Изменения в ФГОС, сравнительный анализ рабочих программ
материал
Доклад к выступлению на районном МО математиков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_izmeneniya_v_fgos_sravnitelnyy_analiz_rabochih_programm.docx | 263.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном МО учителей математики на тему: «Изменения в ФГОС, сравнительный анализ рабочих программ». Учитель МКОУ «Новорешетовской СШ» Кириленко Е.Г.
Слайд 3
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования.
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство.
ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018.
31 мая 2021г. вышел приказ Министерства просвещения № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Слайд 4
Основной задачей нового ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации.
Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
Слайд 5
ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации.
Слайд 6
Первое поколение образовательных стандартов были приняты в 2004 году. Основной целью был не личностный, а предметный результат. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение ФГОС разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2022 года. Результаты обучения не были детализированы. Акцент сделан на развитие УУД, то есть способности обучающихся самостоятельно добывать информацию. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.
Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся. В новых ФГОС 2022 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Слайд 7
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
1) Впервые вводится ФГОС Начального Общего и Основного Общего Образования одновременно.
2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.
8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Слайд 8
9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.
10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. 11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
17) Определено базовое содержание программы воспитания.
18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Слайд 9 В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций. Примерные рабочие программы на федеральном уровне разработаны впервые.(Для ФГОС 2009-2010-2012 гг. на федеральном уровне были разработаны только примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.)
Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают:
- Равный доступ к качественному образованию
- Единые требования к условиям организации образовательного процесса
- Единые подходы к оценке образовательных результатов
С 15 сентября 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования. Переход на примерные рабочие программы планируется постепенно с 1 сентября 2022 года
Слайд 10, 11
Научно-методическое сопровождение ФГОС:
http://edsoo.ru– (единое содержание общего образования)
сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС
https://edu.gov.ru/–сайт Минпросвещения России
Слайд 12
7 декабря 2021 года ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" провел семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «Математика».
Семинар провела Рослова Лариса Олеговна - кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией математического общего образования и информатики ФГБНУ "ИСРО РАО"
Слайд 13 Основой для разработки РП учебного предмета «математика» стали
• ФГОС ООО (обновленный вариант)
• Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ
• Поручение Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования».
Слайд 14 Учебный предмет «математика» в основной школе теперь будет состоять из 4 курсов: «математика» (5-6 кл), «алгебра» (7 – 9 кл), «геометрия» (7 – 9 кл) и «вероятность и статистика» (7 – 9 кл)
Слайд 15 Структура примерной рабочей программы учебного предмета «Математика»
- Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования:
а) Личностные результаты
б) Метапредметные результаты
Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета
в) Предметные результаты (по курсам, по годам обучения)
- Программы курсов (4 программы)
Слайд 16 Каждая программа курсов также составлена по единой схеме:
* Цели изучения учебного курса
* Место учебного курса в учебном плане
* Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы (по годам обучения)
* Содержание учебного курса (по годам обучения)
*Тематическое планирование учебного курса (по годам обучения)
Слайд 17
.Содержание и требования по годам обучения
• определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания и результатов обучения
• снижение требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий
• отказ от линейного принципа построения курса
• временной зазор между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием.
Слайд 18 Примерной программой в учебных планах на изучение математики выделено по классам
предмет | класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год | Всего часов за 5 – 9 кл. |
математика | 5 - 6 | не менее 5 | не менее 340 |
не менее 952 ч |
Алгебра | 7 - 9 | не менее 3 | не менее 306
| |
Геометрия | 7 - 9 | не менее 2 | не менее 204 | |
Вероятность и статистика | 7 - 9 | не менее 1 | не менее 102 |
Слайд 19
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. Утверждение Примерной Основной Образовательной Программы планируется в конце марта 2022 г
Слайд 20 Тематическое планирование
- Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений.
- Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса.
- Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.
- Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся.
- Единственным, но принципиально важным критерием, является
достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.
Слайд 21 В тематическое планирование включены:
•Формирование функциональной математической грамотности: Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов
•Итоговое обобщение и систематизация
В конце каждого года, большой блок в 9 классе, в частности, для подготовки к ГИА, обращаться можно и в течение года.
•Практические работы
Слайд 22 Сравним содержание :
- учебных планов ФГОС 2 поколения и третьего поколения
- рабочих программ Слайд 23
Слайд 24
Рабочая программа по предмету:
5-9 кл базовый уровень; 10-11кл базовый уровень и 10-11 кл. углубленный уровень
Слайд 25 Уровни освоения математики
Математика для жизни - базовый уровень
Математика для прикладного применения в профессии углубленный уровень
Творческая математика
Слайд 26 Планируемые предметные результаты освоения ООП
Базовый уровень Углубленный уровень
Слайд 27
Слайд 28
Примерные рабочие программы обеспечивают:
- Равный доступ к качественному образованию
- Единые требования к условиям организации образовательного процесса
- Единые подходы к оценке образовательных результатов
Слайд 29
ЦЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА». 5-9 КЛАССЫ
Приоритетными целями обучения математике
в 5—9 классах являются:
- формирование центральных математических понятий, обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
- подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;
- формирование функциональной математической грамотности.
Слайд 30
Основные линии содержания курса математики в 5—9 классах:
- «Числа и вычисления»;
- «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»);
- «Функции»;
- «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»);
- «Вероятность и статистика».
Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Слайд 31
Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения Примерной рабочей программы, распределённым по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи.
Слайд 32
Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства.
Согласно учебному плану в 5—6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики. Учебный план на изучение математики в 5—6 классах отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего не менее 340 учебных часов.
Слайд 33
Можно составлять РП предмета «Математика» или РП учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Для составления РП использовать примерную РП ООО . Обязательно утверждается локальным актом школы.
Слайд 34 Содержательные линии курса «Вероятность и статистика»
- Представление данных и описательная статистика
- Вероятность
- Элементы комбинаторики
- Введение в теорию графов
- Общематематические знания: элементы логики, теории множеств.
Слайд 35 Принципы построения курса «Вероятность и статистика»
Первичность статистики: в основе – наблюдение над случайной изменчивостью и закономерностями в случайном.
Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступает как математическое описание случайности, а сама вероятность – как мера правдоподобия событий.
Практическая направленность:
•Умение представлять, описывать и использовать данные.
•Представление о роли маловероятных событий в природе и обществе.
•Понимание закона больших чисел как фундаментального закона природы, имеющего математическое выражение.
•Функциональная грамотность.
Слайд 36 Учебный предмет «МАТЕМАТИКА»: учебный курс «Вероятность и статистика»
Классы: 7-9
Количество часов: 1 ч в неделю, 34 ч в год
УМК: нет
Что можно использовать?
- ПРП ООО Математика
- Материалы из учебника «Алгебра»
- Учебные пособия
- https://fizikadlyvas.ru/teoriya-veroyatnostej-i-statistika---tyurin-yu-n-makarov-a-a-vysotskij-i-r-yashchenko-i-v-ckachat-v-pdf
Слайд 37
На сайте https://edsoo.ru/constructor/(Единое содержание общего образования) есть страничка Конструктор рабочих программ.
«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. «Конструктор РП» понятен и прост в использовании.
Для начала работы с Конструктором необходимо выбрать учебный предмет, для которого Вы составляете рабочую программу и шаблон – для какого класса и по какому предмету необходимо составить РП. Дальше – «Создать РП»
В примерной РП уже расписано: и пояснительная записка, и содержание учебного курса, и планируемые образовательные результаты.
В тематическом планировании расписано наименование разделов и тем программы.
Учителю остается заполнить только количество часов по темам, по контрольным работам (в ПРП указано количество часов по разделам и общее количество к/р за учебный год), даты изучения, виды деятельности, ЭОР (ЦОР), выбрать из предложенных вариантов виды и формы контроля. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
Также в конце РП необходимо указать учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
В настоящий момент разрабатываются примерные рабочие программы для уровня среднего общего образования.
В основной школе предусмотрена возможность изучения ряда предметов не только на базовом, но и углубленном уровне. Помимо примерных рабочих программ могут использоваться рабочие программы, разработанные в образовательной организации при полном учете требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.
В Примерную Основную Образовательную Программу включены примерные рабочие программы по предметам базового уровня. Программы изучения ряда учебных предметов на углубленном уровне, требования к результатам по которым зафиксированы в обновленных ФГОС, в настоящее время разрабатываются.
Идет работа над созданием программы углубленного изучения математики в 7 – 9 классах. К концу весны программы должны быть рассмотрены и утверждены.
Содержание определенной части учебников, включенных в Федеральный перечень, не соответствует примерным рабочим программам, в связи с чем:
- В настоящее время в издательствах завершается доработка содержания действующих и подготовка новых учебников.
- Доработанные и вновь созданные учебники пройдут экспертизу
Учебник «Вероятность и статистика» разрабатывается.
По итогам экспертизы будет сформирован новый федеральный перечень учебников (2022 г.)
Содержание рабочих программ под имеющиеся учебники корректировать не требуется, поскольку будут изданы новые учебники, соответствующие примерным рабочим программам.
Учебники, прошедшие экспертизу и вошедшие в федеральный перечень, будут соответствовать содержанию примерных рабочих программ и включать в себя задания, направленные на формирование функциональной грамотности.
За основу составления РП надо брать программу, переработанную авторами учебников в соответствии с Примерной рабочей программой.
ВПР будут соответствовать новым программам.
Учитель, пока нет новых учебников, должен использовать при подготовке уроков ЭОР и ЦОР, учитывая требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.
Единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в Примерной Рабочей Программе.
Адрес публикации: https://infourok.ru/user/kirilenko-elena-gennadevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертный лист для анализа рабочей программы педагога
Это экспертный лист для анализа рабочей программы, которым руководствуется аттестационная комиссия при аттестации учителя на первую квалификационную категорию...
Анализ рабочих программ предметов естественно-научного цикла.
Представлен анализ рабочей программы по естествознанию....
Особенности поэтапного обучения в фототворчестве - сравнительный анализ работы программ Adobe Photoshop и Adobe Lightroom в работе со школьниками
Визуальные технологии и в частности фотография заняли прочное место в нашей жизни. Фотографировать сейчас модно. Почти все подростки ведут страницы в социальных сетях. Конечно, каждому хочется не толь...
Изменения в ФГОС ООО.Новые типовые программы
Министерством Просвещения утверждены новые стандарты, которые вступают в силу в 2022 году. Новые типовые программы (проект) разработы в соответствии с этими стандартами. В докладе приводится хаактерис...
Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"
В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экс...
Изменения в ФГОС ООО. Новые типовые программы.
Изменения в ФГОС ООО. Новые типовые программы....
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....