Изменения в ФГОС ООО.Новые типовые программы
учебно-методический материал по литературе

Рязанова Ольга Васильевна

Министерством Просвещения утверждены новые стандарты, которые вступают в силу в 2022 году. Новые типовые программы (проект) разработы в соответствии с этими стандартами. В докладе приводится хаактеристика стандартов (краткая)и характеристика типовых программ по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgust21.docx131.41 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения в ФГОС ООО. Новые типовые программы.

Минпросвещением утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования(  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

Принимать детей на обучение в соответствии с ними можно уже с 16.07.2021. Однако, в наступающем учебном году образовательные организации вправе осуществлять обучение по новым ФГОС обучающихся, которые осваивали программы в соответствии с предыдущими ФГОС, только с письменного согласия родителей (законных представителей).

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения программы.

Требования к пояснительной записке стали едиными. Теперь на уровне НОО не надо указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО придется добавить общую характеристику программы.

Требования к структуре рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми.

Разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводится ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.

Изменения во ФГОС НОО:

Изменили объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблице.

Границы аудиторной нагрузки

Старый ФГОС НОО

Новый ФГОС НОО

Минимум

2904

2954

Максимум

3345

3190

Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

Изменения во ФГОС ООО:

Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него включили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.

Скорректировали набор предметов в предметных областях, чтобы не было сложностей при выставлении итоговых отметок в аттестат. Так, в области «Математика и информатика» остались только математика и информатика, в рамках математики необходимо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».

«История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История».

Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня – по аналогии с ОРКСЭ.

Теперь изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей.

Уменьшили максимум и минимум аудиторных часов. Подробнее смотрите в таблице.

Границы аудиторной нагрузки

Старый ФГОС ООО

Новый ФГОС ООО

Минимум

5267

5058

Максимум

6020

5549

Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приём на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновлённых стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Изменение программ начальной и основной школы, по которым уже ведётся обучение, возможно при согласии родителей обучающихся.

По русскому языку в стандарте закреплено конкретное количество слов:

D:\Новая папка\1.jpg

По литературе в стандарте закреплено конкретное количество слов:

D:\Новая папка\2.jpg

Новые типовые программы.

Русский язык.

Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по  учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.  Программа построена с учётом особенностей преподавания учебного предмета в школах и классах, имеющих низкие образовательные результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

  • Патриотического воспитания
  • Гражданского воспитания
  • Духовно-нравственного воспитания
  • Эстетического воспитания
  • Ценности научного познания
  • Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
  • Трудового воспитания
  • Экологического воспитания
  • Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными познавательными действиями

  • Базовые логические действия
  • Базовые исследовательские действия
  • Работа с информацией

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

  • Общение
  • Совместная деятельность (сотрудничество)

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

  • Самоорганизация
  • Самоконтроль (рефлексия)
  • Эмоциональный интеллект
  • Принятие себя и других

Предметные результаты

5 класс

1)Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы

2)Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст

объёмом не менее 100 слов

3)Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно- учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

4)Подробно и сжато передавать в письменной форме содержание

исходного текста (для подробного изложения объём исходного

текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов)

5)Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов)

6 класс

1)Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему

2)Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик

3)Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов

4)Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; 5)Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание

прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов)

6)Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного

русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объёмом 20—25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова

с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и

на письме правила речевого этикета

7)Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)

7 класс

1)Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением

2)Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик

3)Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов

4)Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого

и выборочного изложения — не менее 200 слов)

5)Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания

6)Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы)

8 класс

1)Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением

2)Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках

изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём

не менее 6 реплик)

3)Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст

объёмом не менее 140 слов

4)Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять

не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения — не  менее 260 слов)

5)Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120—140 слов; словарного диктанта объёмом 30—35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 120—140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания

6)Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы)

9класс

1)Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением

2)Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик)

3)Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов

4)Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил  правописания

5)Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6—7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы

6)Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 300 слов)

Предметные результаты (сводная) (указана минимальная граница)

5

6

7

8

9

Создавать устные монологические высказывания

5 предложений

6 предложений

7 предложений

8 предложений

80 слов

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении

3 реплики

4 реплики

5 реплик

6реплик

6 реплики

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом

100 сл

110сл

120 сл

140 сл

150сл

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи

150сл

180

230

280

Подробно  передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи

100

160

180

230

280

Сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи

110

165

200

260

300

Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт

3 предложения

5

6

7

8

Классные сочинения

70сл

100

150

200

250

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста

90-100

100-110сл

110-120

120-140

140-160

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время словарного диктанта

15-20

20-25

25-30

30-35

35-40

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время диктанта на основе связного текста

90-100

100-110

110-120

120-140

140-160

Количество часов

Класс

5

6

7

8

9

Общее количество часов по программе

170

204

136

102

102

Повторение

В начале года/в конце года

10

12

8

8

8

5/5

6/6

4/4

4/4

4/4

Контроль (изложения, сочинения , контрольные работы, тестовые работы)

12

16

10

9

9

Литература

Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения Рабочая программа построена также с учётом особенностей преподавания учебного предмета в школах и классах, имеющих низкие образовательные результаты

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Овладение теоретико-литературными понятиями  и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть,

роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экс-

позиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль;

стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

 Здесь и далее по тексту в аналогичных предметных требованиях к

результатам знание определений понятий не выносится на промежуточную и итоговую аттестацию

Предметные результаты:

5 класс

1)выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

2)создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

6 класс

1)выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв

7 класс

1)выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть(не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

2)создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты

8 класс

1)выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

2)создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;

3)исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

9 класс

1)выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть(не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее),

2)создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;

3)представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты;

Предметные результаты по литературе (сводная)

5

6

7

8

9

Выразительно читать, в том числе наизусть

не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее

не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее

не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее

не менее 11 поэтических произведений, не выученных ранее

не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее),

Создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом

не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв

не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты

не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;

исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;

представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты;

Количество часов

Класс

5

6

7

8

9

Общее количество часов

102

102

68

68

102

Чтение, изучение, обсуждение

70

70

52

53

68

Р/Р

8

8

5

5

11

В/Ч

7

7

2

2

4

Итоговый контроль

2

2

2

2

4

Резерв (в т.ч региональный компонент, тематический контроль, дополнительное включение в тематическое планирование авторов или произведений)

15

15

7

6

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького 3 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького рассчитана на 210 часов (базовый уровеь). Включены уроки по изучению национальной литературы...

рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой

Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...

рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Меркина 2 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по программе Меркина  составлена по стандартам 2004г. Реализован региональный компонент....

Предметные результаты по русскому языку и литературе (Новые типовые программы)

Сводные таблицы по предметным результатам по русскому языку и литературе  (Выборка из Типовых программ по русскому языку и литературе)...

Изменения в ФГОС ООО. Новые типовые программы.

Изменения в ФГОС ООО. Новые типовые программы....

Изменения в ФГОС, сравнительный анализ рабочих программ

Доклад к выступлению на районном МО математиков...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....