Литературное краеведение
рабочая программа по литературе (9 класс)

Формирование гражданской позиции, чувства  патриотизма и любви к родному краю, родному слову невозможно без изучения литературы родного края. Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Часто учащиеся знакомы с мировой литературой, но не имеют представления о тех, кто своими корнями, творчеством связан с родным краем.
Сегодня учащиеся совершают множество походов и экскурсий по родному краю, что свидетельствует о востребованности и актуальности такой работы.  Данный  курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах,  вводит воспитанников в лабораторию художественного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_kraevedenie.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ  ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА» АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по  литературе    

«Литературное краеведение»

Выполнила:

Сабирова Саима Ахатовна,

 учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории,

МБОУ «Кулле-Киминская ООШ»

Атнинского муниципального района РТ

 

2020  год

 «Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.

                                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Формирование гражданской позиции, чувства  патриотизма и любви к родному краю, родному слову невозможно без изучения литературы родного края. Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Часто учащиеся знакомы с мировой литературой, но не имеют представления о тех, кто своими корнями, творчеством связан с родным краем.
Сегодня учащиеся совершают множество походов и экскурсий по родному краю, что свидетельствует о востребованности и актуальности такой работы.  Данный  курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах,  вводит воспитанников в лабораторию художественного творчества.  

        Литературное краеведение предполагает изучение литературы родного края и теснейшим образом переплетается с курсом  русской литературы, Отечественной истории.   Изучение будет не только способствовать углублению и закреплению знаний по литературе, но окажется полезным в чисто практических целях. А именно: позволит учащимся свободно ориентироваться в историко-литературном наследии родного края, а также поможет учащимся в выборе профессиональной ориентации.

    Программа  курса опирается на фонды  музея Сибгата Хакима, «Народного поэта РТ», выходца с. Кулле-Кими.  Программа предполагает проведение  исследовательской работы, большой работы по развитию устной и письменной речи учащихся, способствующей развитию творческой  и познавательной активности учащихся.          Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с  Атнинским районом.   В курс  включены произведения местных писателей, известных на  республиканском уровне.

    Предлагаемая программа предполагает сотрудничество педагога и воспитанника.  Поэтому каждый шаг, каждый урок педагога должен быть ориентирован на воспитание в ребенке цельного, положительного мировосприятия, умения анализировать, творчески, необычно подходить к решению той или иной проблемы, достойно преодолевать трудности, избегая необдуманных действий. Именно собственные краеведческие знания и впечатления учителя, отношение его к своему труду, к окружающему миру, в глубокой степени пронизывают содержание курса, что особенно помогает ребенку цельно взглянуть на мир.

 Главная цель элективного курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

просветительская - приобщение к литературному творчеству;

агитационная  - увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска;

эстетическая - раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы;

лингво-коммуникативная  - обогатить устную и письменную речь школьников;

обучающая  - овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического

описания, классификации печатных и рукописных материалов.

Целям и задачам курса подчинены структура и содержание курса.
Итогом работы учащихся в течение учебного года становится их участие в районных и республиканских  конференциях, конкурсах, олимпиадах.

В зависимости от содержания занятий форма работы может быть

  • лекционной (обзорные беседы, доклады на заданные темы),

  •  экспедиционной (изучение литературных объектов, сбор материалов),

  • литературно-творческой ( сочинения на различные темы, на темы походов и экскурсий),

  • культурно-массовой (проведение литературно-музыкальных вечеров и утренников, викторин, игр, конкурсов,  и др.),

  • экскурсионной.

    В то же время целесообразно применять и активные формы занятий:   уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии, конференции, инсценировки, интегрированные   уроки, уроки-концерты, экскурсии, встречи и другие формы,  направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

                                                        Программа рассчитана на 1 год  обучения, 34 часа

 

                                                               

                                   

                                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Время на изучение

                Тема занятия

форма занятия

Виды деятельности

учащихся

Дата

Фактическая

дата

1.

1

Введение. Цели и задачи курса «Литературное краеведение».

Лекция с элементами беседы.

Обсуждение целей и задач курса.

2.

1

Творческий проект как форма работы по литературному краеведению.

Лекция.

Знакомство со структурой творческого проекта.

3.

1

Устное народное творчество.

  Сказки, баиты, песни с. Кулле-Кими. Связь с русскими и марийскими сказками.

Интегрированное занятие

Сбор лирических песен, баитов, сказок, хранителями которых являются старейшие члены семьи, рассказы об обрядах, работа с рукописными книгами из фонда музея С.Хакима.

4

1

Посещение лаборатории устного народного творчества в музее С.Хакима

Урок-экскурсия.

Чтение наизусть, анализ стихотворений, представление собственных творческих работ.

5

1

Экскурсия по селу Кулле Кими

 

Урок-экскурсия.

Экскурсия по селу Кулле-Кими , создание видеоролика о малой родине.

6-7

2

Творческий отчет о проделанной работе. Исследование произведений устного народного творчества, собранных учащимися

Круглый стол.

Защита творческих работ.

8

1

Поэты и писатели Атнинского района

Урок-знакомство.

Презентация.

9-10

2

 Творчество Ш.Марджани

Экскурсия в  музей Ш.Марджани, с. Коморгузя Атнинского района.

Чтение, обсуждение и анализ произведений  Ш. Марджани, в результате участие на республиканской конференции им. Ш.Марджани

11

1

Просветительские аспекты мировоззрения Ш.Марджани  

Круглый стол

Чтение, обсуждение и анализ научного наследия

12

1

 Творчество С.Хакима, «Народного поэта РТ»,   лауреата премии им. М.Горького, Г.Тукая, выпускника школы,

Урок-знакомство.

 Презентация, обсуждение и анализ стихов. Посещение дома С.Хакима.

13-14

2

 Экскурсия в музей С.Хакима.  Марийская тема  в творчестве поэта

 Урок-конкурс

Переписка поэта, работа с архивом поэта.

15

1

Г.Тукай и С.Хаким в призме переклички веков

Урок-исследование

Письма Г.Афзала С.Хакиму,  изучение и оценка

16

1

 А.С.Пушкин и С.Хаким. Точки соприкосновения.

Урок-исследование

17

1

Систематизация накопленных материалов.

Интегрированное занятие.

Представление собственных творческих работ.

18

1

Литературная игра «Люби и знай свой край»

19

1

Стихи Ф.Гайсина, «Заслуженного учителя РТ», члена Союза писателей РТ, выпускника школы

Интегрированное занятие

Чтение наизусть, анализ стихотворений, посещение  музея, ознакомление  с экспозицией «Ф.Гайсин»

20

1

Песни на слова Ф.Гайсина

Интегрированное занятие

Аудио и видеозаписи

21

1

Встреча с Ф. Гайсиным. Вечер поэзии.

Урок-знакомство.

Презентация, обсуждение и анализ стихов.

22

1

Творческий отчет о проделанной работе.

Круглый стол.

Защита творческих работ.

23

1

Экскурсия в  село Б.Атня. Посещение краеведческого музея, филиала Национального музея РТ

Урок-путешествие.

Сочинение – описание по впечатлениям.

24

1

Экскурсия в редакцию районной газеты «Әтнә таңы».

Урок-экскурсия.

Устный отзыв об экскурсии.

25

1

Краеведческая научно – практическая конференция.

Практическое занятие

Как подготовиться к публичному выступлению. Выступление на школьных конкурсах и конференциях, на районных конкурсах

26

1

 Творчество Л.Шакирзян, лауреата премии им. Г.Тукая, выпускницы школы.

Урок-знакомство

Лекция с элементами беседы

27

1

 «Каенсар, Кулле Киме –  детство поэта»

Урок-знакомство

Посещение дома поэтессы, знакомство с экспозицией «Л.Шакирзян» в музее.

28

1

Земляки в творчестве Л.Шакирзян.

Урок-знакомство.

Чтение, обсуждение и анализ стихов.

29

1

Встреча с поэтом, вечер поэзии.

Литературная гостиная

Сочинение-эссе

30

1

Обзор творчества Луары Шакирзян, «Народной артистки РТ», «Заслуженного деятеля искусств РТ»

Урок-знакомство

Лекция с элементами беседы

31

1

Экскурсия в музей Г. Камала.  Интервью с  Л.Шакирзян

Урок-экскурсия

Экскурсия по музею и создание видеоролика о Л.Шакирзян

32

1

Творческий отчет о проделанной работе.

Круглый стол.

Защита творческих работ.

33

1

Подготовка вечера поэзии. Выставка работ учащихся

Интегрированное занятие

Отбор стихов, составление сценария, распределение ролей, репетиция.

 

 

34

1

Вечер поэзии

 

                                                           

                                                                           Содержательная часть  курса

 

                            Учебных занятий – 34 часа,                            Вводных занятий – 1 занятие,

Практических занятий – 5 часов,                    Итоговых и заключительных – по 1 занятию

Экскурсии -5

     Раздел №1.  Кулле-Киминский фольклор.

       Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по  литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;

       Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанными в Кулле-Кими

       Актуализация знаний прошлого в современном мире.

Раздел№2

Рукописные книги, созданные жителями с.Кулле-Кими в конце 19, начала 20 века. 

   Раздел №3. 

 Из татарской поэзии XXвека. Поэты Атнинского района

    Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

      Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях .

 

     Раздел №4.

 Музей С.Хакима в исследовательской деятельности учащихся

     Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация материалов, значение нововведений в литературу;

      Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей,  изучение архива поэтов и писателей с. Кулл-Кими.

 

      Раздел №5. «Тебя я воспою…»

    Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в перио-

дических изданиях  о поэтах и писателях Атнинского района

     Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;

     Подведение итогов работы.

        Данный курс литературного краеведения рассчитан для 9 класса. Продолжительность электива составляет всего 34 часа. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.

                                                                       

                                                                                       

                                                                         Экскурсии.

  1. Экскурсии по району. Экскурсия по селу Кулле Кими, Бахтаче,  Большая Атня, Коморгузя,   Каенсар. Создание на этой основе видеоролика о малой родине  поэтов. Подготовка выступлений, исследовательских работ.
  2. Экскурсия в Казань. Посещение литературных мест, связанных с творчеством, деятельностью писателей Атнинского района. Посещение Академического театра им. Г.Камала.
  3. Экскурсия в редакцию районной газеты «Әтнә таңы». Выступление в печати с исследовательскими работами.

Встречи с поэтами и их родными.

Участие на научно-практических конференциях.

                                          

                                           Требования к результатам освоения элективного курса

  •  знание литературных мест края, умение рассказывать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

  • умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;
  • умение работать с архивом;

  • умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме.

                                                                  Информационное обеспечение
  1. Использованная литература:

1.С.Хаким. Десять ключей на горе. Татиздат,1981.

2.С.Хаким. Небо в глазах. Стихи и поэмы. Татиздат, 1966.

3.С.Хаким.  Детство поэта. Татиздат,1957.

4. С.Хаким.  Ветер не подует, листья не шелохнутся .  Татиздат, 1966.

5. Л. Шакирзян. Дарю на память. Казань, Татиздат, 2005.

6.Л.Шакирзян. Круговорот. Казань,Татиздат, 2002.

7. Л.Шакирзян. Аромат цветов. Казань, Татиздат, 1966.

8. Ф.Гайсин. Цветы любви. Татиздат, 2006.

9. Ф.Гайсин. Не трогайте душу поэта. Татиздат, 2011.

10. Ш.Марджани.   Татиздат,  1996.

11. Архив музея С.Хакима, Ш. Марджани.

  1. Литература для учащихся:

1.С.Хаким.  Детство поэта. Татиздат,1957.

2. С.Хаким.  Ветер не подует, листья не шелохнутся .  Татиздат, 1966.

3. Л. Шакирзян. Дарю на память. Казань, Татиздат, 2005.

4.Л.Шакирзян. Круговорот. Казань,Татиздат, 2002.

5. Л.Шакирзян. Аромат цветов. Казань, Татиздат, 1966.

6. Ф.Гайсин. Цветы любви. Татиздат, 2006.

7. Ф.Гайсин. Не трогайте душу поэта. Татиздат, 2011.

8. Ш.Марджани.   Татиздат,  1996.

3.   Оборудование и наглядные пособия:

  1. мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций;
  2. аудиоаппаратура для музыкального оформления поэтического вечера;
  3. видеокамера для создания видеоролика о малой родине;
  4. школьный автобус для экскурсии;
  5. сборники стихов поэтов Атнинского района; книги о поэтах;
  6. номера газеты «Әтнә таңы» с поэтической страничкой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

С любовью к родному краю (литературное краеведение)

                «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе...

Презентации по литературному краеведению

Иллюстративный материал по литературному краеведению...

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Программа по литературному краеведению Ульяновской области

Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...