Моя повесть очень страшная.
статья по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_povest_ochen_strashnaya.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
О МНОГОЛИКОСТИ ЗЛА В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА «В ОВРАГЕ».
Иванова Мария Анатольевна
(Россия, Москва)
Тема добра и зла в русской литературе вечная. Когда утрачены нравственные ориентиры, людям необходима вера в добро, которая дает силы стремиться к совершенству. Что такое добро и зло. Обратимся к словарю:
ЗЛО – 1.Все плохое, дурное, вредное; 2.Несчастье, беда, напасть.
ДОБРО – 1. Все хорошее, положительное, благо, благополучие (противоп. зло); 2. Хорошее, доброе дело, поступок; хорошее отношение к кому-л.; 3. разг. О личном имуществе, вещах, поступках; 4. разг. О чем-л. Негодном, ненужном (обычно иронически). [1, с. 153]
Почти во всех произведениях А.П. Чехова проходит тема добра и зла. В повести «В овраге» (Ялта, ноябрь-декабрь 1899г) она является ключевой. Хотя эта повесть многократно была объектом изучения, проблема добра и зла концептуально в ней не рассматривалась.
Перед нами в повести открывается целый художественный мир, где живут люди добрые и злые.
Главным злом в повести являются деньги,которые дают власть над людьми, вседозволенность.В «В овраге» огромное зло несут богатые и сильные. Во имя обогащения они открыто и нагло обижают бедных: изнуряют тяжелой работой, разоряют, обездоливают, принижают простой народ.
Любовь к деньгам толкает людей на преступления разного рода: экологические, экономические, нравственные. На первой же странице в полный рост встает экологическая проблема: безжалостного разрушения и истребления природы алчными людьми.
Закрытая властями кожевенная фабрика, загрязнявшая окружающую среду вредными отходами, «работала тайно с ведома станового пристава и уездного врача, которым владелец платил по десяти рублей в месяц» (С. Х, с. 144), «от кожевенной фабрики вода в речке часто остановилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал от сибирской язвы» (С. Х,с.144 ).
В повести стяжатели живут обманом, ложью, воровством, взяточничеством, совершают разные преступные действия. В Уклееве порядок жизни сложился прочно. Очень красноречивы следующие факты.
Представители власти, волостной старшина и писарь ни разу не отпустили «из волостного правления ни одного человека без того, чтобы не обмануть и не обидеть … они уже до такой степени пропитались неправдой, что даже кожа на лице у них была какая-то особенная, мошенническая» (С Х, с. 155).
Лавочник Григорий Цыбукин, несмотря на то, что законом была запрещена торговля вином: «держал бакалейную лавочку, но это только для вида, на самом же деле торговал водкой, скотом, кожами, хлебом в зерне, свиньями, торговал, чем придется » (С Х, с. 145) .
Его старший сын Анисим, состоявший на службе сыщиком, из-за любви к деньгам стал фальшивомонетчиком ,невестка Аксинья – убийцей.
В селе все давно привыкли к тому, что фабриканты Костюков и Хрымины Младшие «в праздники <…> устраивали катанье, носились по Уклееву и давили телят» ( С Х, с. 147).
Как известно из воспоминаний С.Н.Щукина, Чехов опирался на жизненный материал. Он говорил: «Я описываю <…> жизнь, которая встречается в средних губерниях, я ее больше знаю. И купцы Хрымины есть в действительности. Только на самом деле они еще хуже. Их дети с восьми лет начинают пить водку и с детских же лет развратничают; они заразили сифилисом всю округу. Я не говорю о этом в повести <…> потому что говорить об этом считаю нехудожественным» [6, с. 574 ]
Чтобы прийти к чеховскому пониманию добра и зла, необходимо проникнуть в сущность человеческого бытия, понять, что добро и зло, хоть и являются понятиями неделимыми, состоят из разных слагаемых. Добро по Чехову – это совесть, жалость, сострадание. Слагаемые зла – насилие, несправедливость, отсутствие совести и стыда, равнодушие. Добро и зло – константы человеческого бытия. А.П.Чехов понимал добро как проявление культуры, которую человечество вырабатывает тысячелетиями.
Социальный и нравственный аспекты зла ярко проявляются в бытии семьи Цыбукиных. С преступлениями против народа накрепко связана деятельность Григория Цыбукина. Мироед, грабитель, подпольный торговец водкой, ростовщик, «вообще … старик оборотливый».
Анисим Цыбукин – фальшивомонетчик, который, как и отец, давно преступил нравственные законы. Страсть к деньгам, жажда быстро разбогатеть обернулись для него каторгой.
Идолом Аксиньи Цыбукиной также являются деньги, они властвуют над ней. Деньги – «футляр» ее хищнических замыслов. «Это молодое хищное животное, весело и бодро охотящееся за дичью, счастливое удачей, победой, приобретением» [2, с. 338] . Аксинья убивает ребенка из-за наследства и продолжает жить «весело и спокойно». Ее, в отличие от Анисима, не судили. Аксинья осталась безнаказанной преступницей: « её все боятся и дома, и в селе, и на заводе. Когда она приходит на почту, то начальник почтового отделения вскакивает и говорит ей: « покорнейше прошу садиться, Ксения Абрамовна!»» (С Х,с.178).
Чехов, который никогда не давал прямых характеристик персонажам, многократно сравнивает ее со змеёй и по внешнему, и по внутреннему сходству: «<… > Аксинье сшили светло-зеленое платье, с желтой грудью и со шлейфом» (С. X, с.151), «В этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное…» (С. X, с. 156) Коварство, подлость, готовность к молниеносному смертельному укусу роднят ее с гадюкой. Этим сравнением писатель указывает на распад в ней человеческой личности. Все ее злое начало прячется под маской «наивной» улыбки. Эта «хищница», потеряв совесть, способна в любое время на любое злодейство. «Грудной ребенок поперек ее дороги – она хватает ковш кипятку и ошпаривает его. И затем живет весело и спокойно.» [2, с.339] .
Варвара Николаевна Цыбукина не совершает никаких злодеяний, но М.О. Меньшиков справедливо называет ее «хранителем зла», « она -своим благочестием и благообразием – освящает зло жизни» [2, с. 341 ], «ее приветливость, ласковость и «добрые дела» приукрашивают и маскируют хищническую деятельность мужа и невестки» [4, с.282]. Варвара Николаевна терпит зло, не противится ему, равнодушно мирится с ним. Равнодушие – это и есть то же самое зло. Как прав польский писатель Бруно Ясенский, сказавший: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» [7, с. 5]. На равнодушии Варвары и
держится жестокая и злая энергия Аксиньи.
Невозможно познать добро без зла – одно познается через другое. Злое не будет страшно в мире, пока живет добродетель, так говорят в народе.
«На чернейшем «цыбукинском фоне», как звезды, светятся характеры … Липы, Костыля, старика и парня, встреченных Липой в трагическую ночь смерти ее младенца»[4, с. 283-284]. Эти люди глубоко чужды миру стяжательства, душевно они совершенно свободны. У них в отличие от хищников есть «высочайшее достояние души человеческой – чувство добра и правды, чувство красоты, словом – чувство Бога», – пишет М.О. Меньшиков, т.е. всё то, что «уже потеряно нашими мироедами» [2, с. 353 ].
Образ Липы во всем контрастен цыбукинской семье. Ее чистая, кроткая душа способна на тихий протест, высокие душевные порывы. «Она не поддержала зла, не вступила с ним в союз <…>, но обессилела его» [2, с. 347]. Она испытала сильнейшее чувство материнской любви и скорби, а после гибели сына вновь возрождается к жизни. От проезжего старика Липа получает слова утешения : «Жизнь долгая – будет еще и хорошего и дурного, всего будет. Велика матушка Россия!»(С. Х, с. 175)
В Липе сохранилась вера в добро. Она бессознательно воплощает в себе энергию доброты, что подтверждает ее причастность к общенародному духовному началу, к «небесным силам». Свободная, Липа живет в своей родной стихии, она находит счастье в труде. В финале повести она идет впереди фабричных работниц и, глядя вверх на небо, поет свою песню – песню жаворонка.
Образом Липы А.П. Чехов показал, «что в душе народа постепенно формируется чувство собственного достоинства, искони живет надежда на торжество правды» [3, с. 73].
Литература:
1. Большой академический словарь русского языка:в 17 томах. Т. VI. – М-СПб.: Наука, 2006. – 825 с.
2. Меньшиков М.О. Три стихии // Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков: Переписка. Дневники. Воспоминания. Статьи / сост., статьи, подготовка текстов, примечания А.С. Мелковой. – М.: Русский путь,2005 . – 475 с.
3.Родионова В.М. О повести «В овраге» //Чеховиана: Мелиховские труды и дни. – М.: Наука,1995. – с.71– 76
4.Турков А.М. А.П. Чехов и его время. – М.: Художественная литература,1980.– 524 с.
5.Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.– М.: Наука, 1983-88.
6.Щукин С.Н.//Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Захаров,2005.– 720 с.
7. Ясенский Б. Заговорравнодушных – М.: Издательский дом: Правда, 1986. – 61 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Христианские мотивы в повести Н.В.Гоголя "Страшная месть"
Материал научной работы ученицы поможет педагогам в проведении урока внеклассного чтения по данной повести. Здесь большое поле деятельности и для патриотического воспитания, и для нравственного....
"..страшное в жизни часто начинается очень просто" урок по рассказу Астафьева "Васюткино озеро"
Заключительный урок по рассказу Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе по программе В.Я.Коровиной...
Урок-презентация по повести Н.В.Гоголя «Страшная месть».
Разработка урока внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Страшная месть". В задания включены вопросы по теории литературы, на сопоставление с повестью "Тарас Бульба", на знание текста произв...
«А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный». Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира»
Цель данного урока: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Основные задачи: пробудить интерес к литературе, открыть новое имя писателя А.С. Неверова, ра...
«Смешно или страшно? (реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)»
урок...
Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики
Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...
Художник и "страшный" мир в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект". Конспект урока.
В разработке представлен конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект", а также презентация к этому урока. В ходе урока учащиеся с помощью анализа образа Невского проспекта в разн...