Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля
методическая разработка по литературе
Данная разработка содержит методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля. Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине. Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно систематизировать и углубить теоретические знания, закрепить умения и навыки его при разрешении практических ситуаций, способствуют развитию умения пользоваться научной и учебной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самостоятельная работа по литературе для студентов 1 курса СПО. | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла «ЛИТЕРАТУРА»
по специальностям 1 общеобразовательного курса технического профиля
Содержание
1. Пояснительная записка 2. Перечень заданий для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся 3. Приложения | 4 6 23 |
- Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» предназначены для обучающихся по специальностям «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Переработка нефти и газа», «Защита в чрезвычайных ситуациях».
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине. Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно систематизировать и углубить теоретические знания, закрепить умения и навыки его при разрешении практических ситуаций, способствуют развитию умения пользоваться научной и учебной литературой. Познавательная деятельность в процессе самостоятельной работы требует от обучающегося высокого уровня активности и самоорганизованности.
В ходе изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать:
− образную природу словесного искусства и конкретно- историческое и общечеловеческое значение литературы;
− основные закономерности историко-литературного процесса и черты, существенные особенности литературных направлений, важнейшие периоды развития литературы;
− роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания;
− содержание изученных литературных произведений;
− основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., истории
− созданий выдающихся произведений, связь произведений со временем написания и нашей современностью;
− основные характеристики и понятия теории литературы, необходимые для оценки художественных произведений и понимания сущности словесного творчества (художественный метод, литературный род, жанр, тематика, проблематика, замысел, идея, пафос, композиция, сюжет, фабула и др.);
− необходимый минимум поэтических текстов для прочтения наизусть.
уметь:
− воспроизводить содержание литературного произведения;
− анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
− определять роль элементов сюжета композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств;
− характеризовать героя произведения, сопоставляя героев одного или нескольких произведений;
− соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
− раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
− выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.
− соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
− определять род и жанр произведения;
− сопоставлять литературные произведения;
− выявлять авторскую позицию;
− выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения, в том числе наизусть;
− писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
− участвовать в диалоге или дискуссии, создавая связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Основными видами самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине являются:
− систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы;
− чтение текстов художественной литературы и просмотр художественных фильмов;
− составление хронологических таблиц по жизни и творчеству писателей;
− анализ поэтических, прозаических и драматургических текстов (эпизодов, сцен, действий) - Приложения № 1, 2, 3;
− написаний сочинений - Приложение № 2;
− заучивание стихотворных текстов;
− разработка компьютерных презентаций - Приложение № 4;
− написание докладов, рефератов - Приложение № 6;
− написание мини - сочинений (эссе)- Приложение № 8;
− разработка схем, классификаций - Приложение № 6;
− работа и Интернет ресурсами - Приложение № 9;
Результаты выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине обучающиеся оформляют в следующих формах:
− написание докладов, сообщений, рефератов;
− создание компьютерных презентаций;
− разработка теста;
− составление плана – конспекта;
− написание сочинений и мини – сочинений (эссе);
− разработка кроссворда и др.
- Перечень заданий для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
Раздел | Задание | Вопросы, которые необходимо осветить в самостоятельной работе | Источники информации | Формы контроля | Количество часов |
Раздел № 1. Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века | Самостоятельная работа № 1 Проанализировать стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова (по выбору) | Примерный план анализа лирического произведения см. в Приложении 1. | Ю.В. Лебедев. Литература, М. Просвещение, 2012 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения А.С. Пушкин. Стихотворения. Интернет – источники: http://www.uroki.ru/ur_rus/bilets/plan_analiza.htm http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ festival.1september.ru/articles/584236/ http://pishi-stihi.ru/tag/lermontov | Представление и защита подготовленной информации | 1,5 |
Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Самостоятельная работа № 2 Конспектирование лекции | Запись тезисов лекции «Русская литература второй половины Х1Х века. Историческая справка. Русская литературно-критическая мысль» | Лекция преподавателя Ю.В. Лебедев. Литература, М. Просвещение, 2012 | Проверка тезисов лекции | 1 |
Самостоятельная работа № 3 Подготовить сообщение «Женские образы в пьесе А.Н.Островского «Гроза» | Катерина 1.Почему мы не можем назвать Катерину ни «жертвой», ни «хозяйкой»? 2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? 3.Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? 4. В чем выражается протест Катерины? 5. В чем сложность внутреннего состояния героини? Кабаниха Ханжа Лицемерка Боится всего нового «Хозяйка» города | Ю.В. Лебедев. Литература, М. Просвещение, 2012 В.Я.Лакшин. Театр А.Н. Островского (серия «Жизнь в искусстве»). М; Искусство; 2007г Ревякин А.И. Драматургия А.Н.Островского. М.; Знания; 2003. А.Н.Островский. Пьеса «Гроза». | Проверка конспектов, представление и защита сообщений | 3 | |
Самостоятельная работа № 4 Разработать тест «Знаешь ли ты содержание романа «Обломов?» | В тест необходимо включить вопросы по биографии и творчеству И.А. Гончарова, по содержанию романа «Обломов», цитаты из произведения. | Ю.В. Лебедев. Литература, М. Просвещение, 2012 Роман И.А. Гончарова «Обломов». Ю.М. Алексеева «В них сквозит много близкого и родного автору». Симбирские прототипы И.А. Гончарова // Журнал «Литература в школе», №5. 2003г | Проверка и проведение теста | 1 | |
Самостоятельная работа № 5 Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в оценке критиков | законспектировать статьи Д. Писарева, Н. Страхова, М. Антоновича | 1. Антонович М. А. Асмодей нашего времени // М.А. Антонович Литературно-критические статьи. М.-Л., 1961. 2. Писарев. Д. И. Базаров. "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева// Д.И. Писарев Литературная критика в 3-х тт. Т.1. Статьи 1859-1864 гг. Л., "Художественная литература", 1981 3. Страхов. Н. Н. И. С. Тургенев. Отцы и дети // Критика 60-х годов XIX века. М., 2003. Интернет – источники:
| Проверка конспектов | 4 | |
Самостоятельная работа № 6 Исследование и подготовка реферата | «Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»». | Н.Г. Чернышевский. Что делать? Л., 1975. Тамарченко Г.Е. «Что делать?» и русский роман. Интернет-источники | Представление и защита реферата | 0,5 | |
Самостоятельная работа № 7 М.Салтыков-Щедрин - сатирик. | Из сказок, романов М.Салтыкова - Щедрина выписать афоризмы | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки», «История одного города» и др. произведения Интернет-источники | Заслушивание выступлений | 2 | |
Самостоятельная работа № 8 Оценка романа в статье Н. И. Страхова "Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”". | законспектировать статью Н. И. Страхова "Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”", ответить на вопросы: 1.Как вы понимаете слова Н. И. Страхова: "Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это - плач над ним"? 2.Что позволяет автору статьи говорить о сострадании Достоевского своему герою? 3. Почему так часто в статье встречается слово "несчастный", в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? 4.Прокомментируйте такие слова: "Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц". 5.Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно? 6.Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: "...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах". 7.Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: "Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, - такова была задача романа". 8.Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, "в которой все помутилось"? 9.Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством? 10.Что такое "взгляды просвещенного деспотизма"? 11.Как в статье трактуется идея "горя от ума"? 12.Почему Страхов называет Раскольникова "истинно русским человеком", говоря о его преступлении? | Лебедев Ю.В. Литература, М. Просвещение, 2012 Страхов Н. H. Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом. Ф. М. Достоевского. Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984. http://az.lib.ru/s/strahow_n_n/text_0080.shtml | Проверка конспектов | 4 | |
Самостоятельная работа № 9 Подготовить презентацию, сообщение «Мысль семейная в романе» | Анализ эпизода текста см. Приложение 2. Семьи Ростовых и Болконских – участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Отношения в семье между взрослыми и детьми. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах. Отношение к народу. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните: — отношение к войне на вечере у А. П. Шерер; — поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля. Недостатки. Отношение автора к героиням Отношение автора к семьям. Автобиографичность | Лебедев Ю.В. Литература, М. Просвещение, 2012 Толстой Л.Н. Роман «Война и мир». Долинина К.. По страницам романа «Война и мир» М. Детская литература», 2009. Потапова Т.В. Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»// «Литература в школе» №1, 2007. | Представление и защита подготовленной презентации, сообщения | 5 | |
Самостоятельная работа № 10 Анализ рассказов «маленькой трилогии А. П. Чехова» | Вопросы: 1. Определите «футлярный образ». 2. Как материализован «футляр» в рассказе? 3. Каково социальное положение «футлярного героя»? 4. Подумайте, почему чеховский «футлярный герой» принадлежит именно этому слою общества? 5. Дайте описание «футлярного героя» в начале и в конце повествования. Подтверждайте ответ словами из текста. 6. Как влияет «футляр» на духовное состояние героя? 7. Типичное или единичное явление «футлярность»? О наличии какого творческого метода это свидетельствует? 8. От чего защищает «футляр» героя в данном рассказе? 9. Что выводит «футлярного героя» из состояния равновесия. Докажите словами из текста. 10. Подумайте, почему появилось такое явление в обществе, как «футлярность»? 11. Каково отношение автора к происходящему? Как проявляется оно в тексте? 12. Можно ли назвать рассказ раздумьем о судьбе человеческой, элегией напрасно прожитой жизни. Обоснуйте свою точку зрения. 13. Можно ли к чеховскому рассказу отнести лермонтовскую «формулу»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»? Обоснуйте свою точку зрения. 14. Укажите, каким образом Чехов достигает лаконичности повествования. 15. Нужен ли Вам сегодня чеховский герой? Почему? | Лебедев Ю.В. Литература, М. Просвещение, 2012 Чехов А.П. Рассказы. | Защита устных сообщений | 2 | |
Раздел № 3 Поэзия второй половины XIX века | Самостоятельная работа № 11 Подготовить презентацию «Ф. И. Тютчев – поэт-мыслитель. А.А. Фет – поэт «чистого искусства» для визуализации устного доклада, сообщения на тему подготовленного реферата | «Ф. И. Тютчев в воспоминаниях современников» «Философские основы творчества Ф. И. Тютчева» «Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне» «А. А. Фет — переводчик» «А. А. Фет в воспоминаниях современников» «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А. А. Фета» «Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве» (одна из тем по выбору) | Ю.В. Лебедев. Литература, М. Просвещение, 2010 Интернет – источники: http://festival.1september.ru/articles/500469/ http://festival.1september.ru/articles/501103/ | Защита презентаций, сообщения или доклада | 1 |
Самостоятельная работа № 12 Письменный анализ стихотворения А.К. Толстого (1 гр. - "Не ветер, вея с высоты…"; 2 гр. - "Не верь мне, друг… "; 3 гр. - "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...") | Примерный план анализа лирического произведения см. в Приложении 1. | Толстой А.К. Стихотворения. | Представление и защита подготовленной информации | 1 | |
Самостоятельная работа № 13 Подготовить сообщения на тему «Мотивы лирики Н.А. Некрасова». | 1.Стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле. 2. Стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей. 3.Стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом. 4.Стихи, посвященные товарищам по борьбе. Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека. 5.Элегические произведения. 6.Лирический цикл «Последние песни». | Ю.В. Лебедев. Литература, М. Просвещение, 2012 http://writerstob.narod.ru/ra znoe/raznoe_nekrasov.htmhttp:// www.litra.ru/composition/get/coi d/00020301184864160434/woid/ 00063201184773070815/ http://www.examens.ru/otvet/1/1 1/1300.html | Защита сообщений | 1 | |
Раздел № 4 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | Самостоятельная работа № 14 Конспектирование лекции | Запись тезисов лекции «Серебряный век русской литературы». | Ю.В. Лебедев. Литература, М. Просвещение, 2012 Лекция преподавателя | Проверка тезисов лекции | 0,5 |
Самостоятельная работа № 15 Подготовить сообщение: «Тема любви в произведениях Куприна и Бунина», чтение текстов художественной литературы, подготовить презентации по творчеству И.Бунина, Куприна | Исследовать тему любви в творчестве писателей ХХ века И.А.Бунина, А.И.Куприна. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) познакомиться с основными этапами биографии и творчества этих писателей; 2) раскрыть философию любви в понимании А.И.Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет» и повести «Олеся»); 3) выявить особенности изображения любви в рассказах И.А.Бунина | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева, 2012 Шушакова Г.В. «А счастье всюду... Тропа к Бунину». Кондратьева Л.А. "И ягоды туманно-сини на можжевельнике сухом": Изучение лирики Ивана Бунина. 11 класс. // Литература в школе. - 1999. - № 1. Тихомирова Е. В. Цикл рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи". XI класс. / Е. В Тихомирова, О. Д. Филатова // Литература в школе. – 2003. – № 9. Крутикова. Л.В. А. И. Куприн. Ленинград, 1971. Куприн А.И. Повести. Рассказы. | Представление и защита подготовленной презентации. | 3 | |
Самостоятельная работа № 16 Подготовить презентацию по теме: «Серебряный век русской поэзии. Основные течения русского модернизма». | Подготовить презентацию, сообщение «Серебряный век русской поэзии» . 1. Охарактеризуйте основные направления поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм). 2.Какие различия и сходства в теории и практике символизма, акмеизма, футуризма? 3. Составьте понятийный словарь темы «Серебряный век русской поэзии». | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева,2012 Ахматова А. А. В то время я − гостила на земле. М.: Прометей, 1990. Гумилев Н. С. Избранное. М., 1990. Димонов В. М. Век поэтов и философов (три тезиса о серебряном веке) // Социально – гуманитарные знания, 2001. Лукницкая В. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л. : Лениздат, 1990. Поэзия серебряного века М. : Дрофа, 2005. Прашкевич Г. М. Самые знаменитые поэты России. – М., 2001. Рапацкая А. А. Искусство «Серебряного века». М., 1996. Ронен О. Осип Мандельштам к 100 – летию со дня рождения // Литературное обозрение, 1991. №1. Серебряный век. Поэзия. (Школа классики). М., 1997. | Представление и защита подготовленной презентации. | 2 | |
Самостоятельная работа № 17 Лука и Сатин в пьесе М. Горького «На дне». | Аналитическая работа с текстом - см. Приложение 3. Вопросы: 1. Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди? Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? 2. Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Что больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна? 3. В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники? | М. Горький «На дне». | Устные сообщения, анализ текста | 2 | |
| Самостоятельная работа № 18 Письменный анализ стихотворений А. Блока «Коршун», «О, я хочу безумно жить…». | Примерный план анализа лирического произведения см. в Приложении 1. | А. Блок. Лирика. pishi-stihi.ru/tag/blok и др. | Представление и защита подготовленной информации | 1 |
Раздел № 5 Особенности развития литературы 1920-х- начала 1940-х годов | Самостоятельная работа № 19 Подготовить сообщения о творчестве поэтов В.Маяковского, С. Есенина. | Жизнь и судьба В. Маяковского. Жизнь и творчество С.Есенина. | Литература, 11 класс. учебник под ред. В.П. Журавлева,2012 Интернет-источники | Защита сообщений | 4,5 |
Самостоятельная работа № 20 Используя Интернет - ресурсы подготовить доклады, презентации: Жизнь и творчество М.И.Цветаевой, М.А.Шолохова, М.А.Булгакова | 1. Основные темы и проблемы творчества М.И. Цветаевой. 2. Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь и судьба Мастера. 3. Образ Григория Мелехова: трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева. М.И.Цветаева. Стихотворения. М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон». М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». | Проверка конспектов, подготовка и защита презентаций | 5 | |
Раздел № 6 Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Самостоятельная работа № 21 Подготовить рефераты и презентации о жизни и творчестве поэтов – фронтовиков. (К.Симонов, А.Сурков, М.Исаковский и др.) писателей – фронтовиков (Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Кондратьев, В.Быков и др.) | 1. Лирический герой в стихах поэтов - фронтовиков. 2. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. 3. Повести и романы военных лет Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева: тема человека и человеческого достоинства. | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева, 2012. Поэзия периода Великой Отечественной войны. А.Бек «Волоколамское шоссе». В.Быков «Сотников». Б.Горбатов «Непокорённые» В.Богомолов «Момент истины» В.Кондратьев «Сашка» | подготовка и защита рефератов и презентаций | 1 |
Самостоятельная работа № 22 Подготовить сообщение «Портреты Ахматовой», подготовить презентацию о жизни и творчестве А.А. Ахматовой | Ахматова в рисунках Модильяни. Портреты Ахматовой художников Анненкова, Альтмана, Петрова - Водкина. Как история страны преломляется и отражается в творчестве великой русской поэтессы. | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева, 2012 1. http://www.akhmatova.org/articl es/zhirmunskiy6.htm 2. http://shalamov.ru/library/21/52. html 3. http://www.litera.ru/stixiya/articl es/457.html 4. http://www.kostyor.ru/biography /?n=40 5. http://www.russofile.ru/articles/a rticle_81.php | Защита презентаций и сообщений | 1 | |
Самостоятельная работа № 23 Письменный анализ стихотворений Б.Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь» - по выбору) | Примерный план анализа лирического произведения см. в Приложении 1. | Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы: В 2-х т / Сост., подг. текста и примеч. В. С. Баевского и Е. Б. Пастернака. — 3-е изд. — Л.: «Советский писатель», 1990. pishi-stihi.ru/tag/pasternak pishi-stihi.ru/tag/pasternak | Представление и защита подготовленной информации | 1 | |
Раздел № 7 Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | Самостоятельная работа № 24 Конспектирование лекции | Запись тезисов лекции «Обзор литературы 1950-1980-х годов. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина». | Проверка записей тезисов | 1,5 | |
Самостоятельная работа № 25 Подготовить презентацию и сообщение по творчеству Н. Рубцова на тему «Тихая моя Родина». | Показать в своей работе, что тема родины, отраженная в стихах поэта, зависела прежде всего, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой жил поэт. 1.H. M. Рубцов: драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. 2.Вологодчина – родная земля Рубцова. 3. Темы истории и судьбы народа в стихах Н. Рубцова. 4. Тема русской природы в творчестве Н. Рубцова | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева,2012 Рубцов Н. Виденья на холме: Стихи, переводы, проза, письма. M., 1990. Еремина О. А. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» // Русский язык и литература для школьников. 2005. № 3. С. 36—40. | Защита презентации, заслушивание докладов | 1 | |
Самостоятельная работа № 26 Конспектирование лекции | Запись тезисов лекции «Особенности драматургии 1950-1980-х годов. Пьесы Э.Радзинского, А.Арбузова, В.Розова, А.Володина, А.Вампилова». | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева. Лекция преподавателя | Проверка тезисов лекции | 0,5 | |
Самостоятельная работа № 27 Подготовить сообщения по биографии и творчеству А.Твардовского | Лирика. Поэмы. Твардовский – редактор «Нового мира». | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева. А.Т. Твардовский. Василий Теркин. А.Т. Твардовский. Дом у дороги: Поэмы. Проза. А.Т. Твардовский. Стихотворения. А.Т. Твардовский. Новомирский дневник. В 2-х тт. | Проверка сообщений | 1 | |
Самостоятельная работа № 28 «Лагерная проза» А. И. Солженицына | «Один день Ивана Денисовича» Вопросы: 1. Как сам писатель объясняет свое пристрастие к жанру рассказа? 6. Как отразился в рассказе личный лагерный опыт Солженицына? | А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» | Проверка подготовленной информации | 2 | |
Самостоятельная работа № 29 Толковый словарь (по творчеству А.Вампилова) | Дать толкование словам: 1. Пессимизм. 2. Интеллигентность 3. Цинизм 4. Сакраментальный вопрос 5. Идеализм Свяжите эти понятия с героями и содержанием пьес А.Вампилова. | А.Вампилов. Дом окнами в поле. Пьесы. Очерки и статьи. Фельетоны. Рассказы и сцены Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 г. Гушанская Е.. Александр Вампилов. Очерк творчества. М., 1990. Сушков Б., Александр Вампилов. М., 1989. | Проверка толкований | 1 | |
Раздел № 8 Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) | Самостоятельная работа № 30 Подготовить доклады: творчество В. Набокова, В. Максимова, А. Зиновьева, В. Некрасова, И. Бродского. | Тематика и проблематика писателей русского зарубежья. | Литература, 11 класс. Учебник под ред. В.П. Журавлева | Проверка конспекта, реферат | 1 |
Раздел № 9 Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | Самостоятельная работа № 31 Написание отзыва по одному из произведений | Примерный план написания отзыва произведения см. в Приложении 4. | А. Рыбаков. «Дети Арбата». В. Дудинцев. «Белые одежды». А. Солженицын. Рассказы. В. Распутин. Рассказы. С. Довлатов. Рассказы. В. Войнович. «Москва-2042». В. Маканин. «Лаз». А. Ким. «Белка». А. Варламов. Рассказы. В. Пелевин. «Желтая стрела», «Принц Госплана». Т. Толстая. Рассказы. Л. Петрушевская. Рассказы. В. Пьецух. «Новая московская философия». О. Ермаков. «Афганские рассказы». В. Астафьев. «Прокляты и убиты». Г. Владимов. «Генерал и его армия». О. Михайлова. «Русский сон». Л. Улицкая. «Русское варенье». В. Маканин. «Где сходилось небо с холмами». Т. Кибиров. Стихотворения: «Умничанье», «Онтологическое» (1997—1998), «В творческой лаборатории», «Nota bene», «С Новым годом!». http://book-hall.ru/delimsya-opytom/avtorskie-stati/gm-palgueva-uchimsya-pisat-otzyvy | Проверка отзыва | 1 |
Всего | 58 |
3. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерный план анализа лирического произведения
- Кем и когда написано стихотворение?
- Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
- Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
- Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
- Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
- Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Приложение 2
Примерный план анализа эпизода
Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое | Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий | ||
1. Сюжет эпизода | 1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения | ||
2. Речевой строй эпизода | 2. Герои эпизода в системе образов произведения | ||
Диалог | Повествование | Описание | |
основной конфликт | события и их динамика | что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер) | |
речевые характеристики | герои, их поступки | чьими глазами дано описание | |
авторские ремарки | взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи | способы описания состояния | |
подтекст | пространственно-временные связи | роль художественных деталей | |
3.Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная | 3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления | ||
4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде | 4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения. | ||
5. Эмоциональный пафос эпизода | 5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения | ||
6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля | 6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов | ||
Место эпизода в контексте творчества писателя | |||
Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре |
Приложение 3
Аналитическая работа с текстом
1. Комментированное чтение текста.
2. Ответить на поставленные вопросы.
3. Обсудить и скорректировать собранную информацию.
4. Сделать выводы.
Приложение 4
Памятка
Как создать компьютерную презентацию
Создание презентации состоит из трех этапов:
- Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
- Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов
презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных) |
Способы выделения информации | Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. |
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Приложение 5
Написание сочинения по литературному произведению
1. Внимательно ознакомьтесь со всеми темами сочинений. Выберите из них ту, которую вы лучше всего сможете раскрыть. Затем обдумайте, как вы будете излагать и аргументировать свои мысли. Попробуйте подобрать эпиграф, который будет отражать содержание или основную идею вашей работы. Если вы ничего не подберете, ничего страшного - наличие эпиграфа не является обязательным.
2. Поразмышляйте над темой сочинения. Подумайте:
- какую проблему вы хотите затронуть;
- каким образом можно сформулировать спорные вопросы и как на них ответить;
- как вы обоснуете и аргументируете свои утверждения.
3. Составьте план-схему сочинения в черновике, впишите туда свои основные идеи и мысли. Обдумайте, каким способом вы сможете обосновать свои утверждения:
- цитаты из произведения (не более двух-трех предложений), которые будут подтверждать, а не повторять ваши мысли;
- ссылки на соответствующие эпизоды;
- анализ произведения (определитесь, какие ключевые моменты текста подтверждают вашу позицию).
4. Подумайте, в каком стиле вы будете писать (важен именно ваш индивидуальный стиль как автора сочинения). Заранее решите, каким будет вступление и заключение. Лучше всего, если начало и конец вашей работы как бы замкнутся в кольцо: идейно (утверждается и подтверждается одна и та же мысль) или формально (повторение слов). Это нетрудно, если вы в самом начале тщательно продумаете свое сочинение, особенно его начальную и заключительную части. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы: прочитайте тему своей работы и сверьте ее с тем, что хотите написать.
5. Напишите вступление. Оно может содержать:
- приглашение к разговору;
- представление автора;
- обозначение проблемы (она должна быть четко сформулирована);
- переход к основной части.
6. Во вступлении не следует пересказывать содержание текста. Объем вступительной части должен быть небольшим – всего 3-4 предложения. Если нужно, зачеркните лишние фразы. В случае, если у вас не получается начать со вступления, можно начать с основной части текста, оставив место для вводной. А еще лучше, подумайте: что вам мешает подойти к теме? Возможно, вы еще недостаточно ясно сформулировали для себя основную проблему или другие положения текста.
7. Начало сочинения должно плавно переходить в основную часть. Написав главную часть, пользуясь планом-схемой, прочитайте ее. Убедитесь, что основная часть соответствует теме и не содержит лишних высказываний и мыслей. Не расходятся ли ваши утверждения с авторским замыслом и с содержанием текста? Отметьте свои главные мысли на полях карандашом. В заключении вы можете повторить их другими словами. Обратите внимание, что оно не должно быть большим. Вступление и заключение должны быть не более 25% всего текста.
8. Внимательно прочитайте всю работу. Исправьте ошибки, устраните неточности в словах. Если есть возможность, проверьте по словарю орфограммы, в правильном написании которых вы не уверены. Отнесись внимательно к знакам препинания. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
Приложение 6
Памятка для написания доклада, реферата
Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
− Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
− Составление библиографии.
− Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
− Разработка плана доклада.
− Написание.
− Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям квалифицированно ответить на вопросы. Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
− предложения могут быть длинными и сложными;
− часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
− употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
− авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
− в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
− Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
− Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
− Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
− Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
− Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
− Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
− Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
− Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.
1. Титульный лист
2. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
4. Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
6. Список литературы.
Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.
− Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
− В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
− Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
− Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.
− Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
− Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.
− Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
− Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
− Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
− Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
− При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.
Приложение 7
Как составить схему
1. Прочтите предложенный текст и запишите его название
2. Укажите карандашом в тексте основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.
3. Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.
4. Дополните схему примерами.
Как заполнить таблицу
1. Прочтите названия оглавлений таблицы.
2. Прочтите текст и с помощью карандаша, укажите в нем материалы к каждой графе.
3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.
Приложение 8
Написание эссе
Эссе – это сочинение небольшого объёма по какому-либо частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения.
Говоря о стандартной структуре эссе, стоит обратить внимание на следующие три его элемента.
1. Введение. Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений.
Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.
∙ Объяснение: почему пишете по этой теме!
∙ Указывается поднятая автором проблема
∙ Отмечается её актуальность:
Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему).
Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.
2. Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.
∙ Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…
∙ Свое отношение, мнение к авторскому пониманию. Автор(фамилия, имя) безусловно прав, но… Нельзя не согласиться с мнением автора… Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…
∙ Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.
∙ В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+ Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику.
∙ Тезис (ваши мысли по проблеме)
∙ Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…
∙ В текст включаются обществоведческие термины (понятия) и их объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3)!
Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.
- Заключение.
1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий.
3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.
Структура эссе:
- Вступление
− Общая фраза к рассуждению или трактовка главного термина темы.
− Перифраза (главная мысль высказывания).
− Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
− Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание….
- Основная часть
− Собственная точка зрения.
− Аргументация.
− Аргументами могут быть примеры из истории, современной общественной жизни, литературные герои, ссылка на авторитетные мнения , статистика и т.д.
− Рассмотрим несколько подходов….
− Например… − Во-первых.. − Во-вторых..
- Выводы
− Уплотнение смысла сказанного
− Таким образом…..
− Итак,…
− Подведем общий итог рассуждению…
Полезные советы
1. Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе. Написав абзац, опять возвращайся к прочтению фразы.
2. Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста
3. Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения
4. Используйте схему построения предложений:
− Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ...;
− Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как, потому что …; − По моему мнению.., я разделяю позицию автора…;
− В заключении можно сделать вывод, что…
− Владейте набором определений по каждой теме.
− Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
Как написать хорошее эссе
Советы
∙ Необходимо писать коротко и ясно.
∙ От вас ждут проявления способностей построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
∙ Качество любого эссе (сочинения) зависит от трех составляющих: исходный материал (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме), качество его обработки (организация, аргументация и доводы), аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).
∙ По теме следует сначала прочитать 2-3 ключевые статьи или главы из книг, в которых даются концептуальные рамки или теоретическая аргументация, приводятся эмпирические данные, рассматривается и оценивается круг литературы по данной теме.
∙ Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как введение (суть и обоснование выбора выбранной темы), основная часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала), заключение (обобщения и выводы).
∙ Во введении очень полезно дать краткие определения ключевых терминов.
∙ Однако постарайтесь свести к минимуму число определений (скажем, 3-4).
∙ Наполняя содержанием основную часть, ограничьтесь в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли.
∙ При цитировании всегда берите текст в кавычки и давайте точную ссылку на источник (включая номер страницы), иначе текст будет считаться плагиатом.
∙ В заключение стоит дать указания на применение вашего исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Критерии оценивания эссе в «5» баллов, если есть:
∙ представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
∙ раскрытие проблемы на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями или на бытовом уровне, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
∙ аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
Приложение 9
Памятка
Как работать с Интернет ресурсами
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
-представляет ли она факты или является мнением?
-если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник? -подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Оформление Интернет-информации:
Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
- ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом);
- фамилия и инициалы автора;
- заглавие статьи, эссе или книги.
Например: 1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся для профессий и специальностей СПО
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ по специальностям: 33.02.01 «Фармация» 34.02.01 «Сестринское дело"
Самостоятельная работа обучающихся - одна из важныж форм организации учебного процасса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной р...
Методические указания для самостоятельной работы_физика_2 курс
Методические указания по выполнению самостоятельных работ созданы в помощь студентам для работы во внеурочное время....
Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОУД.03. Иностранный язык
Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»
В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образователь...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...