5 класс "Без хозяина дом — сирота" по сказке Евгения Клюева "Летающий дом"
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Шарова (Рыжкова) Ксения Андреевна

Конспект и презентация Открытого урока чтения по сказке Евгения Клюева "Летающий дом".

 

"Без хозяина дом — сирота" по сказке Евгения Клюева "Летающий дом"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока чтения для 5-6 классов

  Тема: “Без хозяина дом  сирота” по сказе Евгения Клюева “Летающий Дом”

  Актуальность составления урока состоит в том, что концепт “Дом” является центральным в культуре и литературе русского народа. Дом является пространством, которое организует и отражает человека, его жизнь.  

 Цель: способствовать осознанию концепта «Дом» как одно из самых важных в жизни человека, культуре народа

Задачи:

  1. Развивать интерес к чтению, через анализ произведения современной литературы
  2. Формировать умение отбирать информацию
  3. Сформировать умение анализа художественного произведения
  4. Углубить и обобщить материал об Устном народном творчестве
  5. Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа
  6. Воспитывать любовь к дому, Родине
  7. Развивать у учащихся чувство прекрасного

Тип урока: комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1

1.Вступительный этап. Организационный момент

(1-2 минуты)

Слайд 1. Добрый день. Сегодня у нас необычный урок. Во всех школах, во всех классах проходит урок Чтения. Тема урока чтения связана с важным понятием в жизни человека — Домом.

Существует известная пословица “Без хозяина дом сирота”. Как вы ее понимаете?

(Заслушивает ответы учащихся)

Активизация мышления при ответе на вопрос.

Дом не может быть без хозяина, ведь дом — это не просто здание, но и человек, который в нем живет.

П1, К1, К2

2

Этап целеполагания

(2 минуты)

Попробуем сформулировать цель нашего с вами урока.

(Формулируют цель урока)

Формулирование цели урока.

Цель урока: рассмотреть понятие Дом, понять его место в жизни человека, проанализировать сказку Евгения Клюева “Летающий дом”

П1, Р1, К1, К1, К2

3

Актуализация опорных знаний

(10 минут)

Какое значение имеет слово дом?

(Заслушивает ответы учащихся)

Слайд 2.

Попробуем подобрать синонимы к слову дом. Слайд 3.

(Заслушивает ответы учащихся)

Благодаря тому, что мы подобрали синонимы, можно увидеть, как много разных домов может быть, в них можно увидеть отражения отношения человека к дому.

В каких произведениях отражается мудрость народа?

(Заслушивает ответ учащихся).

Правильно пословицы и поговорки, сказки.

Назовем пословицы, в которых говорится о доме. Подумаем, как их можно объединить? Какое значение имеет дом для народа?

(Заслушивает ответы учащихся)

Слайд 4.

Назовем сказки, в которых мы можем увидеть описание дома и их хозяина.

(Вместе с учителем вспоминают сказки, анализируют описание дома и тех, кто живет в них)

Слайд 5, 6, 7

Вспомним авторские сказки. Какой дом мы видим в них? Например, “Сказка о рыбаке и рыбки” А. С. Пушкина. Кто являются главными героями? В каком доме о них живут?

Слайд 8.

Активизация мышления при ответе на вопрос.

Дом - здание, строение, предназначенное для жилья или других учреждений.

Мудрость народа отражается в устном народном творчестве, фольклоре (folklore - “народная мудрость”).

Синонимы (Слайд)

Пословицы (Слайд)

Дом не может быть без хозяина. Он - место, в которое хочется возвращаться, для человека важен уют и комфорт.

Сказки “Теремок”. Уютный дом, в котором всем героям хотелось жить.

Сказка “Заюшкина избушка”. У зайца изба лубяная (хозяйственный, трудолюбивый герой), у лисы ледяная (в этой сказке она бездельница, не любит и не хочет трудиться).

“Избушка на курьих ножках” принадлежит Бабе-Яге, отрицательный персонаж, обладающий волшебной силой.

Избушка волшебная, по заклинанию может повернуться, стоит на куриных ногах. В некоторых сказках нет ни окон, ни дверей. Замкнутость Бабы-Яги.

“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. Старик со старухой живут в землянке, у них нет детей. Дом отражает их жизнь, бедность.

П1, П3, П4, П5, К1, К2

3

Открытие новых знаний. Частичное закрепение.

(3 минуты)

Попробуем сформулировать вывод: что мы узнаем о доме из пословиц и сказок? Как можно объединить все сказки?

Мы с вами увидели, что во всех пословицах Дом — это место важное для человека. Человек должен чувствовать себя уютно и хорошо в нем. По дому мы можем судить о его хозяине.

Анализ и обобщение.

Дом отражает своего хозяина. Для русского народа дом место уюта, достатка и любви. Для любого человека важен дом.

К1, К2, П2, Л1

4

2.  Основной этап. Этап анализа художественного произведения.

Практическая установка

(17 минут)

Слайд 9. Мы сегодня с вами на уроке будем читать рассказ Евгения Клюева “Летающий дом”. Евгений Клюев современный писатель, журналист. Сказка входит в его сборник “Сказки на всякий случай”.  Слайд 10. В него входят множество сказок, например “Клубок, который катился”, “Башмак который писал стихи”,

“Карта, упавшая со стены”, “Пирожок ни-с-чем” и другие.

Как вы думаете кто будет героями сказок Евгения Клюева?

(Слушает ответы учащихся)

Почему героями сказок становятся простые вещи, окружающие человека?

(Слушает ответы учащихся)

Рассказ, который мы будем читать, называется “Летающий дом”.

Кто будет главным героям произведения?

(Слушает ответы учащихся)

Сейчас мы прочитаем сказку Евгения Клюева “Летающий дом”.

(Чтение сказки). Слайд 11.

С какими героями мы познакомились?

На что мы обращаем внимание, когда анализируем образ героя?

Проанализируем образ дома. Найдем его описание.

Дом похож на человека, значит у него есть свой характер. По описанию дома, какой у него будет характер?

Почему дома полетел?

Как дом выбирал себе хозяина?

Почему это ему было необходимо?

Найдем описание человека, которого он встретил. Какими чертами он обладает?

Найдем описание детей.

Почему дети сразу согласились полететь с домом?

У каждой сказки есть мораль. Что такое мораль? В каких произведениях еще мы можем увидеть мораль?

Какова мораль сказки “Летающий дом”?

Похожа ли сказка на привычные нам? Чем она отличается от других сказок?

Понравилась ли вам эта сказка?

Активизация мышления при ответе на вопрос.

Герои сказок Евгения Клюева - предметы повседневной жизни. Олицетворение - наделение неодушевленных предметов и явлений свойствами живого.

Приём часто используется в сказках. У Клюева они главные герои, наделенные своим характером, особенностями. Они становятся похожи на человека.

Главным героем сказки “Летающий дом” будет дом, который научился летать.

Чтение рассказа и его анализ.

Главный герой Дом, который искал себе хозяина, также взрослый человек и дети.

При анализе образа героя мы смотрим на его внешность (портрет), его поступки, речь.

Описание дома: “Летел себе дом — хороший такой зелёный Дом с весёлой трубой, красной крышей и двумя очаровательными окошками — из которых, как крылья, развевались две занавесочки. Летел и улыбался во всю дверь...”; “...Дом прикрыл дверь, которая у него открылась от изумления...”; “Тут Летающий Дом опять улыбнулся ясной улыбкой..”; “улыбался во всю дверь..”.

Дом очень жизнерадостный, общительный, веселый, симпатичный.

Дом решает полететь, чтобы найти себе хозяина. Он устал от повседневной однообразной жизни: “Никто во мне, видите ли не жил, я стоял себе, стоял у дороги...мимо меня ездили машины, ходили люди — и так каждый день. Представляете, каждый день. Однажды мне от этого стало совсем не по себе, я захотел куда-нибудь улететь, но не знал, умею ли я....”.

Дом долго искал себе хозяина, от усталости обратил внимание на первого взрослого человека на своем пути: “Тут до и увидел какого-то Человека в толстом шарфе вокруг шеи и тонких очках на кончике носа...”.

Обычный взрослый, который слишком серьезно обо всем размышляет (про умение дома летать, про адрес и письма, про свою семью). Он боится быть смешным в глазах окружающих его людей: “у меня есть жена и дети: мальчик и девочка. Они могут огорчиться, если их муж и отец внезапно полетит. А мои коллеги по работе сочтут это глупым...”.

Описание детей: “Дети сразу понравились Летающему Дому: у них были светлые головы и зелёные глаза”. В отличии от своего папы им сразу понравился Летающий Дом. Они, не раздумывая, были согласны в нем жить.

Мораль — совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих человеческие отношения. Мораль встречается в сказках и баснях.

Мораль сказки “Летающий Дом”: Дом не может быть без хозяина, человек должен выходить за границы своей жизни, пробывать что-то новое.

Сказка отличается главным героем - Домом, который имеет свой характер, желания. Сказка будет интересна детям и взрослым.

К1, К2, П1, П3, П4, П5, Л1

7

3. Заключительный этап

Итог урока

(6 минут)

Подведем итоги нашего урока.

На доске у нас написано слово “Дом”. Сейчас я предлагаю всем желающим выйти и написать свои ассоциации с этим словом.

Очень много интересных и ценных ассоциаций у вас возникло.

На нашем уроке мы рассмотрели понятие “Дом”.

Какое место занимает это слово в жизни человека и народа? Слайд 12.

Дом занимает центральное место в жизни человека. Это место, куда хочется возвращаться, где должно быть человеку комфортно и уютно. Дом отражает своего хозяина.

Мы с вами, как и герой, сказки Евгения Клюева не должны бояться пробовать что-то новое, выходить из своей зоны комфорта. Слайд 13.

Спасибо за урок

Записывают ассоциации о слове Дом. Анализируют, делают выводы.

Дом занимает важное место в жизни любого человека и народа в целом. Посмотрев, на это слова с разных сторон, мы можем сказать, что Дом — пространство, в котором человеку должно быть хорошо, уютно, комфортно. Дом отражает своего хозяина и без него быть не может.

К1, К2, П1, П2, П3, Л1

Универсальные учебные действия:

  1. Личностные:

Л1. Умение делать правильный выбор и давать нравственную оценку

Л2. Учебная мотивация

  1. Регулятивные:

Р1. Овладение навыками самоорганизации, целеполагания, как постановка учебной задачи

  1. Познавательные:

П1. Самостоятельно строить речевое высказывание в устной форме

П2. Обобщать информацию, делать выводы, формулировать свое мнение, позицию

П3. Уметь строить логическую цепь рассуждений

П4. Уметь устанавливать причинно-следственные связи

П5. Умение анализа и синтеза

  1. Коммуникативные:

К1. Умение слушать и слышать

К2. Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Материалы к уроку: презентация, текст Евгения Клюева “Летающий Дом”

Список использованной литературы:

  1. Е. В. Клюев “Сказки на всякий случай. От клубка до праздничного марша”.   М.: Время, 2013
  2. Т.Е. Коптяева “Концепт “Дом” и его особенности” (презентация)
  3. Е.А. Потураева “Метафорическое значение “Дом” в русской языковой картине мира”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок чтения 2019 "Без хозяина дом — сирота" по сказке Евгения Клюева "Летающий дом" Выполнила: Шарова К. А. учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 48

Слайд 2

1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме). 2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Словарь С.И. Ожегов а ДОМ , а (у), мн. а, ов , м. Значение слова

Слайд 3

Синонимы Здание Дворец Изба Хата Землянка Чертог Усадьба Дача Квартира Вилла Мазанка Лачуга

Слайд 4

Пословицы и поговорки Без хозяина дом — сирота В гостях хорошо, а дома лучше Все дороги ведут к дому Всякий дом хозяином держится Хорошо тому, кто в своём доме Дома и стены помогают Мой дом — моя крепость

Слайд 5

«Теремок» «Стоит в поле Теремок он не низок, не высок, не высок…»

Слайд 6

« Заюшкина избушка» «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная…»

Слайд 7

Дом Бабы-Яги «Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом! Заскрипели плохо смазанные суставы куриных ножек, посыпалась из щелей труха - и избушка неспешно и величаво развернулась к Иванушке фасадом…»

Слайд 8

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки» «Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года…»

Слайд 9

Евгений Клюев «Пора поверить в то, что сообщают нам сказки»

Слайд 10

"Сказки на всякий случай" “Клубок, который катился” “Башмак который писал стихи” “Карта, упавшая со стены” “Пирожок ни-с-чем”

Слайд 11

Сказка «Летающий дом»

Слайд 12

Дом занимает центральное место в жизни человека и народа. Это место, куда хочется возвращаться, где должно быть уютно и комфортно. Дом не может жить без хозяина.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Презентация к сказке "Танцующие ёжики" Евгения Каменецкого.

Презентация к сказке Евгения Каменецкого "Танцующие ёжики". Можно использовать в начальных классах перед динамической паузой, музыку попбрать любую танцевальную....

Конспект открытого урока:«Умение строить диалог между хозяином и гостями. Диалог-знакомство на основе сказки "Теремок"»

Цель-научить детей строить диалог между хозяином и гостями посредством   русской народной сказкой «Теремок»Задачи:-сформировать представление детей о том, как строить диалог межд...

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина.

Повторительно-обобщающий урок. Образ Евгения Онегия в контексте культурной эпохи XIX века....