30.08.2016 № 286);
-календарный учебный график МБОУ «Гимназия № 97 г.Ельца» на 2016-2017 учебный год (принят на педагогическом совете, утвержден приказом директора МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» от 30.08.2016 № 286);
-локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» (утвержден приказом директора МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» от 30.08.2013 № 308);
-приказ МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца» «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе на 2016-2017 учебный год» от 08.02.2016 № 49.
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся; сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием теоретико – литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На уроках литературы обучающиеся должны решить следующие задачи:
-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь обучающемуся в осознании окружающего мира.
Сведения о программе, на основании которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 года и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)–М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2010 год.
Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Информация о внесенных изменениях
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 года введены 3 часа для изучения творчества зарубежных писателей), 1 час на творчество К. Хетагурова (за счёт 4 часов, отведённых на изучение цикла «У литературной карты России» по программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)).
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами, для чего запланированы резервные учебные часы.
Место и роль учебного предмета
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.
Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком на преподавание литературы в 10 классе отводится федеральным компонентом 3 часа в неделю. Всего-105 часов.
Из них на развитие речи- 13 часов(4 дом.соч.,5 кл.соч.) . Контрольных работ-2.
Формы организации образовательного процесса: коллективные, групповые, индивидуальные.
Технологии обучения:
-уровневая дифференциация;
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-проектно-исследовательская технология;
- личностно ориентированные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
–использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
–определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
–поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
–умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
–выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
–владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
–определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
– осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Основные виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся: текущий, тематический, итоговый.
Основные формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплексом:
1.В. И. Сахаров, С. А. Зинин. Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса : В 2 частях.- М.: «Русское слово», 20011 г.
2.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. –Москва, «Русское слово», 2009.
3.Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 10 – 11 классы. - М.: «Русское слово». 2008.
2.Содержание программы
Русская литература XIX века.
Из литературы первой половины X I X века.
А.С.Пушкин.
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. "И путник усталый на Бога роптал...") «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору( «Деревня», «Сожжённое письмо», «Странник»).
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. Тема призвания поэта в лирике Пушкина. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма "Медный всадник". Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения: «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору («Гляжу на будущность с боязнью…», «Благодарю!», «Ветка Палестины»).
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Н.В.Гоголь.
Повесть «Невский проспект».
« Ах, Невский…Всемогущий Невский». (Н.В.Гоголь «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»). Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Из литературы второй половины 19 века.
А.Н. Островский.
Драма « Гроза».
Жизненный и творческий путь драматурга. Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Драма «Гроза» в русской критике.
И.А.Гончаров.
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).Роман «Обломов» в русской критике.
И.С.Тургенев.
Роман « Отцы и дети».
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». Мир «отцов» в романе. Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Одинцова. Философские итоги романа, смысл его названия. Критика о романе и его героях.
Н.Г.Чернышевский.
Роман «Что делать? » (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать?»
Н.А.Некрасов.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба..."», а также три стихотворения по выбору(«Блажен незлобивый поэт...», «Пророк», «Муза», «Тяжёлый крест достался ей на долю…»).
Основные вехи жизни и творчества Н.А. Некрасова. Народные характеры и типы в лирике Н.А. Некрасова. «Муза мести и печали» в лирике Н.А. Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова, ее непреходящее значение.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Литература народов России.
К. Хетагуров.
Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.
Ф.И. Тютчев.
Стихотворения: Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три стихотворения по выбору («Певучесть есть в морских волнах...», «Она сидела на полу…», «Весь день она лежала в забытьи…»).
Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Ф.И.Тютчева.Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»).
А.А. Фет.
Стихотворения: А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору ( «Я тебе ничего не скажу...», «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...»).
Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета. Тема любви в лирике А.А. Фета.
А.К. Толстой.
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...».
Мир природы в лирике А.К.Толстого. Любовная лирика А.К. Толстого.
Н.С.Лесков.
Повесть «Очарованный странник ».
Жизненный и творческий путь Н.С.Лескова. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности в сказе «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Особенности лесковской повествовательной манеры. Былинные мотивы в повести.
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Роман-летопись «История одного города» ( обзорное изучение).
Жизнь и творчество великого сатирика. Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев и проблема финала романа.
Л.Н. Толстой.
Роман «Война и мир».
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». «Высший свет» в романе «Война и мир». Именины у Ростовых. Лысые Горы. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение войны 1812 г. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.«Мысль народная» в романе. Платон Каратаев: русская картина мира. Картины партизанской войны в романе. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. «Мысль семейная» в романе. Нравственно-философские итоги романа.
Ф.М. Достоевский.
Роман «Преступление и наказание».
Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Возрождение души Раскольникова. Роман «Преступление и наказание» в русской критике.
А.П. Чехов.
Рассказы: «Человек в футляре»,«Дама с собачкой», «Ионыч», «Студент», а также два рассказа по выбору («Крыжовник», «О любви»).
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни. Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Художественные особенности поэтики рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой». Проблемы рассказа А. П. Чехова «Студент».
Пьеса «Вишневый сад».
Своеобразие образной системы комедии «Вишневый сад». Своеобразие конфликта комедии А.П.Чехова «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы.
Зарубежная литература 2-й половины XIX века.
Г. де Мопассан.
Тема любви в новелле Ги де Мопассана «Плетельщица стульев».
О.де Бальзак.
Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.
А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».
3.Учебно - тематический план
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов | ||
теория | практика | |||
К.р. | Р.р. | |||
1 | Введение. | 1 | ||
2 | Из литературы первой половины 19 века. | 8 | 1ч. | |
3 | Из литературы второй половины 19 века. | 72 | 2 | 12ч. |
4 | Литература народов России. | 1 | ||
5 | Зарубежная литература 2-й половины XIX века. | 3 | ||
6 | Обобщение и систематизация изученного в 10 классе. | 1 | ||
7 | Резерв. | 4 | ||
Итого: | 90 | 2 | 13 | |
90+2+13=105 |
4.Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
5.Литература и средства обучения
Основная литература
1.В. И. Сахаров, С. А. Зинин. Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса : В 2 частях.- М.: «Русское слово», 20011 г.
2.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. – Москва, «Русское слово», 2009.
3.Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 10 – 11 классы. - М.: «Русское слово». 2008.
Дополнительная литература
1. И.В. Золоторева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс в 2-х частях. М.: «Вако», 2009 г.
2. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс – С.-П., 2008.
3. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.
4. Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы- М. Чистые пруды, 2007.
5. Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста» - М. Издательство МЦНМО, 2008.
Интернет - ресурсы
1. Газета «1 сентября» www.1september.ru
2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://lit.1september.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
4.Завуч. инфо www.zavuch.info.
5.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
6.Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
7.Педсовет http://pedsovet.org
8.Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
9.Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
10.Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/
11.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
12.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
13.ФИПИ http://www.fipi.ru
14.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»http://www.feb-web.ru
15.Школа цифрового века http://digital.1september.ru
6.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | Тема раздела | № п/п | Тема урока | Форма контроля | |
По плану | По факту | |||||
1 | Введение (1ч.) | 1 | «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века). | |||
Из литературы первой половины 19 века (8ч. +1ч.) | ||||||
2 | А.С.Пушкин (4ч.) | 1 | Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Тема призвания поэта в лирике Пушкина. | |||
3 | 2 | "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. | ||||
4 | 3 | Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». | ||||
5 | 4 | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | ||||
6 | М.Ю. Лермонтов(2ч.) | 1 | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. | |||
7 | 2 | Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова. | ||||
8 | Н.В.Гоголь (3ч.) | 1 | « Ах, Невский…Всемогущий Невский». (Н.В.Гоголь «Петербургские повести»). Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры | |||
9 | 2 | Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»). | ||||
10 | 3 | Р.р. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX в. | Домашнее сочинение | |||
Из литературы второй половины 19 века(72ч. +12ч.+2к.р.) | ||||||
11 | Введение (1ч.) | 1 | Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века. | |||
12 | А.Н. Островский (6ч.+2ч.) | 1 | Жизненный и творческий путь А.Н.Островского.. | |||
13 | 2 | Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. | ||||
14 | 3 | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. | ||||
15 | 4 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | ||||
16 | 5 | Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». | ||||
17 | 6 | Драма «Гроза» в русской критике. | ||||
18 | 7 | Р.р.Подготовка к сочинению по творчеству А.Н. Островского. | ||||
19 | 8 | Р.р. Сочинение по творчеству А.Н. Островского. | Классное сочинение | |||
20 | И.А.Гончаров (6ч.+1ч.) | 1 | Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». | |||
21 | 2 | Роман «Обломов». Утро Обломова. | ||||
22 | 3 | К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). | ||||
23 | 4 | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | ||||
24 | 5 | Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). | ||||
25 | 6 | Роман «Обломов» в русской критике. | ||||
26 | 7 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Гончарова. | Домашнее сочинение | |||
27 | И.С.Тургенев (6ч.+2ч.) | 1 | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. | |||
28 | 2 | Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». | ||||
29 | 3 | Мир «отцов» в романе. | ||||
30 | 4 | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? | ||||
31 | 5 | Базаров и Одинцова. | ||||
32 | 6 | Философские итоги романа, смысл его названия. Критика о романе и его героях. | ||||
33 | 7 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману И. С.Тургенева «Отцы и дети». | ||||
34 | 8 | Р.р. Сочинение по роману И. С.Тургенева «Отцы и дети». | Классное сочинение | |||
35 | Н.Г.Чернышевский (1ч.) | 1 | Н.Г.Чернышевский. Злободневное и вечное в романе «Что делать?» | |||
36 | Н.А.Некрасов (8ч.+1ч.) | 1 | Основные вехи жизни и творчества Н.А. Некрасова | |||
37 | 2 | Народные характеры и типы в лирике Н.А. Некрасова. «Муза мести и печали» в лирике Н.А. Некрасова. | ||||
38 | 3 | Любовная лирика Н.А. Некрасова, ее непреходящее значение. | ||||
39 | 4 | Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | ||||
40 | 5 | Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. | ||||
41 | 6 | Народ в споре о счастье. | ||||
42 | 7 | Идейный смысл рассказов о грешниках. | ||||
43 | 8 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | ||||
44 | 9 | Р.р. Подготовка к сочинению по поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Домашнее сочинение | |||
Литература народов России (1ч.) | ||||||
45 | К.Хетагуров(1 ч.) | К. Хетагуров. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. | ||||
46 | Ф.И. Тютчев (3ч.) | 1 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. | |||
47 | 2 | Мир природы в лирике Ф.И.Тютчева. | ||||
48 | 3 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»). | ||||
49 | А.А. Фет (3ч+1ч.) | 1 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | |||
50 | 2 | Природа и человек в лирике Фета. | ||||
51 | 3 | Тема любви в лирике А.А. Фета | ||||
52 | 4 | Р.р. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева или А.А. Фета. | Сочинение-анализ | |||
53 | А.К. Толстой(2ч.) | 1 | Мир природы в лирике А.К.Толстого. | |||
54 | 2 | Любовная лирика А.К. Толстого. | ||||
55 | Н.С.Лесков (4ч.) | 1 | Жизненный и творческий путь Н.С.Лескова. | |||
56 | 2 | Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности в сказе «Очарованный странник» | ||||
57 | 3 | Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | ||||
58 | 4 | Особенности лесковской повествовательной манеры. Былинные мотивы в повести. | Тест | |||
59 | М.Е. Салтыков-Щедрин(2 ч.) | 1 | Жизнь и творчество великого сатирика. | |||
60 | 2 | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | ||||
61 | 1 | Контрольная работа по изученным темам. | Контрольная работа | |||
62 | Л.Н. Толстой (14ч+2ч.) | 1 | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. | |||
63 | 2 | История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». | ||||
64 | 3 | «Высший свет» в романе «Война и мир». | ||||
65 | 4 | Именины у Ростовых. Лысые Горы. | ||||
66 | 5 | Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | ||||
67 | 6 | Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. | ||||
68 | 7 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | ||||
69 | 8 | Изображение войны 1812 г. | ||||
70 | 9 | Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. | ||||
71 | 10 | «Мысль народная» в романе. Платон Каратаев: русская картина мира. | ||||
72 | 11 | Картины партизанской войны в романе. | ||||
73 | 12 | Решение главной мысли:о предназначении человека(т.2 и эпилог). | ||||
74 | 13 | Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. «Мысль семейная» в романе. | ||||
75 | 14 | Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению. | ||||
76 | 15 | Р.р.Подготовка к сочинению по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого. | ||||
77 | 16 | Р.р.Сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого. | Классное сочинение | |||
78 | Ф.М. Достоевский (8ч.+2ч.) | 1 | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | |||
79 | 2 | Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. | ||||
80 | 3 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе. | ||||
81 | 4 | Теория Раскольникова. | ||||
82 | 5 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | ||||
83 | 6 | «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. | ||||
84 | 7 | Сонечка как нравственный идеал автора. | ||||
85 | 8 | Возрождение души Раскольникова. | ||||
86 | 9 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | Классное сочинение | |||
87 | 10 | Р.р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
88 | А.П. Чехов (8ч. + 1ч.) | 1 | Жизнь и творчество А.П. Чехова. | |||
89 | 2 | Трагикомедия «футлярной» жизни. | ||||
90 | 3 | Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). | ||||
91 | 4 | Художественные особенности поэтики рассказа А. П. Чехова, «Дама с собачкой». | ||||
92 | 5 | Проблемы рассказа А. П. Чехова «Студент». | ||||
93 | 6 | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | ||||
94 | 7 | Своеобразие конфликта комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». | ||||
95 | 8 | Образ сада и философская проблематика пьесы. | ||||
96 | 9 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству А. П. Чехова. | Домашнее сочинение | |||
97 | 1 | Контрольная работа по разделу «Из литературы второй половины 19 века». | Контрольная работа | |||
Зарубежная литература 2-й половины XIX века (3ч.) | ||||||
98 | Г. де Мопассан (1ч.) | 1 | Тема любви в новелле Ги де Мопассана «Плетельщица стульев». | |||
99 | О.де Бальзак (1ч.) | 1 | Изображение губительной власти денег в повести О. де Бальзака «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. | |||
100 | А. Рембо(1ч.) | 1 | А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | |||
101 | Обобщение и систематизация изученного в 10 классе (1ч) | 1 | Обобщение материала историко-литературного курса. | |||
102-105 | Резерв (4 ч.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Математика» 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по математике. Планирование разработано в соответствии с Примерной программой ...
Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Феде...
Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...