Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по литературе (5 класс)

Ильясова Римма Алексеевна

Программа курса "Живое слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_zhivoe_slovo.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Курс «Живое слово» является составной частью проекта регионального компонента. Используется УМК: «Живое слово»: Методическое пособие для учителей «Русская словесность. 5 – 6 классы» / под ред. Л. Г. Дорофеевой. –Калининград: Изд-во «НЭТ», 2014;

         В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского округа-Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья  в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» была утверждена  концепция регионального компонента, суть которой заключается в углубленном изучении  национальной культурно-исторической традиции народов России.

Актуальность

       Главным в построении курса по выбору «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений.  Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы.  Основной задачей программы  курса «Живое слово»  является изучение национальной традиции, явившей себя в лучших произведениях отечественной литературы. К сожалению, в современных программах просматривается тенденция сокращения часов русской литературы, умаляется состав произведений русской классики, недостаточно представлена древнерусская литература, современные проза и поэзия, отражающие духовно-нравственный поиск, фольклорные произведения, хранящие представления народа о жизни, мироустройстве, добре и зле. Именно поэтому введение регионального компонента по литературе своевременно и актуально.

Цели: 

- усвоение обучающимися традиций и ценностей русской национальной культуры, истории, быта;

- воспитание гражданской позиции и патриотизма у обучающихся;

- воспитание уважения к исторической памяти и культуре своего народа;

- нравственное развитие и формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурных ценностей;

    -  обогащение и развитие речевой культуры обучающихся;

Задачи:

- изучение художественных произведений русских писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы и устного народного творчества;

- раскрытие и уяснение духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей, отраженных в этих произведениях;

-  создание у обучающихся устойчивого представления о русском национальном характере;

- анализ и уяснение особенностей авторского восприятия Руси, России, русского человека в произведениях курса.

       Характеристика класса

  В 5 классе один ученик – Банков Павел. Прибыл в данное образовательное учреждение с большими пробелами в знаниях по русскому языку и литературе  со слабо сформированными общеучебными умениями и  навыками; успеваемость обучающегося низкая. Ученик  не владеет нормами русского литературного языка,  отказывается читать,  так как испытывает большие трудности при чтении текста (чтение послоговое). Павел  не умеет строить собственное высказывание,  не владеет навыками пересказа и начальными элементами анализа. Воспитанник  с ограниченными возможностями здоровья.

   

Специфика работы с учеником: 

- поэтапное разъяснение и последовательное выполнение заданий  

- повторение обучащимся инструкции к выполнению задания

- обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения

-  постоянная смена  деятельности на уроке

- предоставление дополнительного времени для завершения задания

    - упрощенное домашнее задание

- использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения

- индивидуальное оценивание ответов  обучающегося с ОВЗ

- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями

 

Количество учебных часов в 5 классе: в год –  35 часов, в неделю – 1 час.

   

Требования к знаниям и умениям ученика

Знать:

- традиции и ценности русской национальной культуры, истории, быта;

- прошлое своего народа, восстановление исторической памяти.

Уметь приобрести такие важные качества, как:

- чувство собственной ценности;

- уверенность в поддержке;

- доверие к оценке, отношениям, чувствам;

- способность к сопереживанию;

- способность к сотрудничеству.

Содержание   учебного курса

Программа 5 класса включает 4 раздела:

I – «Истоки русской культуры: от язычества к христианству», посвященный изучению истории перехода от  языческой к христианской Руси, выбору духовно-нравственных ценностей, отразившихся в устном народном творчестве.

II – «Фольклор», включающий обрядовую и календарную поэзию, связанную с Рождеством, Масленицей и Пасхой, загадки, пословицы и поговорки, народные предания и легенды, русские народные сказки;

III – «Литературная притча»

IV – «Литературная сказка»

 Программа подразумевает обращение к различным литературным источникам, к литературе регионального компонента по теме урока.

     Литература для учителя

 1. Дронь М.Н., Дронь Е.Н. Методическое пособие по русской литературе «Диво дивное, чудо чудесное, сказка русская…»  Калининград, 2013.

 2. Методическое пособие для учителей «Русская словесность. 5 – 6 классы» / под редакцией. Л. Г. Дорофеевой. –  
Калининград: Изд-во «НЭТ», 2014;

    Литература для ученика

       1. «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г.    Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 20011.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока, формы и виды работ

 Формы и методы контроля

 Сроки

           Примечание

   

1

Вводный

1

Задание «Ассоциации»

Ответы на вопросы

Макет солнышка, тексты

1. Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси (4 ч.)

2

«Повесть временных лет» о древних славянах – язычниках

1

Комбинированный

урок, беседа

Ответы на вопросы

Отрывки из  текста, изображение двора и дома славянина

3

От язычества к христианству: выбор Древней Руси

1

Объяснение материала

Пересказ по вопросам

Отрывок из главы «Про Перуна – бога и Илью –пророка

4 – 5

Древнерусская летопись. О принятии   Христианства на

 Руси

2

Комбинированный урок, рассказ учителя

Развернутый ответ на проблемный вопрос «Почему крестилась Русь?»,  работа с отрывками из текста о князе Владимире

Картина В. М. Васнецова «Крещение Руси»

2. Фольклор  (18)

                Русский крестьянский мир и народное творчество (2ч.) 

6

Крестьянский уклад жизни и устное народное творчество

1

беседа

Учить народные песни

Картины о крестьянской жизни

7

Русская народная песня

1

Комбинированный урок

 

Сопоставление  песни «Степь» с рассказом С. Т. Аксакова «Буран»

Народные музыкальные инструменты, аудиозаписи

От Рождества до Пасхи. (5 ч.)

8

Пословицы и поговорки

1

Комбинированный урок

Беседа, анализ пословиц и поговорок

Выучить 5 пословиц и 5 поговорок

9

От Рождества до Пасхи

1

 Урок-презентация  анализ иллюстративного ряда

Контроль чтения наизусть одного  из стихотворений

Рождественские открытки, картины «Поклонение волхвов», икона Рождества Христова

10

Масленица в народной поэзии и русской литературе

1

Рассказ учителя.

Мини-сочинение «Просить прощения – зачем?»

Репродукция В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», макет солнышка

11

Стихи о Пасхе

1

Рассказ учителя

Наизусть стихотворение

Картина В.М. Васнецова  «Распятый Иисус Христос»

12

Что такое Пасха?

1

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы

Русские народные сказки и былины  (4 ч.)

13

Сказка «Бой на Калиновом мосту»

1

Урок-презентация  Работа в группах, словесное рисование

Оценка задания «Придумать продолжение сказки»

К. Васильев «Бой Добрыни со Змием»

14

Первый бой Ильи Муромца.

1

Урок-презентация  беседа

 Ответ на вопрос: «Какие черты характера мне нравятся в Илье Муромце и почему?»

Иллюстрации с изображением родных просторов, православных храмов, модель щита

15

Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

1

Творческий урок Иллюстрирование фрагментов

Пересказ отрывка

Репродукции

16

«Сказка о Василисе, золотой косе…»

1

Творческий урок

Инсценирование отрывков,  Выразительное чтение по ролям

Рисунки учеников

Предания, сказания, легенды (7 ч.)

17

Что такое предание?

1

Комбинированный

урок

Выразительное чтение выбранного исторического предания

Карточки с заданиями

18

Образ русского царя в исторических преданиях. «Царь Петр I»

1

Рассказ учителя, чтение учеником преданий

Рассказ о Петре I из дополнительных источников

Литературные тексты

19

«Чудо – богатырь» земли Русской. Народное предание о А. В. Суворове

1

Комбинированный урок

Сообщение о Суворове

Портрет А. В. Суворова

20 – 21

«Чудо – вождь» земли Русской (жизнь и подвиги А. В. Суворова)

2

Комбинированный Беседа. Самостоятельная работа

Контроль работы по выяснению значения слова «легенда»

Репродукции картин в. И. Сурикова «Портрет Суворова», «переход через Альпы»

22

Народные легенды

1

Беседа. Заполнение таблицы

 Чтение и анализ  легенды «Повесть о царе Аггее»

Литературный материал

23

Духовно – нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Аггее…»

1

Аналитическая беседа

Мини-сочинение «Что такое мудрость?»

Карточка – словарь

3. Литературная притча (6 ч.)

24

Притчи царя Соломона о мудрости и наставлениях.

1

Рассказ учителя, работа со словарем

Сочинение собственной притчи о душе, радости…

Иллюстрации к Библии, изображение храма царя Соломона

25

Притчи (региональный компонент)

1

Комбинированный урок

 Пересказ любимой притчи

26

Притча о блудном сыне

1

Аналитическая беседа, работа с репродукциями

Пересказ притчи по карине

Репродукция картины  Рембрандта «Возвращение блудного сына»

27

«Кто мой ближний?»  Что такое милосердие?

1

Работа со словарем, эвристическая беседа.

Ответ на проблемный вопрос

Иллюстрации  по теме урока

28

Рассказы югорских писателей о милосердии

1

Работа со словарем, беседа по рассказу

Выразительное чтение текста

И. Репин «Странник»

29

«Что такое счастье и где его искать?» ( по рассказам югорских писателей)

1

Комбинированный урок

Мини-сочинение «Я счастлив(а)» или «Что мешает мне быть счастливым?»

Макеты фигурок человечков с шариками

  1. Литературные сказки (5 ч.)

30

 По страницам сказок А. С. Пушкина

1

Комбинированный урок, заполнение таблицы

Письменный ответ «Кого их героев сказок можно назвать счастливым? Почему?»

Портрет А. С. Пушкина, фрагменты фильмов к сказкам

31

П. П. Ершов «Конек – Горбунок»

1

Беседа, иллюстрирование фрагментов

Художественный  пересказ эпизода

Портрет П.П. Ершова, иллюстрации к сказке

32

С. Т .Аксаков «Аленький цветочек»

1

Чтение по ролям

Иллюстрации к сказке

Выставка работ, просмотр мульфильма

33

Сказки  югорских писателей  

( региональный компонент)

1

Комбинированный урок, рассказ учителя

Опрос пройденного материала, кроссворд

Сборник сказок

С.Г. Писахова

34

Обобщение изученного по курсу «Живое слово»

1

Комбинированный урок.  Беседа

  кроссворд, вопросы, тест

35

Заключительный урок

1

Работа в группах

        Викторина

Всего 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...