М.Ю. Лермонтов, Мотив одиночества в стихотворении "Тучи", 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Данный конспект урока совмещает в себе не только анализ стихотворения "Тучи", но и также биографические данные о писателе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov_tuchi_6_klass.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по теме
«Михаил Юрьевич Лермонтов. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи".
Цели урока
- Обучающие:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
- Обучать основам анализа поэтического произведения через стихотворение «Тучи»;
- Помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения через произведение «Тучи»;
- Помочь приобрести навык работы с концептом слова «одиночество»
- Развивающие:
1) Регулятивные УУД: Развивать умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации, делать выводы;
2) Познавательные УУД:умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;
3) Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в группе,
3.Воспитательные:
- Воспитывать понимания жизни, любви к Родине;
- Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
Тип урока – комбинированный
Оборудование урока: компьютер (презентация подготовленная учениками), учебник – хрестоматия, аудиозапись с прочтением стихотворения.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
| Здравствуйте, ребята! | |
а)слово о поэте: прослушивание сообщения просмотр презентации. б) история создания стихотворения «Тучи»
Домашнее задание | Сегодня мы свами приступим к изучению творчества такого замечательного поэта как Михаила Юрьевича Лермонтова. Вы когда-нибудь слышали о таком поэте? Итак, одному из вас я давала задание подготовить небольшое сообщение о биографии писателя и небольшую презентацию. В это время вы должны записывать наиболее важные моменты его жизни. Спасибо, нам было очень интересно. Какая жизнь была у Лермонтова? Эпиграфом нашего урока станут слова, произнесенные однажды самим поэтом: Поверь мне – счастье только там, Где любят нас, где верят нам. Как вы понимаете данный эпиграф? Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Я зачитаю вам одни из стихотворений Лермонтова «И скучно, и грустно», именно в нём отражена главная тема – тема одиночества. Учитель зачитывает стихотворение. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением М.Ю. Лермонтова «Тучи», постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч? Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение. Учитель зачитывает историю создания стихотворения. Впервые опубликовано в 1840 г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» (с. 167 — 168), где датировано апрелем 1840 г. Написано перед отъездом Лермонтова в ссылку на Кавказ. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, стихотворение создавалось при следующих обстоятельствах: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение "Тучки небесные, вечные странники!..". Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...». Стихотворение сначала читает учитель. После чего читают ученики. Какие чувства вызывает у вас стихотворение после прочтение? Как вы думаете, что испытывал поэт, когда писал данное стихотворение? Какое настроение овладело вами? Прочитаем 2 строфу стихотворения. (Один из учеников читает вторую строфу). Что необычного вы заметили в этой строфе? Как называются такие вопросы? Для чего нужны риторические вопросы? Какие слова вы бы выделили в это строфе? Почему? А теперь обратимся к третьей строфе. Прочитайте первую строфу. (Один из учеников читает третью строфу). Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..». «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? Какая тема прослеживается в стихотворении? Как вы понимаете, что такое одиночество? На своих партах вы видите небольшие кластеры, в середине у вас кружочек и в нём вы должны написать одиночество, а стрелки, которые идет от центрального кружочка к маленькому, в нём вы должны написать ассоциации со словом одиночество. Давайте посмотрим определение данного слова в словаре. Так что же такое одиночество? Спасибо. Этап словарного воплощения концепта (моделирование словарного портрета концепта) В первой колонке вам нужно будет написать синонимы этого слова. Затем во второй колонке Пословицы, так как именно они доносят до нас представление наших предков о слове – дружба. Выберите ту пословицу, которая близка вашему пониманию этого слова. Составление синквейна в парах Синквейн: это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней ( что автор думает о теме?). 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? Каков основной мотив поэзии Лермонтова? С каким стихотворением Лермонтова вы можете сравнить стихотворение «Тучи»? Совершенно верно. Напишите часть сочинения, связанную с толкованием слова. По моему мнению одиночество– это….. | Регулятивные УУД (прогнозирование, предвосхищение результата). Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, корректировка плана). Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, корректировка плана). Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности). Познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме). Познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме). Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств). Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия). Познавательные УУД (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера). Регулятивные УУД (прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Презентация к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)1.Вступительное слово учителя. Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорил...
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
"Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю. Лермонтова» 6 класс
Изучая стихотворение, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов....
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...