Конспект урока литературы в 5 классе «Басня. Анализ басни «Муха» И.Дмитриева».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель урока: сформировать у учащихся умение анализировать текст басни.
Задачи:
1) Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.
2) Произвести анализ басни И.Дмитриева " Муха".
3) Развивать внимание к художественному тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы в 5 классе «Басня. Анализ басни «Муха» И.Дмитриева». | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
«Басня. Анализ басни «Муха» И.Дмитриева»
Головина В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 33» НМР РТ
Цель: сформировать у учащихся умение анализировать текст басни.
Задачи:
- Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.
- Произвести анализ басни И. Дмитриева «Муха».
- Развивать внимание к художественному тексту.
Оборудование: медиапроектор.
Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.
Ход урока.
Слово учителя.
Прочитайте тему нашего урока. Попробуйте определить цели нашего урока, на доске записаны слова помощники. На доске записано: Узнать…. Научиться…. Узнать, что такое басня. Научиться определять особенности басни, отличать ее от произведений других жанров литературы и т.д.
Это один из древних литературных жанров, который широко представлен в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции самыми известными были Гесиод и Эзоп (VI в. до н.э.). Интересно, что многие баснописцы других стран использовали сюжеты Эзопа для создания своих басен. Потом наступило время спада жанра. И только в 17 веке н.э. во Франции появится острослов Лафонтен, который возродил этот жанр. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов и другие (18 в.). В наши дни к этому жанру обратились поэты С. Михалков, Л. Филатов и другие.
Учащимся демонстрируется видеоролик «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАСНИ».
Запишем определение: Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
- К какому жанру близка басня? (К сказке о животных).
- Основные герои басен – животные, они говорят, думают, чувствуют, совершают поступки. Этот художественный прием называется – олицетворение. Запишем определение: Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- А кого баснописцы на самом деле подразумевали под животными? (Людей и их пороки, недостатки).
А почему баснописцы не давали имена животным? Читаем – свинья, козел, кукушка??? Это не конкретный человек, а общие качества и пороки людей. Этот прием в басне называется аллегория. Запишем определение: Аллегория - иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком - беззащитный человек.
- Как вы думаете, какую цель ставили перед собой баснописцы? Читателя басни чему-то научить, что-то высмеять.
Да, любая басня обязательно имела нравоучительный характер. Внимательно читая басню, мы с вами можем четко сказать, как автор басни относится к данному поступку своего героя.
А какие пороки (недостатки) людей могла высмеивать басня? (лесть, глупость, лицемерие, жадность, самоуверенность, злость….)
В басне нравоучительный характер определить легче, чем, например, в сказке, так как есть часть, где об этом говорится.
Запишем: Композиция басни состоит из 2 частей: мораль и сам текст басни. Эти части могут меняться местами, иногда мораль отделяется чертой.
Запишем определение: Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
- Басни могли создаваться, как в прозаической, так и стихотворной форме речи.
Запишем определение: «Эзопов язык» - иносказательный язык, полный намеков и умолчаний.
Обратимся к басне «МУХА» Ивана Ивановича Дмитриева
Русский автор Иван Дмитриев работал в разных жанрах литературы. Особого внимания заслуживают его басни. Большинство басен Дмитриева – это переводы произведений французских баснописцев. Так, по некоторым сведениям, «Муха» является переводом басни француза Пьера Вилье, которая восходит к античности.
По мнению Александра Александровича Пушкина, басни Ивана Дмитриева не могли сравниться с баснями Ивана Крылова, НО!!!! Басня Ивана Дмитриева «Муха» приобрела популярность, как в России, так и в странах зарубежья. Известно, что она была переведена на немецкий язык двумя авторами.
- Прочитаем басню «Муха» (читает кто-то из учеников).
- Передайте сюжет басни. Бык после тяжкого трудового дня возвращался домой. На его рогах восседала муха. На пути им встречается другая муха. Она интересуется у соплеменницы на рогах, откуда та возвращается. На что первая муха горделиво отвечает: «Мы пахали».
- Можем ли мы сказать в какой момент муха приземлилась на рога быка? Почему? Автор умалчивает, когда именно она туда села: пахал еще тогда бык или уже возвращался домой.
- Чем заняты герои басни? Они разговаривают.
- Вспомним, как называется такой тип разговора? ДИАЛОГ.
- Итак, о чем они разговаривают? Две мухи о том, чем они занимались днем.
- Оцените диалог двух мух. Согласны ли вы со словами мухи, ехавшей на быке? Почему?
- Как бы вы охарактеризовали героев басни быка и муху?
- В басне «Муха» есть антитеза: трудолюбие и лень. Докажите, что бык труженик. На то, что бык является тружеником указывают слова «с плугом», «по трудах». Герой не ленился и потратил почти все силы на свою работу, поэтому домой уже «тащился» и от большой усталости даже не заметил мухи на рогах.
- Зачитайте слова, указывающие на отношение автора к Быку.
- Зачитайте слова, указывающие на отношение автора к мухе.
- Зачитаем информацию из учебника, проверим, правы ли вы.
- Зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете? Нельзя присваивать чужие труды, ты ничего не делал, а говоришь, что ты это ты! Автор высмеивает высокомерие на примере чванливой мухи, которая заслуги быка ловко приписала и себе самой.
- Как вы понимаете словосочетание «Мы пахали»? Оно стало крылатым и до сих пор используется в нашем лексиконе. 1) на самом деле пахали 2 человека 2) один пахал, другой стоял, но говорит, что оба работали 3) О себе в третьем лице, величие.
- Сложно ли понимание этой басни по сравнению с басней «Кокушка» Василия Кирилловича Сумарокова?
- Какое выражение из басни можно использовать в своей речи, как пословицу? Придумайте ситуацию, используя эту пословицу.
Описанная ситуация в басне, к сожалению, оказалась вполне типичной и в реальной жизни. Поэтому она прижилась в народе. Нередко бывает так, что человек, не принимающий участия в деле, причисляет себя к тем, кто непосредственно что-то делал. Заменяя местоимения «он», «она» или «они» на громкое «мы», люди приписывают себе чужие заслуги. Именно так делает муха, говоря, что «мы пахали». Когда в лучшем случае она просто сидела на рогах, пока бык пахал.
Подведение итогов урока.
К изучению какого жанра мы сегодня приступили? ( Басня).
Какие основные особенности басни вы запомнили? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).
С каким баснописцем мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о нем?
Можно ли сказать, что басня «Муха» И.Дмитриева злободневна?
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение басни, но так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к героям и к морали.
КАРТОЧКА . БАСНЯ.
- Впишите недостающие слова, чтоб получилось полное определение жанра басня. Ответ будет выглядеть так: прозаический, увеселительного, ….
Басня – это краткий……………или прозаический рассказ………….характера, имеющий……………….смысл.
- Найдите определение литературоведческого термина, ответ оформите так: 1Б, 2В и т.п.
1 | Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за волком – злой, бессердечный человек, за ягненком- беззащитный человек | А | Аллегория |
2 | Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют. | Б | «Эзопов язык» |
3 | Это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. | В | Олицетворение |
4 | Иносказательный язык, полный намеков и умолчаний. | Г | Мораль |
- Дайте ответ на вопросы. Не оформляйте полным ответом, только указывайте век, имя баснописцев!!!
А) В каком веке возник жанр басни?
Б) Кто является родоначальником жанра басни?
В) Кто самый известный русский баснописец?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"
Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...
конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...
План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)
План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова...
Конспект урока литературы для 5 класса по басне М.Н.Лебедева "Самовар"
Конспект урока разработан для 5 классса с учетом требований ФГОС. Подробно прописаны цели, задачи, предполагаемые результаты.Данный материал предлагается для изучения в рамках урока внеклассного чтени...
Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"
Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...
конспект урока в 5 классе "Басни Эзопа"
урок посвящен расширению и обобщению знаний учащихся о баснях, сравнению русских и английских басен...