Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
методическая разработка по литературе (7, 8 класс) на тему
Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эпизод из гл."Любовь" и вопросы для анализа | 33.97 КБ |
эпизод из гл."Приступ" и вопросы для анализа | 40.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте фрагмент из главы 5 . «Любовь». Ответьте на вопросы.
Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Я лежал на кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость. Передо мною стоял Савельич со свечкою в руках. Кто-то бережно развивал перевязи, которыми грудь и плечо были у меня стянуты. Мало-помалу мысли мои прояснились. Я вспомнил свой поединок и догадался, что был ранен. В эту минуту скрыпнула дверь. «Что? Каков?» – произнес пошепту голос, от которого я затрепетал. «Все в одном положении, – отвечал Савельич со вздохом, – все без памяти, вот уже пятые сутки». Я хотел оборотиться, но не мог. «Где я? кто здесь?» – сказал я с усилием. Марья Ивановна подошла к моей кровати и наклонилась ко мне. «Что? как вы себя чувствуете?» – сказала она. «Слава богу, – отвечал я слабым голосом. – Это вы, Марья Ивановна? скажите мне…» – я не в силах был продолжать и замолчал. Савельич ахнул. Радость изобразилась на его лице. «Опомнился! опомнился! – повторял он. – Слава тебе, владыко! Ну, батюшка Петр Андреич! напугал ты меня! легко ли? пятые сутки!..» Марья Ивановна перервала его речь. «Не говори с ним много, Савельич, – сказала она. – Он еще слаб». Она вышла и тихонько притворила дверь. Мысли мои волновались. Итак, я был в доме коменданта, Марья Ивановна входила ко мне. Я хотел сделать Савельичу некоторые вопросы, но старик замотал головою и заткнул себе уши. Я с досадою закрыл глаза и вскоре забылся сном.
Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее… и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. «Милая, добрая Марья Ивановна, – сказал я ей, – будь моею женою, согласись на мое счастие». – Она опомнилась. «Ради бога успокойтесь, – сказала она, отняв у меня свою руку. – Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование.
С той поры мне час от часу становилось лучше. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было, и, слава богу, не умничал. Молодость и природа ускорили мое выздоровление. Все семейство коменданта за мною ухаживало. Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастью. «Но подумай хорошенько, – прибавила она, – со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»
1)Укажите с точностью, что явилось причиной тяжёлого ранения Гринёва?
2)В каких отношениях были Маша и Гринёва до его ранения? Как можно объяснить, что Марья Ивановна почти не отходила от больного?
3)Почему Гринёв не раздумывая делает Маше предложение?
4) «Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления», - вспоминает рассказчик. Почему именно «умиления»? (Сравните – слёзы радости, восторга, счастья и т.д..)
5)Как можно объяснить быстрое согласие М.И.? Какие черты характера героини раскрываются таким образом?
6)Почему Гринёв со Швабриным помирился в первые дни выздоровления? Как это его характеризует?
7)Второй эпиграф к главе таков: «Буде лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешь». Как он связан с дальнейшими событиями? Какие строки из приведённого фрагмента как бы предсказывают эти события?
8)Глава называется «Любовь». Поразмышляйте о том, что вкладывает в это понятие автор.
Предварительный просмотр:
Прочитайте фрагмент из главы 7 . «Приступ». Ответьте на вопросы.
Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, не хотевшая отстать от нее. «Ну, что? – сказала комендантша. – Каково идет баталья? Где же неприятель?» – «Неприятель недалече, – отвечал Иван Кузмич. – Бог даст, все будет ладно. Что, Маша, страшно тебе?» – «Нет, папенька, – отвечала Марья Ивановна, – дома одной страшнее». Тут она взглянула на меня и с усилием улыбнулась. Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты.
В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками[1]. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал под шапкою лист бумаги; у другого на копье воткнута была голова Юлая, которую, стряхнув, перекинул он к нам чрез частокол. Голова бедного калмыка упала к ногам коменданта. Изменники кричали: «Не стреляйте: выходите вон к государю. Государь здесь!
«Вот я вас! – закричал Иван Кузмич. – Ребята! стреляй!» Солдаты наши дали залп. Казак, державший письмо, зашатался и свалился с лошади; другие поскакали назад. Я взглянул на Марью Ивановну. Пораженная видом окровавленной головы Юлая, оглушенная залпом, она казалась без памяти. Комендант подозвал капрала и велел ему взять лист из рук убитого казака. Капрал вышел в поле и возвратился, ведя под уздцы лошадь убитого. Он вручил коменданту письмо. Иван Кузмич прочел его про себя и разорвал потом в клочки. Между тем мятежники, видимо, приготовлялись к действию. Вскоре пули начали свистать около наших ушей, и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. «Василиса Егоровна! – сказал комендант. – Здесь не бабье дело; уведи Машу; видишь: девка ни жива ни мертва».
Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение; потом оборотилась к мужу и сказала ему: «Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу».
Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорее». (Маша кинулась ему на шею и зарыдала.) «Поцелуемся ж и мы, – сказала, заплакав, комендантша. – Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» – «Прощай, прощай, матушка! – сказал комендант, обняв свою старуху. – Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да, коли успеешь, надень на Машу сарафан». Комендантша с дочерью удалились. Я глядел вослед Марьи Ивановны; она оглянулась и кивнула мне головой. Тут Иван Кузмич оборотился к нам, и все внимание его устремилось на неприятеля. Мятежники съезжались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей. «Теперь стойте крепко, – сказал комендант, – будет приступ…»
1)Благодаря каким деталям становится понятно, что над Белогорской крепостью нависла смертельная опасность?
2)Что способствовало поражению защитников крепости?
3) Как ведёт себя Василиса Егоровна? Зачем она приходит на крепостной вал?
4) « Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной…», - вспоминает рассказчик. Каким образом Гринёв получает шпагу из рук Марии Ивановны? Можно ли эти слова назвать пророческими? Докажите.
5) ПРОЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ «О БЛАГОСЛОВЕНИИ». Благословляя Машу, Иван Кузмич говорит: «…Живите, как жили мы с Василисой Егоровной.» Какие семейные ценности он имеет в виду? Как вы понимаете слова «любовь да совет»? (Раскройте их смысл).
6)Является ли слово «прощай», которое говорят герои друг другу синонимом современному «до свидания»? Объясните свою точку зрения.
7)Как вы понимаете значение слов И.К. «да, коли успеешь, надень на Машу сарафан»?
8)Сделайте вывод, какие качества противопоставлены вероломству, измене, в поступках каких героев они проявляются?
Благословение – буквально – «благое слово», слово, несущее благо.
Для православного человека необходимым и важным всегда считалось родительское благословение. Дети воспринимали его как одобрение родителями задуманного дела, поступка, как помощь и защиту, причём не только со стороны родителей, но и самого Бога. - Речь идет о том, что родители любят своих детей, и, если нужно, ограждают своих чад от ошибок, направляют их жизнь в богоугодное русло. Родительское благословение оберегает детей от бед и искушений.
Родители давали свое благословение как в повседневной жизни (перед сном, на предстоящий день, перед приемом пищи, задуманным делом, дальней дорогой и т.д.), так и в судьбоносных ситуациях: на военную службу; перед венчанием. Очень важно для православного человека было получить благословение перед смертью родителей - прощальное благословение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе
Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»...
Проверочная работа на знание текста повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" № 1
К сожалению, обучающиеся сейчас мало читают, даже "Капитанскую дочку" - удивительное по сюжетной линии, идейному содержанию, развяке произведение. Приходится их мотивировать такими проверочными работа...
Проверочная работа на знание текста повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Предлагаю в помощь коллегам материалы для 2 проверочных работ по повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина....
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения....
Тема научно–исследовательской работы Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тема научно–исследовательской работыПословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...